Коклюшечное кружево
ЗАСТЫВШАЯ ЗИМА... ИЗУМИТЕЛЬНЫЕ ЕЛЕЦКИЕ КРУЖЕВА! |
Узоры, узоры, узоры
Рисует мороз на стекле...
И словно волшебные горы
Заманчиво манят к себе.
И снег на вершинах сияет,
И озеро гладью блестит,
Снежинки, как звёзды мерцают,
И иней окно серебрит...
В старину каждая женщина-крестьянка не могла не рукодельничать. Чтобы одеть семью, нужно было ткать, вышивать, плести. Особо умелые привлекались для изготовления господских нарядов. Впервые о русских кружевах упоминается в Ипатьевской летописи, где они названы золотыми. Потому что кружево выплеталось тогда из золотой и серебряной нити. До нас дошли многочисленные кружевные изделия XVI столетия — в сочетании с золотым шитьем, парчой, драгоценными камнями. Тогда ценили не столько искусную работу, сколько сам материал. И даже продавали кружева на вес.
В Оружейной палате Кремля хранится платье для царского выхода императрицы Екатерины II, сделанное из тончайшего серебряного кружева. Государыня надела его всего один раз из-за непомерной тяжести — более пуда.
В XVII-XVIII веках в европейских странах дорогое золотно-серебряное кружево потеснили демократичные нитяные кружева. Они быстро вошли в моду, нежные кружевные волны полюбили все: короли и трактирщики, офицеры и монахи, принцессы и крестьянки. Даже пираты. Возникло множество типов кружев по месту их создания: «волансьен», «брюссельские» и самые удивительные, драгоценные — «брабантские». Помните, у Гумилева: «Или бунт на борту обнаружив, из-за пояса рвет пистолет, так, что сыпется золото с кружев, с розоватых брабантских манжет…»
Брабантские манжеты выплетали изо льна, который рос только на полях Брабанта (Бельгия) и давал нить нежно-розового оттенка. Только девочкам с нежными пальчиками доверяли прясть лен. В сырых подвалах, чтобы кудель была влажной, а нить получалась эластичной и тонкой.
Император Петр I выписал из Брабанта в 1725 году монахинь-мастериц для обучения плетению кружев девочек-сирот при Новодевичьем монастыре. И зазвенели коклюшками с утра до ночи крепостные девушки, украшая жизнь своих господ уникальными изделиями.
Доступность материала и универсальность применения сделали коклюшечное кружево поистине народным. Пришедшее из Европы «немецкое» кружево было расцвечено такой богатой выдумкой, таким разнообразием орнаментов, так срослось с фольклорной славянской традицией, что вошло в историю мировой культуры под названием «Русское кружево».
Основными центрами кружевоплетения были Вологда, Рязань, Елец, Вятка, Белев, Кириши. Сейчас почти все русское кружево называют вологодским. Однако на самом деле разные центры кружевоплетения сохранили своеобразие.
Для вологодского кружева типичен узор, в котором золотая, серебряная, цветная нити применяются только в решетках. Ритм рисунка спокойный, линии мягкие, округлые. Елецкому кружеву свойственны легкость и нежность, орнамент выполняется с частым применением сетки на сквозном, прозрачном фоне. Киришское кружево, наоборот, состоит из прозрачной решетки на тяжелом фоне. Рязанское кружево отличается разработкой ярких цветовых композиций.
Музей елецкого кружева был открыт местным коллекционером Е.П. Крикуновым в 2000году. На первом этаже находится коллекция кружева и картины московского художника Павла Блуднова. На втором этаже с экспозицией кружева расположены полотна липецкого художника Василия Шевченко.
голубой зал
Елецкое кружево славится своей красотой на весь мир. Все изделия выполнены кружевницами вручную. Рядом с современными работами представлены и старинные, взаимодополняя друг друга. Кружева поражают своей красотой, изяществом и неповторимостью.
красный зал
сводчатая комната
Столовый комплект «елецкие кружева»
http://delaemrukami.info/topics/izumitelnye-eletskie-kruzheva/работы
ВЯТСКОЕ КРУЖЕВО |
Цитата сообщения Моя_душа_53
Вятские кружева
О вятских кружевах известно с восемнадцатого века. Во второй половине девятнадцатого века в Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Многие годы в тех местах действовала кружевная фабрика, однако в начале девяностых годов её закрыли. Кружевницы сохранили своё уникальное мастерство, традиции и технологию промысла. Они радуют новыми изделиями, объединившись в артели либо небольшие предприятия.
Подробнее: http://www.uznayvse.ru/interesting-facts/samiye-iz...
А ЭТО МАМИНА КОЛЛЕКЦИЯ КОКЛЮШЕЧНОГО КРУЖЕВА
в 50-60 годы было модно носить и украшать дом кружевом.это часть маминой коллекции-всем она активно пользовалась
дорожка на пианино
бабушкина шаль для посещения церкви(конец 19-начало 20 века)-вологодское кружево
воротник-вологодское кружево
Браво!Работы супер красота. Сама плету, знаю какой это труд.Деревянные коклюшки лечат меланхолию, эти славные игрушки — издают мелодию. Русского кружева — наплету я с дюжину, и под звонкие коклюшки — будет весело старушке! Ностальгию даже лечат кружевные шалости. В них — зима, снежинки. вечер, все земные радости!
Из берёзоньки мои сделаны коклюшки,
Они звонкие такие, будто побрякушки.
Плетешок за плетешком — зима на подушке,
Завиток за завитком — воротник старушке!
Всем рукодельницам, низкий поклон за эту красоту. Я двадцать пять лет посвятила этому искусству.