Монументальные работы индийских камнерезов
Индия одно из немногих мест мира, где на протяжении всей истории резьба по камню была традиционным ремеслом. Веками оттачиваемое местными зодчими мастерство достигло здесь своего непревзойденного совершенства.
Исторические факты говорят, что резьба по камню, как вид искусства получила широкое распространение еще в период правления династии Маурьев (322 – 185 гг. до н.э.). За прошедшие века сменились многие поколения, менялись стили оформления храмов, изображений на барельефах, статуй богов и мифологических сюжетов. Но мастерство древних камнерезов и по сей день поражает воображение.
Потолок в храме Дурги (Айхоле)
Резьба в храме Махадевы (Итаги)
Резьба в храме Сурьи
Интерьер храма Дилвара
Потолок храма Дилвара
Резьба на потолке Джами Масджид
Выдающиеся достижения камнерезов Раджастана требует особого упоминания. Это земля, где нехватка древесины с одной стороны и изобилие камня, в особенности мрамора в регионе, способствовали развитию камнерезного искусства. В Раджастане используют различные разновидности камней: мрамор, гранит, кварцит, сланцы. Наличие высококачественного камня позволило ремесленникам создать превосходные сооружения с изящной резьбой. Путешественникам стоит посетить Джайсалмер — мечту, воплощенную в камне, город, поднимающийся из пустыни.
Дворцы Джайсалмера
Благодаря жаркому климату, в архитектуре Индии появились совершенно особенные, присущие только этому региону черты. Речь идет о кружевной резьбе по камню — пластины песчаника и мрамора обрабатывались таким образом, что превращались в кружевные решетки с необыкновенно сложными и тонкими узорами. Эти решетки позволяли создавать тень, сохранять прохладу в зданиях.
Техника сквозной резьбы по камню известна как джали (джаали).
Джайсалмер
Джайсалмер
Джайпур, город известный во всем мире, как центр ювелирного искусства Индии, гордится и своей архитектурой. Символом Джайпура является Хава-Махал (Дворец Ветров). Этот венец архитектурного творения украшают 953 вырезанных из камня окна, позволяющих ветру без труда проникать внутрь сооружения, создавая прохладу в знойные летние дни.
Хава-Махал
Джали
На ранних этапах джали изготавливали из перфорированного камня с орнаментальным рисунком с использованием каллиграфии и геометрии. Эта форма архитектурного декора распространена в архитектуре индуистских храмов, индо-исламской и исламской архитектуре. Позднее во времена Великих Моголов стали использовать очень тонко вырезанные растительные конструкции, используя в декоре инкрустации из мрамора и полудрагоценных камней, как в Тадж-Махале.
Фрагмент резьбы и инкрустации внутренней стены усыпальницы Тадж-Махал
Резное окно в усыпальнице Тадж-Махал
Древняя архитектура Индии самобытна и уникальна, многие архитектурные шедевры Индии объявлены объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.
Спасибо. Вживую не довелось. Но даже то ТВ это впечатляет.
Спасибо! Особенно если вспомнить, в какие древние времена строились эти шедевры)
Вот это поражает больше всего.
Верно, даже так впечатляет! Спасибо!
Особенно восхищаюсь каменным кружевом)
Не перестаешь удивляться творению рук человеческих. С наступающим Рождеством Вас, Вера! Спасибо за доставленное удовольствие.
Диана, спасибо! Поздравляю и Вас с Рождеством!
Внешне это выглядит тяжеловато, приторно, глаз утомляет. Восточное искусство не затрагивает струн моей души, скорее напрягает как нечто враждебное, отталкивающее.
У меня другие ассоциации) Скорее связаны с восточными сказками 1000 и одной ночи, хотя это и не арабская архитектура)
Вера, спасибо за рассказ об Индии. Обожаю эту страну с юности, её искусство, историю, традиции. Мечтаю посетить Индию когда-нибудь и посмотреть её шедевры. А посмотреть там есть что.
С наступающим рождеством Вас поздравляю.
В Индии так много чудесного, что отпуска не хватит, чтобы все посмотреть)Желаю Вам исполнить мечту!
С Рождеством!