Потянуло поговорить о литературе. Одиночество взрослого в произведениях Эдуарда Успенского.
Был как-то в моей жизни странный период — я училась на филфаке странного педагогического ВУЗа имени писателя Шолохова. В принципе, эти пять лет мало что мне дали в профессиональном плане, но кое-что интересное было несколько раз. Диплом я взялась писать по деткой литературе. Хотела по творчеству моей обожаемой Астрид Анны Эмилии Линдгрен, но мне сказали, что, поскольку я на факультете русского языка и литературы, то должна и русскоязычного писателя прихватить. Наиболее приемлемым я сочла Эдуарда Успенского. То есть диплом писался как сравнение творчества этих двух писателей. Для диплома, естественно, нужно было прочитать все произведения обоих исследуемых писателей.
Линдгрен после прочтения полного собрания я полюбила ещё нежнее, с Успенским было сложнее. Ну, в итоге диплом был написан, защищён, и меня попросили по следам диплома написать статью по какому-нибудь аспекту творчества Успенского, раскрытому в дипломе. От Успенского мне тогда было уже не очень хорошо, но я собрала себя в кулак и написала немножко о недетской теме в детских произведениях этого писателя. Почему-то сейчас мне хочется поделиться отрывком из этой статьи с вами. Возможно, кто-то после прочтения моих размышлизмов откроет для себя новые грани в творчестве создателя крокодила Гены и Чебурашки.
Обычно Успенский описывает одиночество маленького человечка, ребёнка, в мире взрослых. Ребёнок не находит понимания среди больших людей и ищет родственную душу среди сверстников или зверюшек. Но не только детское одиночество показывает этот автор. Сказку «Крокодил Гена и его друзья» – можно назвать поэмой о тяжести одиночества и необходимости обретения друзей. Герои этой сказки если и не всегда положительны (например, двоечник Дима), то, в любом случае, симпатичны, и, кроме того, сознательно и активно ищут себе друзей. Любому малышу понятно, что такие герои непременно добьются своего. Что и происходит: друзей находят все, за исключением вредной и противной старухи Шапокляк.
Однако заслуга Успенского как гуманиста, на мой взгляд, в том, что он показывает необходимость хорошего отношения, или хотя бы сочувствия не только к положительным и обаятельным героям, но и к тем, кто ни на первый, ни на второй взгляд приязни не вызывают.
Успенский делает удивительную вещь: он берет взрослого неприятного (мороженщик Коржиков из детективной повести-сказки «Следствие ведут Колобки») и показывает, что человек может до того заиграться в свою взрослость, что теряет способность нормально общаться. Коржиков способен выражать свои мысли только газетными штампами: «Человек изъяснялся с людьми как бы заголовками газет». Доведя нелепость персонажа до абсурда (давая показания, Коржиков не может развить свою мысль, используя нормальный человеческий язык и потому повторяет одно и тоже в разных вариантах), автор показывает этого взрослого смешным и жалким.
«…Дело было так. Светило солнце. Я шел и продавал мороженое. Кругом гуляли покупатели, целая улица покупателей.
— А подозрительные подробности? – напомнил Булочкин.
— Хорошо, — понял мороженщик. – Светило подозрительное солнце. Дул подозрительный такой ветер. Кругом гуляли подозрительные типы. Целая улица типов.
— Иностранных инопланетян не было?
— Были, — сразу согласился мороженщик. – Были подозрительные иностранные планетяне, замаскированные под наших неподозрительных прохожих».
Итак, неприятный человек становится смешным и жалким. А от жалости до сопереживания не так уж далеко. Особенно жалко становится нелепого Коржикова, когда он разговаривает с попавшимися «грабителями», детьми, стащившими пятьдесят пачек мороженого и подкинувшими взамен монетку и котенка. Сначала мороженщик издевательски смеется над ними: «Ха-ха-ха! – сказал Коржиков. – Это планета смеется. Но котят еще в банк не принимают! Живая валюта – нужна ли она нам?». Но потом нормальным голосом говорит, что заплатит за ребят, раз уж они признались, а котенка не отдаст: «Я к нему прирос». И тут становится ясно, что Коржиков ужасно одинок.
И, может быть, он такой нелепый и неуклюжий душевно именно потому, что у него никого нет близкого. Никто его не любит, он никому не нужен, вот и ведет себя так неестественно. А может быть, он такой странной, заштампованной манерой речи пытается добиться расположения окружающих, их дружбы, недаром он так спешит поддакнуть Булочкину и Колобку.
Возможно, для него вообще беседа, более долгая, чем «Две пачки пломбира, пожалуйста. Спасибо» является событием из ряда вон выходящим. ( Не отсюда ли его «заголовочность» речи – успеть обратить на себя внимание?) Но получается, что нужен он котенку, перед которым не расточал перлов красноречия, а был самим собой.
В своем глухом одиночестве Коржиков напоминает простоквашинского Печкина.
Печкин — жуткий бюрократ с детской любовью ко всему сладенькому, жадноватый и не очень умный. Безусловно, он не вызывает симпатии, потому что у него скверный характер. Но в то же время он напоминает ребёнка, с которым остальные дети не хотят играть, например, потому что он жадина или просто не умеет общаться. Отвергнутый ровесниками, он замыкается в себе и начинает мстить окружающему миру за собственное неумение дружить. А может быть, его просто надо пожалеть, за то, что он такой душевно неуклюжий и помочь ему? Очень характерна сцена, когда дядя Фёдор со товарищи приглашает Печкина попить чаю, чтобы вызволить у него свою посылку, а почтальон засиживается у них в гостях и никак уходить не хочет. Кто знает, возможно, Печкина не так уж часто зовут в гости (что неудивительно при его характере), и он в кои-то веки наслаждается вниманием и заботой?
Со временем выясняется, что и у этого неприятного человека есть своя мечта, осуществив которую, он обретает счастье. Только, в отличие от коржиковского случая, счастье приходит не в образе котёнка, а в образе велосипеда. Получив долгожданное транспортное средство, Печкин говорит: «…теперь я сразу добреть начну. И какую-нибудь зверюшку заведу, чтобы жить веселей: ты домой приходишь, а она тебе радуется!..»*.
Таким образом автор показывает, что по-человечески нужно относиться не только к приятным людям, но и тем, кто может нам не нравиться. Тогда, возможно, они тоже научатся относиться к окружающим по-доброму. Автор учит нас тому, что, даже если человек сам виноват в своём одиночестве, не следует сходу отгораживаться от него стеной, ведь не исключено, что на самом деле этому человеку очень некомфортно, но он не умеет объяснить это. Не важно, взрослый человек или маленький, милый или бука, каждый достоин и заслуживает доброго и уважительного отношения.
Здесь же, в этом отрывке — просто рассуждения на тему с необходимым для педвузовской статьи выводом типа «чему нас учит этот фильм». Так, литературоведческое баловство. Меня вообще в аспирантуру гнали, но я отбилась, ибо, на мой взгляд, литературоведение — не наука.
Мне просто кажется, что, если принять одиночество как данность, не ждать, что оно вдруг перестанет быть, а на смену ему придёт что-то совсем другое, прекрасное и пушистое, то проще радоваться жизни. Я очень мучилась от одиночества лет в 20-25, искала, металась, пыталась тоску внутри заполнить извне. Теперь понимаю, что, если заполнить себя чем-то важным, то даже в одиночестве не так тяжко.
Не знаю, я пишу «темно и вяло».
А одиночество подростка, брошенного Природой на растерзание собственным гормонам, отчего жизнь меняется внутри и снаружи с такой силой и скоростью, что человека расплющивает, и он не понимает, что это, как это, и что с этим делать. И бьётся внутри себя.
Тем, кто верует, мне кажется, проще. Они знают, что они не столько одни, сколько наедине. Но тоже всё по-разному…
Насчёт рождения — бывают всё же осознанные роды, котрые ре есть страдание мамы и дитяти поодиночке, но совместная их работа, великий путь, который они проходят ВМЕСТЕ, разлучаясь ради встречи. Тогда, как мне кажется, это не совсем одиночество, это великое единение в совместном труде наедине с Вс-вышним.
Простите за высокопарность, но я это чувствую именно так. Высоко.
Рада знакомству с Вами! Я не увлечена бисером, но Вы очень интересный человек, мне сегодня было интересно читать Ваши диалоги «о жизнии ...» в комментариях Ваших топиков. Теперь буду регулярно их просматривать.
Рада взаимно!
Грустная тема у статьи по диплому. А диплом был по творчеству в целом, так что там всякое было. При защите диплома комиссия рыдала от хохота.
Крапивина, каюсь, до сих пор не читала, хотя хочу. Но меня тормозит то, как мне активно его навязывает один славный человек. Подожду, пока самой захочется. Мои же любимые детские писатели — Астрид Линдрген, Туве Янссон и Анне-Катарина Вестли. И Вениамин Каверин с Павлом Бажовым.
Туве Янссон — да, про муми-троллей, самая прекрасная для меня философская литература.
Вестли — это «Мама, папа, бабушка, восемь детей и грузовик» — очень живые повести, очень человечные и жизненные. Никаких волшебных приключений, просто жизнь детей и родителей, живущих вместе дружно.
Да, Карлссон у Астрид Линдгрен кошмарный, я вообще не очень его люблю. Зато Эмиль из Лённеберги — чудо. И Рони, дочь разбойника — прекрасная книга, хотя очень горькая.
Меня вообще тянет к скандинавской детской литературе.
О, выводы, не нравящиеся преподавателям — это шикарно! Мне единожды за содержание сочинения поставили единицу. До сих пор горжусь.
А старшая переводчик с какого/каких языка/языков?
А что она анимирует? Это у меня острое дилетантское любопытство доморощенного мультипликатора.
Жёсткие условия жизни разделяют людей, но в подсознании заложен инстинкт выживания, который успешнее реализуется в коллективе. Во внешнем мире много ракурсов одиночества, и каждый из них заслуживает отдельного разговора, отдельного поиска путей выхода из такой ситуации. А внутренний мир — это макрокосм, заключённый в микрокосме, и это уже гораздо серьёзнее по последствиям для самого человека! Априори, человек не может быть одиноким в своём внутреннем мире, потому что он есть частичка Отца, Его клеточка, частичка Целого. Какое же тут одиночество? Ты знаешь, что у тебя есть опора и защита, вплоть до физического ощущения! Но если нет веры, осознания этого, то возникает ощущение одиночества, отчуждённости, беззащитности, страха. И это просто беда! Здесь очень сложно помочь, ведь человек должен сам к этому прийти. Можно получить массу знаний, но научиться можешь только сам, своим собственным опытом, а это большой труд, ведь человек слаб и делает ошибки. Я прошла пятилетнюю депрессию, но периодически возникающая мысль, что Отец со мной, не дала мне погибнуть. Когда говорят о том, что человек приходит в мир одиноким, и уходит из него тоже одиноким, — это надо понимать немного в другом смысле. Душа воплощается из жизни вечной, где она совсем не одинока, но приходит в наш мир одна. Затем обрастает связями, формирует свой круг общения. А когда переходит снова в жизнь вечную, то оставляет свой созданный мир общения здесь и уходит опять одна. Но это только на переходе, а в жизни вечной её ждут. )))) Бывают случаи, когда души приходят компаниями — двойня, тройня, и т.д. Все удивляются их почти мистической, сильной связи. А чему же тут удивляться? Связь-то была сформирована ещё в тонком мире, который гораздо сильнее мира плотного. ))) Вот в какие рассуждения завела тема одиночества! Но это всё по верхам! ))))