Войти Зарегистрироваться Поиск
Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье

По одежке встречают

РУСЛАН
РУСЛАН
2020-08-17 00:08:21
Рейтинг: 33871
Комментариев: 1447
Топиков: 491
На сайте с: 13.06.2020
Подписаться

Русские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами. В их объемных сундуках хранилось множество самых разных нарядов. Особенно они любили головные уборы — простые, на каждый день, и праздничные, вышитые бисером, украшенные самоцветами. На национальный костюм, его покрой и орнамент влияли такие факторы, как географическое положение, климат, основные занятия в этом регионе.

По одежке встречают

Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства». 

По одежке встречают

Вот и в русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. Что делать бесконечными зимними вечерами, когда за окном завывает вьюга, метет метель? Крестьянки ткали, шили, вышивали. Творили. «Бывает красота движения и красота покоя. Русский народный костюм — это красота покоя», — писал художник Иван Билибин.Рубаха

Рубаха длиной до щиколоток — главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудную часть украшали вышивкой, тесьмой, узорами. Цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии. Воронежские женщины предпочитали вышивку черного цвета, строгую и изысканную. В Тульской и Курской областях рубахи, как правило, плотно вышиты красными нитями. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и черный, иногда золотой. Русские женщины часто вышивали на рубахе заклинательные знаки или молитвенные обереги.
Рубахи надевали разные в зависимости от того, какую работу предстояло выполнить. Были рубахи «покосные», «пожнивные», была и «рыболовка». Интересно, что рабочую рубаху для жатвы всегда богато украшали, она приравнивалась к праздничной. 

По одежке встречают

По одежке встречают

По одежке встречают

Слово «рубаха» происходит от древнерусского слова «рубь» — рубеж, край. Стало быть, рубаха — сшитое полотнище, с рубцами. Раньше говорили не «подшить», а «подрубить». Впрочем, это выражение встречается и сейчас.
Сарафан
Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Сарафан был, как правило, трапециевидного силуэта, он надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное княжеское облачение с длинными откидными рукавами. Его шили из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе.
Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.

По одежке встречают

По одежке встречают

По одежке встречают

Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца.
«Наряжались красавицы разных сословий почти одинаково — разница была лишь в цене мехов, тяжести злата и блеске каменьев. Простолюдинка «на выход» надевала длинную рубаху, поверх нее — расшитый сарафан и душегрейку, отделанную мехом или парчой. Боярыня — рубаху, верхнее платье, летник (расширяющаяся книзу одежда с драгоценными пуговицами), а сверху еще и шубку для пущей важности».

По одежке встречают

По одежке встречают

По одежке встречают

На какое-то время у знати сарафан был забыт — после реформ Петра I, который запрещал приближенным ходить в традиционной одежде и культивировал европейский стиль. Вернула предмет гардероба Екатерина Великая, известная законодательница мод. Императрица старалась воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Когда Екатерина стала править, она начала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. Однажды на приеме у императора Иосифа II Екатерина Алексеевна появилась в алом бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове. А вот еще одно документальное свидетельство из дневника англичанина, который побывал при русском дворе: «Государыня была в русском наряде — светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами».                                                                                         Понева

По одежке встречают

По одежке встречают

По одежке встречают

Понева — мешковатая юбка — была обязательным элементом гардероба замужней женщины. Понева состояла из трех полотнищ, могла быть глухой или распашной. Как правило, ее длина зависела от длины женской рубахи. Подол украшали узорами и вышивкой. Чаще всего поневу шили из полушерстяной ткани в клетку.
Юбку надевали на рубаху и оборачивали вокруг бедер, а на талии ее держал шерстяной шнур (гашник). Сверху обычно носили передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.
Пояс 

По одежке встречают

По одежке встречают

По одежке встречают

На Руси было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана, существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Считалось, что этот магический круг защищает от нечисти, пояс не снимали даже в бане. Ходить без него считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях. Шерстяные, льняные или хлопковые пояса вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трех метров, такие носили незамужние девицы; покромку с объемным геометрическим узором надевали те, кто уже вышел замуж. Желто-красным поясом из шерстяной ткани с тесьмой и лентами оборачивались в праздники.                                                                                                        Передник

По одежке встречают

По одежке встречают

По одежке встречают

Передник не только защищал одежду от загрязнения, но и украшал праздничный наряд, придавал ему законченный и монументальный вид. Передник гардероба носили поверх рубахи, сарафана и поневы. Его украшали узорами, шелковыми лентами и отделочными вставками, край оформляли кружевом и оборками. Существовала традиция вышивать передник определенными символами. По которым можно было, как по книге, прочесть историю женской жизни: создание семьи, число и пол детей, почивших родственников.
Головной убор

По одежке встречают

По одежке встречают

По одежке встречают

Головной убор зависел от возраста и семейного положения. Он предопределял всю композицию костюма. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми и были довольно простыми: ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.
Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы головным убором. После венчания и обряда «расплетения косы» девушка носила «кичку молодухи». По древнерусскому обычаю поверх кички надевали платок — убрус. После рождения первенца надевали рогатую кичку или высокий лопатообразный головной убор, символ плодородия и способности деторождения.
Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кичку и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок.
Красный

По одежке встречают

По одежке встречают

По одежке встречают

Этот цвет предпочитали в одежде и крестьяне, и бояре. Цвет огня и солнца, символ власти и плодородия. До 33 оттенков красного можно увидеть в традиционных костюмах Руси. Каждый оттенок имел свое название: мясной, червчатый, червонный, багрецовый, кровавый, чермной или кумач. По одежде можно было определить возраст ее владельца. Наиболее ярко одевались молодые девушки до рождения ребенка. Скромной палитрой отличались костюмы детей и людей в возрасте.

Женский костюм изобиловал узорами. В орнамент вплетали изображение людей, животных, птиц, растения и геометрические фигуры. Преобладали солнечные знаки, круги, кресты, ромбические фигуры, олени, птицы.
Стиль «капуста»
Отличительная черта русского национального костюма — его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. У знати сложные платья подчеркивала достаток.
Крестьяне шили одежду в основном из домотканого холста и шерсти, а с середины XIX века — из фабричного ситца, сатина и даже шелка и парчи. Традиционные наряды были популярны до второй половины XIX века, когда их начала понемногу вытеснять городская мода.
Мне нравится48
13
Добавить в закладки
3638
13 комментариев
Мурманчанка Людмила (Людмила)
2020-08-17 00:39:37
+6

добавлю.

Не забываем «Сапожковскую рубашку» Она очень актуальна и в наши дни и с удовольствием шьётся и носиться. 

Достоинства кроя

Родина этой крестьянской рубашки, датированной XVII веком, небольшой городок Сапожок Рязанской области. Наши предки придумали точный и простой крой, прекрасно вписывающийся в ширину ткани 35 (80, 140) см, с минимальным количеством швов и выпадов кроя.
Пройма. Относительно безрукавной основы она углублена на 3 см, что обеспечивает комфорт и свободу движениям. По виду рукав приближен к втачному. Складок под проймой, характерных для цельнокроеных рукавов, как в других вариантах народного кроя, не наблюдается.
Очень красивая линия реглана с небольшим наклоном даёт женственный рисунок плеч.
Рукав небольшого объёма, не пузыристый. Ширина рукава в самой широкой части 38 см, что вполне достаточно для красивой формы. Но для очень полных рук ширину рукава можно увеличить на 3-4 см.
Сборки по горловине переда дают красивую и приподнятую форму груди, маскируя возможные недостатки. Горловину можно не собирать, а заложить в неглубокие складки. Для этого потребуется самостоятельный расчёт растворов складок и обязательное уточнение на фигуре.
Крой несёт в себе разнообразные возможности моделирования и отделки. Это не обязательно должна быть рубашка; удлинив выкройку, получаем платье.
Как показала практика, эта рубашка нивелирует, но ни в коем случае не исправляет недостатки фигуры

РУСЛАН
РУСЛАН
33871
2020-08-17 00:45:36
0

Людочка!!! Замечательное добавление!!!!!!!!!!!!!!

Татьяна Ш. (Татьяна)
2020-08-17 08:28:49
+3

Красота, великолепие и функциональность русского костюма восхищают! И сейчас бы ещё носила некоторые элементы одежды. 

Томусик (Тома ( на ты ))
2020-08-17 17:49:20
+1

Еще осталось выяснить, рукав Реглан от имени одного военного чин не помню ( давайте думать генерала?) ранее раненнего в плечо.  Он попросил своего портного выполнить так рукав, чтобы рану не травмировать швом. А потом уже и в эту сапожковую рубаху втачен?.. Вот что было ранее? Эх, как много интересного в одежде есть.

Gillianuk (Gillian Wilhelm)
2020-08-17 02:42:26 (отредактировано)
+2

WOW such beautiful clothes the colors are amazing. Thank you much for showing some of Russian national dress. XXXXXX

Томусик (Тома ( на ты ))
2020-08-17 10:06:39
+1

Ну, что Руслан. Вы сегодня провели для нас исторический урок. СПАСИБО. 

Приятно в очередной раз уточнить исторические тонкости в костюме. Самой не когда искать, а тут Вы на все темы мастер.

Меня в основном интересует эта часть Ваших топиков. Жду продолжения. Есть еще много интересного .

Томусик (Тома ( на ты ))
2020-08-17 10:11:06
0

с этим я не согласна. Есть подтверждение этих нагрождений

natkalash 57 (Натали) (Наталья)
2020-08-17 11:43:28
+1

Спасибо, интересный материал. Со временем забывается, вот вы и напомнили.

Марина21 (Марина)
2020-08-17 12:18:48
+2

Большое спасибо за урок. Мы все дальше уходим от корней, а зря.....

Maat (Людмила)
2020-08-18 12:22:12 (отредактировано)
+1

Спасибо за две прекрасные публикации! История костюма интересна и увлекательна; я  любила эту дисциплину, когда училась на дизайнера одежды ( только тема курсовой мне досталась по костюму японскому)

Когда училась, материала и пособий было крайне мало, добывали из разных источников что умели, как говорится по крупицам. Поэтому Ваши публикации по русскому историческому костюму для меня просто откровение! Очень понравилось

Юлия61 (Юлия Левина)
2020-08-23 00:14:58
+1

Очень интересная костюмная история.

РУСЛАН
РУСЛАН
33871
2020-08-23 00:17:25
0

Спасибо Юлечка!!!!!!!!!!!!!