Войти Зарегистрироваться Поиск
Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье

Кокошник - забытая корона русских красавиц

veda (Елена Бельская)
veda (Елена Бельская)
2017-06-05 15:58:44
Рейтинг: 14185
Комментариев: 9226
Топиков: 533
На сайте с: 13.01.2015
Подписаться

Кокошник - забытая корона русских красавиц

Когда именно в русском женском костюме появился кокошник неизвестно. Само название «кокошник» происходит от слова «кокошь» – петух, курица. За него платили баснословные суммы и передавали из поколения в поколение. Его запрещали и возрождали снова. В нашем обзоре рассказ об истории русского кокошника.

Женский головной убор - "кокошник". Владимирская губ. Вторая половина XVIII в.
Женский головной убор - "кокошник". Владимирская губ. Вторая половина XVIII в.

Кокошником называют старинный русский головной убор в виде округлого щита вокруг головы или опахала. Впервые употребление этого слова зафиксировано в XVII веке. Существует несколько версий того, как кокошник пришёл в русский народный костюм.



Женский головной убор - "кокошник". Костромская губерния, первая четверть XIX в.
Женский головной убор - "кокошник". Костромская губерния, первая четверть XIX в.



Девушка в свадебном кокошнике.
Девушка в свадебном кокошнике.



Одна из популярных версий появления кокошника – византийская. Ещё в античности знатные гречанки украшали свои причёски диадемами, которые крепились при помощи лент. Правда, такие венцы могли носить только незамужние девушки. Замужние женщины должны были набрасывать на голову специальное покрывало. Высока вероятность, что в период активной торговли между Русью и Византией дочери князей могли познакомиться c византийской модой. Так и пошла традиция высоких женских головных уборов.



Женский головной убор - "кокошник". Европейская часть России. Конец XVIII - начало XIX в.
Женский головной убор - "кокошник". Европейская часть России. Конец XVIII - начало XIX в.



Подражать высшему сословию начали и другие слои населения, и уже через некоторое время костюм русской красавицы не обходился без кокошника, расшитого бисером, золотом или жемчугом. Кокошники были девичьи, не закрывающие волосы, и женские. Обычай закрывать волосы замужней женщины с глубокой древности известен всем славянским народам Восточной и Западной Европы и связан с дохристианскими религиозными представлениями. В русской деревне принято было считать, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падеж скота, болезни людей и т. д.



Девичий головной убор "коруна". Архангельская губ., с.Холмогоры. Конец XVIII в.
Девичий головной убор "коруна". Архангельская губ., с.Холмогоры. Конец XVIII в.



Русский костюм с кокошником.
Русский костюм с кокошником.



Правда, есть и монгольская версия происхождения кокошника, приверженцы которой утверждают, что у монгольских женщин был похожий головной убор. Так или иначе, но кокошник стал органичной частью русского костюма замужних богатых женщин.



Вологодская губерния XVIII в.
Вологодская губерния XVIII в.



Русская красавица в кокошнике.
Русская красавица в кокошнике.



Главная особенность кокошника – гребень. В различных русских губерниях его форма была различной. Например, в Костромской, Псковской, Саратовской, Нижегородской и Владимирской кокошники напоминали по форме наконечник стрелы. В Симбирской губернии носили кокошники-полумесяцы. В других областях были «златоглавы», «каблучки», «наклоны», «кокуи» и «сороки».



Женский головной убор - "кокошник". Московская губ. Вторая половина XVIII в.
Женский головной убор - "кокошник". Московская губ. Вторая половина XVIII в.



Красавица в кокошнике, расшитом камнями и жемчугом.
Красавица в кокошнике, расшитом камнями и жемчугом.



Кокошник плотно прилегал к голове и закрывал волосы, заплетенные в косы. По сути, кокошник был этаким веером из плотной основы, который пришивался к шапочке. Позади него спускались ленты. Кокошник считался праздничным и даже свадебным головным убором. В будни же ограничивались ношением повойника.



Архангельская губерния XVIII в.
Архангельская губерния XVIII в.



Особое внимание уделялось орнаменту, украшавшему кокошник. В середине, как правило, располагалась стилизованная "лягушка" – символ плодородия. по бокам - S-образные фигуры лебедей - символов супружеской верности. Тыльная часть была особенно богатой. На ней традиционно вышивали стилизованный куст, который символизировал древо жизни, каждая веточка которого - новое поколение. А на этом «кусте» были и птицы, и плоды с семенами и много других символических знаков. Таким образом кокошник был ещё и оберегом, который носили роскошные русские красавицы в национальных костюмах.



Калужская губ. Конец ХVIII в.
Калужская губ. Конец ХVIII в.



Расшитые кокошники.
Расшитые кокошники.



Изготавливали кокошники в больших сёлах, в городах или при монастырях мастерицы-кокошницы. Сначала они расшивали золотом и серебром дорогую ткань, а затем натягивали ее на берестяную основу. Доволько часто кокошники расшивали жемчугом. Цена некоторых изделий доходила до 300 руб. ассигнациями, поэтому кокошники тщательно хранили в семье и передавали по наследству, часто они использовались несколькими поколениями.



Жемчужный кокошник.
Жемчужный кокошник.



Петр I запретил боярышням носить этот головной убор, но как свадебный атрибут кокошник в русской моде сохранился. А при Екатерине, когда возродился интерес к российским древностям и русской истории, вместе с традиционными сарафанами вернулось и некое подобие кокошника.



Русские красавицы.
Русские красавицы.



Николай I в 1834 издал указ, который ввёл новое придворное платье с кокошником. Состояло оно из открытого узкого корсажа с длинными рукавами «а-ля бояр» и длинной юбки со шлейфом. Порядок ношения этих платьев сохранился в России вплоть до февраля 1917 года.



В уже в 1920-х в моду вошли очаровательные шляпки-клош, которые наши прабабушки использовали как инструмент соблазнения кавалеров.

взято тут

Мне нравится22
16
Добавить в закладки
2341
16 комментариев
Людмила (Людмила)
2017-06-05 16:20:42
+1
Лена, спасибо за историю… в таком наряде любая будет королевной)))
veda (Елена Бельская)
2017-06-05 16:28:46
0
а то, правда их шеи как это все выдерживали
Людмила (Людмила)
2017-06-05 16:36:47
0
… трудно представить, а сарафаны-то какие!!! тоже, думаю, нелегкие
veda (Елена Бельская)
2017-06-06 09:39:14
0
ну да в особенности у замужних, хош не хошь будешь павой н торопливой ходить
verav (Вера)
2017-06-05 17:05:05
0
Лена, спасибо. Очень интересно.
veda (Елена Бельская)
2017-06-06 09:39:22
0
пожалуйста
Vita (Вита)
2017-06-05 17:49:34
0
Лена, Спасибо за топик! Не зря говорили: выступает будто пава.В таком головном уборе по другому и не пройдёшь.
veda (Елена Бельская)
2017-06-06 09:40:15
0
ну да, я выше в коментарии писал, при той тяжести наряда, только так ходить и можно
Лина ( ГаЛина )
2017-06-05 22:42:00
+1
«Очелье» свадебного кокошника могло достигать размаха 60 см, украшенный речным жемчугом, позументом, стеклярусом весил до 2кг, а сарафан до 10 кг. В таком наряде и голову повернуть было проблематично, вот и первопричина походки, «плыть» приходилось, а то не удержишь на голове
veda (Елена Бельская)
2017-06-06 09:40:54
0
ну да, да и спешить им особенно быле не куда
Мариоль (Ольга) (Ольга)
2017-06-06 13:28:42
+1
Спасибо, очень интересно!
veda (Елена Бельская)
2017-06-06 13:50:11
0
пожалуйста
lana (Светлана)
2017-06-09 16:04:28
0
Любопытно, что для русских женщин очень важен был головной убор. Иностранцы отмечали, что, на наших деревенских улицах можно было увидеть женщин в ветхих, латаных сарафанах, но в драгоценных кокошниках, расшитых золотом и жемчугами. Спасибо, Елена.
veda (Елена Бельская)
2017-06-09 18:42:31
0
ну наверное еще и потому, что кокошник тяжелее износить, потому легче пердать по наследству.
lana (Светлана)
2017-06-10 17:12:20
0
И праздники были не каждый день. Технология пошива кокошника предполагала для поддержания формы использование бересты и только много позже картона. А эти материалы снашиваются не «на раз».
veda (Елена Бельская)
2017-06-10 19:18:28
+1
ну да и это тоже, вот про бересту не знала