Ева Цайзель: «Красивые вещи делают людей счастливыми»
Бывают женщины, при взгляде на которых понимаешь — им выпала богатая событиями судьба. И как-то сразу проникаешься уверенностью, что, несмотря на все перипетии, им удалось сохранить самое ценное — себя. Ева Цайзель, урождённая Штрикер, из их числа.
Она — известная керамистка, скульптор и промышленный дизайнер, за свои 105 лет жизни успевшая поработать в Венгрии, Германии, СССР и США. На её счету огромное количество проектов в самых разных областях промышленного дизайна — от посуды до мебели и текстиля.
Хотя сама Ева никогда не считала себя промышленным дизайнером: «Они все помешаны на инновациях, мечтают удивить мир. У меня таких амбиций никогда не было, поэтому я называю себя «создателем вещей» — это что-то среднее между богом и ремесленником», — говорила она в одном из последних интервью в 2001 году. Красиво сказано и очень точно: она - Создатель вещей! Вышедшие из её мастерской предметы сделаны для людей, для повседневной жизни. Они, в высшей степени, прагматичны но, вместе с тем, вдохновенно поэтичны, абсолютно функциональны, но исполнены женской мягкости и очарования.
Ее вазы, бокалы и сервизы уместны и в музейной витрине и в столовой самой обычной квартиры.
Ева Амалия Штрикер родилась в 1906 году в Будапеште в семье владельца текстильной фабрики и преподавательницы истории. Окончив школу, Ева поступает в Королевскую Академию изящных искусств на факультет живописи, однако надолго там не задерживается. Идёт 1925 год — творческая молодежь бредит идеями Корбюзье, проповедуя функциональность, лёгкость, свободу и простоту. Ремесленник ценится наравне с художником. Чуткая к духу времени Ева Амалия бросает академическую учёбу и идёт в подмастерья к гончару, предпочтя теории — практику, а холсту — гончарный круг.
Знаменитая международная парижская выставка современного декоративного и промышленного искусства 1925 года произвела на Еву Штрикер неизгладимое впечатление и на многие годы стала ориентиром её творческого поиска, развернув молодую керамистку в сторону промышленного дизайна и серийного производства изделий.
Ева закрывает свою мастерскую, перебирается в Гамбург и устраивается на фабрику Kunstkeramic, где работает художником-дизайнером и изучает тонкости промышленного производства. Уже состоявшимся промышленным дизайнером она возвращается в Будапешт, где по её эскизам Шрембергская фабрика майолики выпускает более 200 видов посуды.
В 1930 году она перебирается в Берлин, эпицентр европейской политической и общественной жизни, увлекается социал-демократическими идеями и вступает в партию. Увлечение политикой круто меняет жизнь молодой женщины — она влюбляется в советского физика Алекса Вайсберга, обручается с ним и уезжает в Харьков, а затем в Ленинград.
Ева устраивается работать на ЛФЗ и попадает в рабочую группу главного художника завода — реформатора советского фарфора, известного художника-авангардиста Николая Суетина, ближайшего ученика, друга и последователя Малевича. Это была судьбоносная встреча для них обоих.
1920-1930 годы — время бурное, насыщенное, плотное, подобное сжатой до предела пружине. Время слома стереотипов, выхода за границы, поиска новых форм и сверхновых содержаний. Время научного прогресса, веры в светлое будущее и скорую победу человеческого духа. Время ярких и самобытных художников, смелых новаторов и неординарных решений. О Еве Штриккер заговорили, как о художнике большого и тонкого дарования.
Лозунг «Молодым – везде у нас дорога» повсеместно претворяется в жизнь и Еву Штрикер вызывает в Москву нарком Уханов. Ей, 29-летней художнице, предложена должность художественного руководителя фарфорово-стекольной промышленности России и поставлена цель — вывести дизайн советских изделий на мировой уровень. Ева не отказывается и начинает огромную работу по реорганизации 47 фарфоровых фабрик, открывая при них специальные модельные лаборатории. Знаменитые Дулёвские серии «Мокко» и «Голубая сетка», созданные в таком дизайн-бюро — её рук дело.
В 1935 году Еву Штриккер внезапно арестовали и обвинили в том, что она состоит в группе, готовившей покушение на Сталина. Обвинение бредовое, но для тех лет закономерное. Полтора года она отсидела в ленинградских Крестах в одиночной камере. Ева не любила рассказывать об этом времени, говорила только, что свободой обязана своей матери и европейским друзьям, требовавшим её освобождения, как видного представителя европейской культуры и что этот страшный опыт был дан ей для того, чтобы больше полюбить жизнь.
В 1937 её освободили и выслали из СССР.
Многие годы с неиссякаемым энтузиазмом и любовью Ева Цайзель занималась созданием фарфоровых сервизов. Вышедшая из её рук посуда эргономична и эстетична, нежна и утончённа. Округлые формы чашечек уютно льнут к ладоням, сахарницы напоминают тонкошеих заморских птиц, вазы — точёные женские фигурки, а сливочники — изумительные водяные лилии.
Ева Цайзель — поэт промышленного дизайна, стремящаяся наполнить повседневность красотой и чувственностью. Её философия проста и умещается в одно предложение: «Красивые вещи делают людей счастливыми».
www.passionforum.ru/help/feedback
Удачи!
Ирина, СПАСИБО!