Марк Шагал и Витебск
Совсем недавно я показала памятник Шагалу в Витебске и обещала, если кого-то заинтересует, рассказать об этом художнике. Несколько девочек заинтересовались. Потому и выкладываю этот материал. Может это будет интересно еще кому-то!
О творчестве этого художника люди отзываются по-разному. Кто-то восторгается. Кто-то ворчит: «Мой ребенок лучше нарисует!» Но, так или иначе, его работы вызывают отклики, причем разные.
Я хочу сегодня немножко рассказать вам о жизни Марка Шагала. Не официальным языком биографии художника. А так, как мы рассказываем о нем нашим туристам. Чтобы они поняли, что это был за человек. А официальные сведения о нем можно запросто найти в интернете.
В энциклопедиях советского периода мы читали: «Известный французский художник» .А кто он на самом деле? И откуда родом?
Марк Шагал (Мойша Сегал) родился в Витебске 6 июля 1887 года. Но всегда отмечал свой день рождения 7 июля. Таким образом получались магические три семерки: 7.07.87 г. Родился он в небогатой еврейской семье. Рождение будущего художника сопровождалось большим пожаром, который в это время бушевал а Витебске. По воспоминаниям, кровать с матерью и младенцем приходилось переносить из одного места в другое, чтобы спасти от огня.Кстати, ребенок родился мертвым: не закричал. Его окунали в холодную воду, кололи иголочками, и только тогда он подал голос.
Отец Шагала, Хацкель Сегал работал грузчиком на рыбном складе. Мама – Фейга- Ита держала небольшую бакалейную лавку, которая находилась в одной из комнат дома .Семья Шагалов была большая: кроме Марка был брат Давид и 7 сестер !С детства Марк очень любил рисовать. Рисовал на всем, что попадало под руки. Иногда это были мешки из-под крупы или сахара из бакалейной лавки, а потом эти разрисованные мешки сестры стелили как коврики на вымытый пол. Представляете, сколько работ Шагала ушло просто в никуда? Он обижался, развешивал свои «картины» возле кровати мамы. Она одна поддержала его желание учиться рисованию.
Шагал поступает учеником в школу местного художника Юделя Пэна. Это портрет Шагала работы Пэна.
Но проучился он там всего два месяца. Как он сам говорил, он почувствовал, что у него свой, особый путь в искусстве. И всего с 27 рублями в кармане он отправляется в Петербург.в 1907 г
Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Решено! Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Ползал и подбирал. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств
. Не поступив в училище искусств и ремесел барона Штиглица, он отправился в школу при Обществе поощрения художеств. Здесь его приняли, а учил Н. Рерих.. В 1910 году он переходит в школу искусств Е. Званцевой. Его учителями здесь были Леон Бакст и Мстислав Добужинский.
Но одним из первых заметил, выделил и стал покровителем начинающего Шагала известный русский юрист и общественный деятель Максим Винавер. Именно он осенью 1910 года предоставил Марку Шагалу стипендию в размере 125 франков в месяц для продолжения учебы во Франции. Шагал поселился в знаменитом «Улье» на Монпарнасе. Уже в мае 1914 года в берлинской галерее журнала «Штурм» состоялась персональная выставка М. Шагала. А месяц спустя он возвратился в Россию.
Шагал возвратился в Витебск не только потому, что здесь ждала его семья. Здесь ждала его муза, его любовь, Белла Розенфельд. С ней он познакомился еще раньше, осенью 1909. во время пребывания в ВитебскеТея Брахман, приятельница Шагала,познакомила его со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школа Герье в Москве. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, её глаза! — я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа»
. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Интересная деталь: когда Марк встречался с Бэллой, не он, а она дарила ему цветы! И часто это были васильки. Поэтому василек стал любимым цветком художника, а голубой или синий цвет чаще всего встречается в его картинах!
В 1911 Шагал на полученную стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк.
Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок. 25 июля 1915 состоялась свадьба Шагала с Беллой[22].Надо сказать, что отец Беллы был категорически против этого брака. И для этого были вполне серьезные причины. Слишком большая разница в достатке этих двух семей. Отец Шагала – грузчик на рыбном складе, а отец Беллы – владелец трех ювелирных магазинов, один из которых в самом центре Витебска! Согласитесь,это неравный брак! Но Белла очень любила Шагала, а отец Беллы очень любил свою дочь Свадьба состоялась В прошлом году в Витебске достаточно интересно отпраздновали столетие свадьбы Марка и Беллы.
,В 1916 году у них родилась дочь Ида,
В 1919 году Шагал создает в Витебске художественное училище, куда приглашает художников из Петрограда. Приезжают М.Добужинский, Лисицкий, Казимир Малевич. Но с Малевичем отношения складываются непросто. У Шагала много времени уходит на чисто административную работу ( для училища надо добывать краски, холсты, дрова), а с учениками больше занимается Малевич. И вот, вернувшись из одной из командировок, Шагал узнает, что его ученики перешли к Малевичу. Скорее всего, двум таким ярким и самобытным художникам было тесно в маленьком провинциальном Витебске!
И в 1920 году Шагал вместе с женой и дочерью уезжает из Витебска. Уезжает навсегда. Больше он никогда не вернется в свой город
Два года Шагал работает оформителем в Камерном еврейском театре в Москве. А затем он эмигрирует из России.
Большая часть жизни Шагала связана с Францией. Анна Ахматова писала: «Шагал уже привез в Париж свой волшебный Витебск!» Для художника всегда существовали только два города: Витебск и Париж. Причем Витебск он ставил на первое место!
Летом 1941 года Шагал с семьей с последним пароходом отправляются из Франции в Штаты. В Европе его искусство было объявлено гитлеровцами дегенеративным, его картины убраны из музеев. Приехав в Америку, Шагал считает, что это ненадолго. Но задержаться пришлось почти на семь лет!В 1944 году Шагал узнает об освобождении Франци и думает вернуться , но в сентябре Белла умерла в госпитале. Она простудилась, нужны были антибиотики, а их достать было трудно, все шло для армии, и 2 сентября Белла скончалась. Марк очень тяжело переживал смерть жены. Белла была для него всем: музой, любовью, вдохновительницей, самым строгим критиком. Ни одну свою работу он не считал завершенной, пока Бэлла не говорила, что работа хороша.«Когда я с Беллой, я не хожу, а летаю!» Наверное, потому на картинах художника так много летящих и летающих влюбленных!
Чтобы отвлечь отца от печальных мыслей, дочь Ида приводит в дом секретаря, домоправительницу Вирджинию Маккнил-Хаггард.
Отношения с Вирджинией Макнилл-Хаггард, дочерью бывшего британского консула в США, начались, когда Шагалу было 58 лет, Вирджинии — 30 с небольшим. У них родился сын Дэвид (в честь одного из братьев Шагала) Макнилл. В 1947 году Шагал приехал с семьёй во Францию. Через три года Вирджиния, забрав сына, неожиданно убежала от него с любовником., написав позже книгу «Моя жизнь с Шагалом. Семь лет изобилия»
В судьбе художника была еще одна женщина .12 июля 1952 Шагал женился на «Ваве» — Валентине Бродской, владелице лондонского салона моды и дочери известного фабриканта и сахарозаводчика Лазаря Бродского. Но если Бэлла была музой, то Вава, говоря современным языком – менеджер. Она много сделала для сохранения творческого наследия Шагала И в этом браке он был счастлив.Но музой всю жизнь оставалась только Белла, он до самой смерти отказывался говорить о ней, как об умершей. Когда-то, еще в юности, гадалка нагадала, что в его судьбе будут три женщины: одна необыкновенная и две обыкновенных. Так и случилось.
А еще гадалка сказала, что он умрет в полете. И Шагал очень боялся летать! А умер в возрасте 97 лет в своем доме в небольшом городке Сен-Поль –де-Вансна юге Франции, поднимаясь в лифте с первого этажа на второй! Когда двери лифта распахнулись, сердце художника уже остановилось!
Такая необычная жизнь, и такая необычная смерть!
Шагал не только художник.С 1960-х годов в основном перешёл на монументальные виды искусства — мозаики, витражи, шпалеры, а также увлекся скульптурой и керамикой. В начале 1960-х годов по заказу правительства Израиля Шагал создал мозаики и шпалеры для здания парламента в Иерусалиме. После этого успеха он получил множество заказов на оформление католических, лютеранских храмов и синагог по всей Европе, Америке и в Израиле.
В 1964 году Шагал расписал плафон парижской Гранд Опера по заказу президента Франции Шарля де Голля, в 1966 году создал для Метрополитен-опера в Нью-Йорке два панно, а в Чикаго украсил здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года» (1972)
Будучи уже пожилым человеком, Шагал приезжал в Советский Союз. Он был в Москве, в Ленинграде. В Витебске не был. Существует несколько версий почему художник не приехал в свой любимый город. Он побоялся не увидеть свой прежний Витебск: который так любил и всю жизнь рисовал. Ведь во время войны Витебск был разрушен на 93% ! Того старого города уже не было!
Но Шагал хотел, чтобы в Витебске был его музей, и готов был передать в дар музею около 60 своих картин. Но как в Советском Союзе говорили о тех, кто эмигрировал! И в итоге город художника не имеет НИ ОДНОЙ картины Шагала! У нас есть только коллекция его графических работ, около 300.
Есть два музея. Один – Дом-музей художника. Дом, где жила семья Шагала, действительно сохранился.
И есть Арт-центр, где представлены графические работы. А рядом - крылатые часы, словно сошедшие с полотна художника
А еще есть два памятника. Один я совсем недавно вам показывала. Он находится во дворике Дома-музея. Его автор, наш скульптор Валерий Могучий, назвал его «Скрипка Шагала». или
"Витебская мелодия на французской скрипке"
Молодой художник ( таким его знал Витебск) опирается на очень необычное животное. Туристы всегда гадают: кто это? Кто-то видит жеребенка, кто-то лань, кто-то другое животное. Автор памятника говорил, что это собирательный образ животных, которых Шагал рисовал, в своей весьма своеобразной манере. Это животное протягивает художнику василек. Любимый цветок Шагала! А в руках у художника очень необычная скрипка. В ней два самых любимых города. На палитре, поближе к сердцу. его старый Витебск. А гриф скрипки - Эйфелева башня. В правой руке не смычок, а кисть. Его картины словно звучат!
. А второй памятник в самом начале улицы Покровской. Его автор. тоже витебский скульптор А.Гвоздиков, изобразил уже пожилого художника, сидящего в кресле, задумавшегося, и летящую над ним его Беллу, протягивающую ему василек.
Об этом памятнике я обычно говорю стихами замечательного советского поэта Роберта Рождественского. У него есть стихотворение - своеобразный заочный диалог с Шагалом.
Марк Шагал
Он стар и похож на свое одиночество.
Ему рассуждать о погоде не хочется.
Он сразу с вопроса:
«— А Вы не из Витебска?..»—
Пиджак старомодный на лацканах вытерся...
«—Нет, я не из Витебска...»—
Долгая пауза.
А после — слова
монотонно и пасмурно:
«— Тружусь и хвораю...
В Венеции выставка...
Так Вы не из Витебска?..»
«— Нет, не из Витебска...»
Он в сторону смотрит.
Не слышит, не слышит.
Какой-то нездешней далекостью дышит,
пытаясь до детства дотронуться бережно...
И нету ни Канн,
ни Лазурного берега,
ни нынешней славы...
Светло и растерянно
он тянется к Витебску, словно растение...
Тот Витебск его —
пропыленный и жаркий —
приколот к земле каланчою пожарной.
Там свадьбы и смерти, моленья и ярмарки.
Там зреют особенно крупные яблоки,
и сонный извозчик по площади катит...
«— А Вы не из Витебска?..».
Он замолкает.
И вдруг произносит,
как самое-самое,
названия улиц:
Смоленская,
Замковая.
Как Волгою, хвастает Видьбой-рекою
и машет
по-детски прозрачной рукою...
«— Так Вы не из Витебска...»
Надо прощаться.
Прощаться.
Скорее домой возвращаться...
Деревья стоят вдоль дороги навытяжку.
Темнеет...
И жалко, что я не из Витебска.
Не знаю, было ли интересно то, о чем я сегодня рассказывала. Еще раз повторюсь, я не собиралась давать полную биографию Шагала и анализ его творчества. Я попробовала рассказать об этом человеке и его связи с нашим городом
Когда-то в Еврейском Университете я писала по нему курсовую на истории искусств. Волшебный, полётный. Памятники чудесные, спасибо большое, что показали. Кстати, когда Марк Шагал приезжал в Москву и пошёл в Третьяковскую галерею, его вели по залам, а меж тем из хранилища бежала специальная девочка срочно вешать на стену его картину. И когда он подошёл к картине, она (картина), ещё покачивалась. Он всё понял.