Всем, всем, кем город был спасен
И выстоял и не согнулся
От всей души земной поклон
Живым и тем кто не вернулся
Выставка в Румянцевском особняке «Ленинград в годы Великой Отечественной войны», рассказывающая о жизни города
в 1941-1945 гг.
Здесь представлена комната блокадника, а сигналы воздушной тревоги и стук метронома способствуют погружению в атмосферу города-фронта. 27 января 1944 года советские войска полностью сняли длившуюся 900 дней фашистскую блокаду города. - Не сомневаюсь, что в преддверии этой даты школьники и студенты, ветераны, жители города придут сюда, в особняк Румянцева, и другие памятные места, чтобы прикоснуться к истории, погрузиться в напряженную атмосферу блокадных лет, чтобы сердце наполнилось состраданием и гордостью за Ленинград»
Мы никому не позволим забыть-
Ни престарелым, ни юным-
Дату, чей траур столетьям не смыть:
ДВАДЦАТЬ ВТОРОЕ ИЮНЯ
Карточки на норму хлеба ленинградцам
Комната блокадника
Когда б все люди на Земле огромной
Войну возненавидели, как мы,
Не чудился бы нам стук метронома
и не знобило стужей той войны
Таня Савичева
Я не знала, что же сделать к юбилею о войне,
Но потом нашла историю о Тане, стало интересно мне.
Эта девочка в блокаду потеряла всю семью,
И сама она погибла на 15-ом году.
Но вела Таня дневник, взятый у сестры
(И лежит он в Ленинграде вплоть до сей поры).
В дневнике том даты – ровно шесть смертей
Самых-самых близких Танечке людей.
Посетив этот музей Одна из школьниц 11 класса написала письмо для Тани Савичевой
Мы, живущие в 21 веке, знаем о ленинградской блокаде почти все: каковы были нормы выдачи хлеба, сколько было артналетов, сколько сброшено бомб, какие были наступательные и оборонительные операции. Мы знаем, как сохраняли памятники культуры и что передавали по радио, как устроили футбольный матч и какую музыку слушали в осажденном городе. Мы не знаем только одного: как же вы смогли пережить холод, голод, страх, потерю родных! Ведь и ты пережила все это, Таня.
В осажденном Ленинграде, в холодной комнате, трясясь от слабости, ты вела свой удивительный дневник. Тебе было очень холодно и очень страшно. И наверное, так хотелось прижаться к маме, спрятаться от ужаса. Но мамы нет. Ее убила блокада. Война забрала у тебя все: родных и близких, счастливое детство, здоровье, жизнь. И никто не слышал твоих рыданий, когда ты выводила в своем дневнике: «Савичевы умерли. Умерли все». А может быть, ты и не плакала? Может быть, и на это не осталось сил?
Что должен чувствовать ребенок, когда на его глазах один за другим уходят брат, бабушка, дядя, мама?.. В дневнике об этом ни слова — только жуткие факты и цифры. Ничего о собственных переживаниях. Лишь последняя запись — как обрыв: «Осталась одна Таня». Одна в мире насилия, страдания и смерти. Тебя еще попробуют спасти, эвакуируют на Большую землю, но не смогут сохранить в твоем худеньком тельце жизнь. Блокада заберет и тебя.
Но останется твой дневник. Девять страничек записной книжки заставят содрогнуться мир. Весь мир будет плакать, Танечка! А когда высохнут слезы, то твой дневник предъявят как обвинительный документ:
Это — смертный приговор убийцам
В тишине Нюрнбергского суда.
(С.Смирнов)
Танечка, строчками блокадного дневника ты говоришь со мною. А я… я могу разговаривать с тобою только в мыслях. Ты никогда не прочитаешь этих строк. Но и не сказать этих слов я не могу. Таня, ты — героиня, такая же, как все, кто жил в те страшные годы в Ленинграде. Я хочу рассказать тебе, Танечка, что наш город освободили в 1944 году, что войну мы выиграли, победили в сорок пятом. Теперь наш город называется Санкт-Петербург, а наша страна — Российской Федерацией. Многое изменилось за прошедшие годы. Но и в нашей стране, и за ее пределами знают о маленькой ленинградской девочке Тане Савичевой. Твой дневник хранится в Музее истории нашего города, его копия — в музее Пискаревского кладбища, а строчки дневника выбиты на каменных плитах возле Цветка жизни — памятника детям блокадного Ленинграда.
Да что там на каменных плитах — твои слова вырезаны в наших сердцах. Мы помним. А значит, ты жива, Танечка.
Наталья Головщикова, 11 класс 427 школы
Санки, буржуйки помогали блокадникам в эти тяжелые дни
Лютый голод блокады, бомбежки, обстрелы.
Тридцать месяцев смерть, тридцать месяцев ад,
Но в запавших глазах и сердцах обгорелых
Лишь одно : " НЕ СДАДИМ.ОТСТОИМ ЛЕНИНГРАД!"
Макет Невского проспекта, таким он был в дни блокады
Нам наше прошлое свято и дорого-
Гордость победами, горечь утрат.
Вечная память защитникам города!
Вечная слава спасителям города!
Вечная слава тебе , Ленинград!
Далее читайте по ссылке
http://my.mail.ru/community/blog_afff44/7FC3280A489A90F1.html
Марина, а Вы тоже пережили блокаду? У Вас остались воспоминания, или память «стёрла» эти ужасы?