Сказочные герои от камнерезной мастерской Алексея Антонова
Иногда бывает так: ищешь в Интернете определенную информацию и вдруг находишь что-то другое, что никак нельзя пропустить. Так получилось и с этой публикацией о работах уральских камнерезов мастерской Алексея Антонова. Хочу привести статью Юрия Шевелкина "$1 млн за фигуру: как работают современные камнерезы". С некоторыми работами вы уже знакомы по предыдущим постам.
Екатерина II, Баба-Яга, Чингисхан, Снежная королева – в камнерезной мастерской Алексея Антонова знают толк в сказочных и исторических персонажах. Вот уже 30 лет мастера из Екатеринбурга изображают героев, используя технику объемной мозаики и продолжая камнерезные традиции мастерской легендарного Карла Фаберже.
Снежная королева.
«Изначально мы хотели возродить почти забытое искусство камнеобработки, но со временем поняли, что за эти сто с лишним лет многое изменилось, - рассказывают в мастерской. - Если раньше масштаб работы ограничивался небольшим размером дорогого камня, то сегодня мы используем технологию, которая позволяет увеличить объем фигурки, сохраняя при этом ювелирное качество».
Золотая рыбка.
Над одной композицией работает 5-6 человек: не только камнерезы, но и ювелиры, скульпторы, мастера по бронзе, латуни, эмали.
Кикимора.
После этого художник делает черно-белый эскиз, по которому утверждают композицию, а затем и его цветной вариант – глядя на него, мастера уже могут понять, какие камни подойдут по цвету и текстуре для каждой детали.
Царевна-Лебедь.
«Все, что нужно, природа уже создала, мы только помещаем камень в нужное место, – поясняет Алексей Антонов. – Во флюорите есть внутренние пузырьки, как в морской пене, и мы выбрали его, чтобы изобразить волны у ног русалки. Ее арфа сделана из полупрозрачного агата, а ощущение, как будто из воды».
Русалка.
Некоторые детали лучше смотрятся в бронзе – из нее, к примеру, сделали дерево у Бабы-Яги, сохранив эффект легких, тонких листьев.
Баба-Яга.
Следующий этап - изготовление 3D-макета, с помощью которого можно увидеть всю работу почти так, как она будет выглядеть в оригинале. Раньше макет лепили художники по пластилину. Сегодня же, за счет компьютерной технологии, процесс ускорился - фигурка выливается из пластика, а некоторые детали прикрепляются к корпусу на магнитах. Мастер может отсоединить и взять в работу нужную часть без нарушения общей композиции и ее пропорций.
Кот в сапогах.
Макет позволяет вырезать деталь более точно, но это не значит, что производство скоро можно будет автоматизировать. «Когда работаешь с камнем, в нем всегда остается много загадок: он может раскрошиться или оказаться внутри не такого оттенка, как ты ожидал, - говорит Антонов. – Камень – это природа, он живой. Мастера высокого уровня слушают его, и он им подсказывает, что делать, поэтому работа камнереза никогда не станет механическим процессом».
Джокер
На одну фигурку расходуется сотая часть драгоценного или полудрагоценного камня, который хранится на огромном складе мастерской. В куске весом в 100-150 кг может быть всего одно пятнышко, которое подойдет, чтобы обыграть определенную деталь – к примеру, шрам у Кощея на лице или старческую обвисшую кожу на ногах у Бабы-Яги.
Кощей.
Каждая деталь просверливается насквозь и сажается на металлический штифт, с помощью которого ее потом соединят с другими частями композиции. После того, как мастер закончит сборку, к делу приступает ювелир, который изготавливает элементы из драгоценных металлов. Если присмотреться, у Кощея в сундуке можно найти копии современных монет из 30 стран мира.
Кощей.
Полный цикл работы над одной фигуркой, в зависимости от ее размера, занимает от двух до трех лет.
Водяной.
Высота самых малых скульптур составляет около 23 см, а их стоимость начинается от $20 тысяч. Средние фигуры при весе 15-20 кг и высоте около 30 см, оцениваются в $100 тысяч. Ну а самые большие экземпляры достигают метра высотой, центнера весом и до миллиона долларов стоимости. В большом размере в мастерской создавали не только сказочных, но и реальных исторических персонажей – Чингисхана и Тамерлана.
Чингисхан.
Камень не оставляет мастеру и шанса повториться – как в природе нет одинакового рисунка, так и фигурку в точности скопировать невозможно. В каждой работе есть место фантазии автора и его интерпретации выбранных героев.
Лесовичок.
«Художественное воплощение любого образа – это большая ответственность, потому что камнерезное искусство вечно, и наши произведения останутся на полках коллекционеров или музеев и через 200 лет», - утверждает Антонов.
Вот это да!!!!
Согласна, слова не нужны — смотрим и радуемся красоте, удивляемся мастерству)
Вот это работа!!! Даже не вериться, что всё это камень...
Разделяю восторг! А еще мне нравится, что немного рассказано о процессе создания. Сразу понятно, насколько гигантская это работа)
Рассматриваешь, восторгаешься!Вот бы наяву посмотреть! Благодарю Вас!
Наталья, спасибо! Эти работы иногда участвуют в отечественных или зарубежных выставках, некоторые из них находятся в музеях. Думаю, что-то из работ и можно будет когда-нибудь увидеть. Но все работы сразу — это вряд ли)
Вот это дааа! Восторг! Как живые!
Согласна — выражение лиц, это нечто — тонкость работы и подбор материала изумительные)
В Кощея, Джокера и Лесовичка просто влюбилась, но и рассказ Алексея Антонова очень интересен .«Все, что нужно, природа уже создала, мы только помещаем камень в нужное место" Как жаль, что мы далеко не все можем поместить, то что создала природа в нужное место.
Диана, спасибо! Лесовичок мне тоже полюбился — очень по-доброму и с юмором выполненный персонаж)
я видела эти скульптуры на выставке у нас в Екатеринбурге. мастерство потрясающее, персонажи как живые, множество продуманных мелких деталей, понимание камней, их свойств и возможностей, скульптуры можно рассматривать часами, ходя вокруг и восхищаясь красотой уральских камней и мастерством уральских камнерезов.
Ольга, спасибо! Подскажите, пожалуйста, в каком музее или галерее их выставляют? Может быть удастся и мне увидеть их в живую)
это галерея Главный проспект на ул. Ленина, там была экспозиция Музей камня, где выставлялись камнерезные работы мастерской Антонова, можно было купить каталог и даже продавались небольшие изделия (цена, правда, запредельная) я была на этой выставке в 2019 и весной 2020 года, больше, к сожалению, не пришлось.
кстати, в галерее всегда интересные сменные выставки, сходите - не пожалеете.
Спасибо! обязательно заеду, когда буду а Екатеринбурге)
Настоящая СКАЗКА!!! Браво мастерам!
Спасибо за интересные подборки, Вера)
Светлана, спасибо и вам!