Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье
Мизерони – семья камнерезов
В среде европейской знати в XVI и XVII веках чрезвычайно высоко ценились произведения искусства из драгоценных и полудрагоценных камней. Разумеется, эти сокровища – признак богатства и статуса, создавались и прежде, но именно в этот период увлечение приняло форму коллекционирования. Мастерам стали заказывать создание виртуозных произведений искусства из экзотических и драгоценных материалов для коллекций кунсткамер и вундеркамер.
Самые знаменитые собрания того времени – коллекция эрцгерцога Фердинанда, императора Рудольфа II и эрцгерцога Леопольда Вильгельма, ныне составляют ядро коллекции Художественно-исторического музея в Вене. Император Рудольф II Габсбург особенно ценил красоту драгоценных камней и верил в их особые целебные свойства. В своей кунсткамере он хранил около 200 сосудов из таких минералов, как горный хрусталь, яшма, агат или нефрит. Он основал собственную мастерскую по огранке камня в Праге, но продолжал приобретать работы из мастерских в Милане.
Итальянские мастера-камнерезы из Милана и Флоренции получали заказы не только от семьи Медичи и других высокородных заказчиков Италии, но и поставляли свои изделия императорским и королевским дворам всей Европы. В Милане середины XVI века работали знаменитые мастера и целые династии потомственных камнерезов и ювелиров, самыми известными из которых были такие мастера, как Аннибале Фонтана (1540–1587), Алессандро Маснаго (1560–1620), мастерские семей Сарачи и Мизерони.
Известно, что Мизерони проживали в Милане с пятнадцатого века. Династия камнерезов Мизерони насчитывает шесть поколений (1460-1684). Джованни Франческо, сын Гаспаро Мизерони, впервые упомянутый как член Гильдии ювелиров в 1460 году, был назначен ее консулом в 1468 и 1475 годах.
Самыми известными камнерезами из этой семьи стали Гаспаро Мизерони (около 1518–1573) и его брат Джироламо (около 1522–1600) – серебряники и резчики по твердому камню. В семье Джироламо было девять сыновей. Старший из них – Джованни Амброджо (около 1551-1616) – величайший из граверов по твердому камню эпохи Возрождения, вырезавший из минералов «божественные фигуры», возглавил отцовское дело в Милане. Джулио Мизерони (около 1559-1594) работал в Испании при дворе Филиппа II. Оттавио Мизерони (около 1569-1624) вместе с братьями Аурелио и Алессандро основали школу огранки твердого камня в Праге под патронажем императора Рудольфа II.
Ваза из цитрина в золотой оправе, мастерская Мизерони, около 1620 г., из коллекции музея Прадо, Мадрид.
Чаша из нефрита в виде раковины с маскароном в оправе из золота с эмалью и рубинами, длина 22,4 см, Джованни Амброджо Мизерони, около 1600 г., из коллекции Художественно-исторического музея Вены, Кунсткамера.
Лазуритовый кубок в оправе из золота с эмалью, изумрудами, жемчугом и рубинами в виде дракона, длина 18,9 см, Гаспаро Мизерони, около 1565-1570 гг., из коллекции Художественно-исторического музея Вены, Кунсткамера.
Кубок с драконом из цитрина в золотой оправе с эмалью, Гаспаро Мизерони, XVI век.
Чаша с крышкой из яшмы в оправе из золота с эмалью, считается работой Оттавио Мизерони, около 1600 г.
Оттавио Мизерони, поселившийся в Праге по приглашению Рудольфа II в 1588 году вместе с семьей,
получил звание официального гранильщика императорского двора, которое впоследствии перешло к его сыну Дионисио (1607–1661), а затем и к внуку – Фердинандо-Эусебио (ум. 1684).
Портрет Дионисио Мизерони с семьей работы Карела Шкреты, холст, масло, 1653 г., Национальная галерея, Прага.
Слева от Дионисио стоят его старшие сыновья – Ян-Оттавио и Фердинандо-Эусебио, справа – младшие сыновья Вацлав-Эусебио (сидит) и Игнац-Франтишек. Жена мастера Мария-Людмила, положив руку ему на плечо, обращается к дочери Марии-Лауре.
Дионисио Мизерони создал много замечательных камнерезных работ из горного хрусталя, цитрина, дымчатого кварца, халцедона, но самым его выдающимся творением стал изумрудный унгвентарий, на изготовление которого потребовалось два года.
Изумрудный унгвентарий в золотой оправе работы Дионисио Мизерони, изготовленный по заказу Фердинанда III в 1641 году, 10,9х8,5х7,2 см, из коллекции Художественно-исторического музея Вены, Кунсткамера.
Это исключительное, единственное в своем роде создание Природы и человека. Сосуд вырезан из огромного колумбийского изумруда, его вес после огранки составляет 2860 карат (572 г). По оценкам специалистов вес изумруда до огранки составлял более 3000 карат.
Унгвентарием называли эллинистический сосуд для хранения жидкостей, бальзамов или мазей.
Диаметр крышки 4,9 см, высота 3,6 см. Крышка сосуда изготовлена из материала, выбранного из внутренней части сосуда.
Неправильная форма сосуда определяется строением кристалла изумруда, вернее сростком двух кристаллов – большого и малого.
Ваза из горного хрусталя работы мастерской братьев Мизерони второй половины XVI века в более поздней серебряной позолоченной оправе, Франция, XVII век.
Эта ваза когда-то была собственностью короля Людовика XIV, который приобрел основную часть своей коллекции горного хрусталя у наследников кардинала Мазарини после его смерти в 1661 году. В 1796 году ваза в числе других королевских ценностей была продана правительством Директории, испытывавшей серьезный финансовый кризис. Один из этих кредиторов, женевский купец Жак де Шапоруж, получил в счет уплаты долга 200 предметов искусства на общую сумму 99 180 франков, включая 145 предметов из горного хрусталя из Garde-Meuble. Впоследствии ваза несколько раз меняла владельцев, одним из которых был модельер Ив Сен-Лоран.
Чаша из халцедона известного как Calcedonio di Grigioni, с резным изображением Венеры и Купидона, спящих в раковине, в серебряной позолоченной оправе с Юпитером в виде лебедя,ширина 20,5 см, считается работой Джованни Амброджо Мизерони, конец XVI века.
Считается, что эта чаша была изготовлена для Рудольфа II. Во время Тридцатилетней войны предметы из Императорской Кунсткамеры были частично разграблены. Затем чаша побывала в коллекциях кардинала Мазарини и Людовика XIV и досталась в числе других королевских ценностей Жаку де Шапоружу в счет уплаты долга французского правительства.
Чаша вырезана из камня различных оттенков желтого, красного и серого, которые мастер искусно использовал для создания обнаженной фигуры спящей богини Любви и ее маленького сына, драпировок и волос. Камень не имеет четких слоев, и цвета плавно перетекают друг в друга, резьба по такому камню невероятно сложна для камнереза. Ему удалось вырезать все тело Венеры из светлой части камня. Темные участки мастер использовал для создания драпировки, прикрывающей правую ногу Венеры и ее левую руку. Спина и голова Купидона лежат как-бы в тени, и его необычное положение продиктовано природой камня.
Блюдо из горного хрусталя с растительным орнаментом в золотой оправе с эмалью, диаметр 18 см, считается работой Дионисио Мизерони, около 1630 г.
Сосуд из горного хрусталя с гравировкой работы Фердинанда-Эусебио Мизерони (1681-1684 гг.) в более поздней золотой оправе работы Жана Гейяра, Париж, 1726 г.
Кубок с крышкой из горного хрусталя работы мастерской Мизерони около 1600 г. в более поздней серебряной позолоченной оправе, высота 21 см, Франция, XVII век.
Кубок из рога единорога (нарвала) в оправе из золота с драгоценными камнями, мастерская Мизерони, около 1600 г., из коллекции Художественно-исторического музея Вены, Кунсткамера.
Потрясена, покорена… Столько божественной красоты...
И создается ощущение, что все эти вещи сделаны из пластичных материалов, а не их камня… Да и камни достаточно большие. Удивительные работы. И опять это сделано не сейчас при новых технологиях, а тогда, когда вся технология заключалась в умении мастера рассмотреть, увидеть и вырезать-высечь...
Татьяна, согласна с Вами и уже писала в комментариях к одному из тропиков Веры, что не современными супер технологиями пользовались мастера а руками, инструментами по нашим меркам примитивными и своими талантами. Умение рассмотреть, увидеть и высечь тут без Божьего промысла не обошлось. Эти люди одарённые Богом.
Да, мысль о том, что камень резали, гранили, шлифовали вручную с античных времен плохо помещается в голове) но как можно было ТАК обработать изумруд — просто невозможно представить))
Присоединяюсь — и в моей не помещается))
Волна, застывшая в камне — это Гаспаро Мизерони. Это мои любимые работы)
Эти работы стоят ВОСХИЩЕНИЯ!!!
Совершенно согласна)
Какая красота!!! А изумрудный унгвентарий… нет слов
Это путешествие в глубину веков! Как все интересно! 15 век, 6 поколений Мизерони, Портрет Семьи с большой буквы, какие лица интересные, одежда, быт. Это люди, жившие 600 лет назад. Какие уникальные произведения они оставили после себя!!! Как я люблю рассматривать эти драгоценные камни воплощенные в произведения искусства умом и талантом камнерезов. Изумруд, горный хрусталь, нефрит, цитрин, лазурит. Верочка, Вы сегодня удивили, поразили, восхитили, огромная благодарность Вам за труды.
Зоя, спасибо! Очень интересно было работать над этой темой и собирать материал. Каждая строчка, упоминание о членах семьи, их работах, все сложилось в такую мозаику)
Вера, СПАСИБО! Во все времена были мастера, одаренные талантом, так трудолюбивы, что неповторимы созданные ими произведения… Эта подборка ИЗУМИТЕЛЬНА!
Как бы мне хотелось попасть в венскую Кунсткамеру и увидеть все это своими глазами)
Давайте не будем отказываться от наших желаний… Будем жить с надеждой что наши МЕЧТЫ ИСПОЛНЯТСЯ!
Будем надеяться)