Сказочные миры Дейзи Макейг-Джонс
Изделия компании Wedgwood серии Fairyland Lustre (Блеск волшебной страны), впервые представленные в 1916 году, родились благодаря таланту и фантазии Дейзи Макейг-Джонс.
Сюзанна Маргарет (Дейзи) Макейг-Джонс, старшая из семерых детей в семье врача Джеффри Макейг-Джонса, родилась в маленькой шахтерской деревушке близ Ротерхэма. С раннего возраста Дейзи проявляла художественный талант, и когда ее отец перенес свою практику в Торки, она поступила в городскую школу искусств.
Благодаря знакомству с Сесилом Веджвудом, Дейзи взяли на фабрику Wedgwood в качестве дизайнера-стажера в 1909 году. Не все верили, что из нее получится дизайнер керамики. На тот момент ей было уже 28 лет, а остальные ученицы были на 10 лет моложе. Однако художественное образование помогло ей быстро освоить профессию и к 1914 году ей выделили собственную студию.
В начале ХХ века компания испытывала трудности и искала новые пути развития. Ключом к ее выживанию в значительной степени стала разработка в начале 1900-х годов целого ряда новых технологий глазурования, в частности, поиск новых рецептов переливающихся глазурей. Дизайнерские идеи Дейзи Макейг-Джонс как нельзя лучше подходили к этим технологическим новшествам.
Ваза с обычным люстром и золотым драконом, высота 10,8 см, Ordinary Lustre, дизайн Дейзи Макейг-Джонс, Wedgwood, около 1915 г.
Еще до запуска линии Fairyland Lustre, Дейзи начала экспериментировать с люстром и сказочными существами в своем первом дизайне «Восточный дракон» в 1913 году. Ее увлечение блестящими глазурями привело к появлению в 1914 году серии изделий, украшенных бабочками, рыбками и драконами. В течение следующего года были изготовлены первые модели из серии Fairyland.
Ваза с обычным люстром и сказочной птицей, расписанной золотом, Ordinary Lustre, дизайн Дейзи Макейг-Джонс, Wedgwood.
Чаша с золотой бабочкой, Fairyland Lustre, дизайн Дейзи Макейг-Джонс, Wedgwood.
Производство Fairyland lustre началось всего через девять месяцев после того, как Дейзи была принята в штат дизайнеров. Она придавала своим гончарным изделиям яркие, часто неожиданные цветовые сочетания, переливающиеся радужным блеском, создавая собственный сказочный мир с эльфами, бесами, феями и множеством представителей флоры и фауны. Она черпала вдохновение в английских сказках и в кельтским фольклоре, включая в них экзотические элементы восточных культур, такие как древние мифологии, китайский и японский фольклор. Эти причудливые проекты покорили сердца и умы уставшей от войны публики и помогли Веджвуду выйти из экономического кризиса.
Чаша, расписанная сюжетами «Лесной мост» и «Райский сад», диаметр 18,5 см, Fairyland Lustre, дизайн Дейзи Макейг-Джонс, Wedgwood, около 1920 г.
Макейг-Джонс разработала восемь цветовых схем для производства Fairyland Lusterware, четыре из которых соответствовали типам естественного освещения. Любимая цветовая гамма Дейзи – «Сказочная страна заката» (Sunset Lustre) окрашена в яркие оранжевые и алые цвета. Для «Сказочной страны лунного света» используют более холодные расцветки люстров, которые создают таинственную сказочную атмосферу.
Ваза с крышкой «Ghostly Wood» (Призрачный лес) с изображением птицы Рух и Демонического дерева, Fairyland Sunset Lustre, дизайн Дейзи Макейг-Джонс, Wedgwood.
Ваза с крышкой «Ghostly Wood» (Призрачный лес, Fairyland Sunset Lustre, дизайн Дейзи Макейг-Джонс, Wedgwood.
Этот дизайн — личная вариация Дейзи Макейг-Джонс «Легенды о Крокемитене». На нем изображена Митен, крестница Карла Великого, на пути к Крепости Страха. Она встречает призраков тех, кто не смог добраться до Крепости, со свечами, символизирующими их души. Жабоподобная Фея Пустыни и Желтый Гном пытаются сбить их с пути. Здесь и Белый Кролик, проводник Алисы в Страну Чудес.
Ваза «Jeweled Tree» (Ювелирное дерево), высота 23 см, Fairyland Lustre, дизайн Дейзи Макейг-Джонс, Wedgwood.
Линия Fairyland Lustre была не только красивой и хорошо продуманной, но и технически новаторской благодаря глянцевой глазури, в честь которой она была названа. Блеск и переливы цвета достигались за счет добавления драгоценных металлов в сочетании с маслами и смолами в глазури, и каждое изделие обжигалось несколько раз, что делало процесс изготовления трудоемким и дорогим. На последнем этапе добавлялась золотая роспись. В результате появилась линия с очень богатым и гармоничным дизайном.
Чаша, расписанная сюжетом «Лесной мост», Fairyland Lustre, дизайн Дейзи Макейг-Джонс, Wedgwood, около 1920 г.
Fairyland Lustre оставался популярным около десяти лет, но во времена Великой депрессии выпуск этой серии был прекращен. Веджвуд нанял нового арт-директора и перешел к более строгому современному стилю, отказавшись от разноцветных блестящих глазурей, которые были дорогими в производстве, роскошь, которую нельзя было себе позволить во время экономического спада 1930-х годов. Линия была закрыта в 1929 году, а Дейзи Макейг-Джонс уволилась из Wedgwood в 1931 году. Несмотря на трудный уход из компании, отчасти из-за ее неспособности меняться со временем, наследие Макейг-Джонс – один из величайших успехов Wedgwood.
Ваза с крышкой «Пузыри», Fairyland Lustre, дизайн Дейзи Макейг-Джонс, Wedgwood.
Дейзи выпустила книгу «Some Glimpses of Fairyland», в которой представила собственные версии популярных сказок мира и придумала новые. История дизайнов Дейзи «Bubbles» (пузыри) повествует о Никсе, водяном эльфе, которому принадлежит все, что падает в озеро, включая души утонувших людей. Когда их освобождают, они поднимаются на поверхность в виде пузырей, которые летят к вершинам деревьев, где обитает Арахна, паук, который старается их поймать и съесть.
Ваза «Пузыри», FairylandLustre, дизайн Дейзи Макейг-Джонс, Wedgwood.
Дизайн «Пузыри» Дейзи Макейг-Джонс.
Дизайн «Пузыри» Дейзи Макейг-Джонс.
Дейзи создала несколько версий своего дизайна «Пузыри», одна из которых взята из истории Кваннон (Гуан-Инь), Божественной Матери. Эта легенда была опубликована Хэдландом Дэвисом в сборнике мифов и легенд Японии в 1912 году. По легенде Гуан-Инь излила воду творения из хрустального флакона. Из святой воды появились пузыри с маленькими детьми.
Шелковое панно работы японского художника 19 века Кано Хагаи.
Ваза «Candlemas», высота 21 см, Fairyland Lustre, дизайн Дейзи Макейг-Джонс, Wedgwood.
Дизайн этой изысканной вазы, разработанный Дейзи Макейг-Джонс в 1915 году, основан на фольклоре, посвященном празднику Сретения, который традиционно приходится на 1 февраля и знаменует окончание рождественского сезона. Сюжет «Candlemas» был очень популярен и выполнялся в разных цветовых схемах.
Ваза «Candlemas», высота 19 см, Fairyland Lustre, дизайн Дейзи Макейг-Джонс, Wedgwood, около 1925 г.
Ваза «Бесы на мосту», высота 11,2 см, Fairyland Flame Lustre, дизайн Дейзи Макейг-Джонс, Wedgwood.
Фантастический дизайн «Бесы на мосту и домик на дереве» - один из самых популярных сюжетов серии. На фоне ярких огненных оттенков птица Рух, похожая на летучую мышь, скользит над шеренгой бесов, спускающихся по мосту из домика на дереве.
Ваза с сюжетами «Бесы на мосту» и «Древо Змея», высота 29,5 см, Fairyland Flame Lustre, дизайн Дейзи Макейг-Джонс, Wedgwood, около 1930 г.
Пара ваз «Firbolgs IV», высота 24 см, Fairyland Lustre, дизайн Дейзи Макейг-Джонс, Wedgwood, около 1920 г.
Пара ваз «Колонны», высота 30 см, Fairyland Lustre, дизайн Дейзи Макейг-Джонс, Wedgwood, около 1925 г.
Ваза с крышкой «Сказочная горка и грабители птичьих гнезд», высота 18,5 см, Fairyland Flame Lustre, дизайн Дейзи Макейг-Джонс, Wedgwood, около 1924 г.
Чаша «Скачущие эльфы», диаметр 14 см, Fairyland Lustre, дизайн Дейзи Макейг-Джонс, Wedgwood, около 1924 г.
Большая ваза с крышкой «Храм на скале», высота 51,5 см, Fairyland Lustre, дизайн Дейзи Макейг-Джонс, Wedgwood, около 1925 г.
Ваза «Женщины-бабочки», высота 20 см, Fairyland Lustre, дизайн Дейзи Макейг-Джонс, Wedgwood, около 1925 г.
ДейзиМакейг-Джонс (1881-1945)
Красавица Дейзи пригласила нас в страну ЧУДЕС! Очень сложная глазурь с радужными переливами. Фантастические сказочные сюжеты. Конечно, эти работы стоили не дешево. Дейзи не только профессионал в своем деле, она еще создала огромный сказочный мир. Вазы все как я люблю — яркие, сияющие радужные, фантастической красоты. Спасибо, Верочка за то, что Вы приносите радость.
Спасибо, Зоя! Хочется сказать спасибо и всем замечательным мастерам прошлого и настоящего, которые создавали и создают для нас эту красоту. А нам остаётся любоваться, вдохновляться, ахать и удивляться этим шедеврам)
Мне захотелось немедленно показать работы Дейзи, как только я увидела ее первые работы. Удивительная творческая энергия)
Удивительные вещи!!! Просто произведения искусства! Даже не верится, что на керамике можно так писать картины! Фантастически красивые цвета, удивительные сюжеты, роскошное воплощение. Все восхищает.
И что тут можно добавить? Только смотреть, разглядывать все новые и новые детали))
Просто какие-то окна в иной мир, чудесный, завораживающий, опасный и прекрасный одновременно. Сразу подумалось о Толкиене. О технике работ даже не говорю — это что-то уникальное. И какое же у неё хорошее лицо — такое светлое! Спасибо Вам большое!!!
Спасибо, Наталия! Это действительно похоже на Толкиена, хотя раньше мне эта мысль не приходила в голову. Мдейзи так же не просты и опасны, но прекрасны — согласна с вами)