Арина Родионовна ЯКОВЛЕВА
Арина Родионовна ЯКОВЛЕВА /в замужестве МАТВЕЕВА/
(1758 - 12.8.1828), крепостная М. А. ГАННИБАЛ, няня А. С. ПУШКИНА.
Стоит произнести ее имя - и почти каждый, выросший в русском культурном пространстве, скажет, кто она такая. Более того, он не сможет назвать ни одной другой няни, бабушки или мамы - воспитательниц гения. Некоторые литературоведы даже изрекли, что не будь такой няни, не знала бы Россия солнца своей поэзии. Как реакция на это, другие "исследователи" договорились до того, что старушка были лишь собутыльницей находящегося в депрессии поэта. А как иначе, если сам поэт говорит, обращаясь к ней: "Выпьем с горя, где же кружка?"
Начнем с того, родилась она в деревне Суйда в 55 верстах от Санкт-Петербурга у крестьянина Родиона ЯКОВЛЕВА и была названа Ириной (Ириньей), а Ариной ее стали звать в хозяйском доме, следуя моде того времени давать своим слугам иностранные имена или произносить их на чужой манер. Продолжим тем, что она была нянькой старшей сестры Пушкина Ольги и его младшего брата Льва, но не ходила за маленьким Сашей. За ним смотрели две другие женщины и дядька Никита КОЗЛОВ, провожавший гроб с телом поэта и в последний путь. И все же только ее Пушкин звал своей няней, к ней или навеянным ею образам не раз обращался в своих стихах, говорил, что она стала прототипом няни Татьяны Лариной. Видимо, на самом деле крепостная крестьянка обладала особым даром и покоряла детские души, а ее речь навсегда отложилась в их памяти. Эта ее роль особенна важна тем, что в детстве поэта "воспитание его мало заключало в себе русского; он слышал один французский язык".
Когда Александра отправили учиться в Царскосельский лицей, его общение с няней надолго прервалось, а редкие семейные встречи после окончания учебы почти сразу прекратились, когда поэт был отправлен в ссылку на юг. Судьба вновь свела их в Михайловском, которое было определено новым местом его ссылки. Вот тогда Пушкин назвал ее "подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя", тогда написал и "Буря мглою небо кроет", когда вновь слушал и записывал вслед за нею сказки. Она его звала ангелом, а для него была мамушкой. Может, в этом и кроется тайна их отношений. Ведь ни с матерью, ни отцом у него не было нежных отношений. У матери на старшего сына просто не было времени: пятерых детей она потеряла в младенческом или раннем возрасте. Отец же их воспитанием вовсе не занимался, а в Михайловском стал главным надзирателем своего сына. Кого поэту было еще любить и помнить?
А не будете ли Вы добры указать источник? Я хотела бы почитать ещё.