Каретные часы
На протяжении веков люди неустанно стремились создавать инструменты для измерения неосязаемой и такой быстро ускользающей субстанции как время. Вслед за солнечными, водяными, песочными часами наконец появились первые механические часы. Из всех разновидностей этого занятного устройства сегодня нас интересует одна категория - дорожные часы, которые еще называют каретными часами. Часы-каретники были изобретены в 1790-х годах легендарным часовым мастером Абрахамом Луи Бреге, который создавал часы для всех коронованных особ Европы, включая Наполеона Бонапарта. Наполеон и поручил месье Бреге изготовить для него маленькие переносные часы, которые он мог носить с собой во время военных кампаний.
Проблема обычных маятниковых часов того времени заключалась в том, что они были либо слишком большими и тяжелыми либо слишком хрупкими. Нужно было что-то намного меньше и портативнее. В результате появились часы, которые Бреге назвал «Pendule de Voyage» - часы для путешествий. В отличие от маятниковых часов каретные часы имели пружинной заводной механизм с балансиром. Примерно с 1795 года до его смерти в 1823 году Авраам и его сын изготавливали всевозможные невероятно сложные каретные часы, которые делали все, что могли делать часы - били часы, полчаса, четверти, минуты, у них были функции будильника, вечные календари, на них были циферблаты в виде луны - впечатляющие образцы мастерства, учитывая, что почти все было сделано вручную! В отличие от маятниковых часов каретные часы имели пружинной заводной механизм с балансиром.
Дорожные часы с боем с инкрустацией из розового дерева и позолоченной латуни, высота 28 см. Джеймс Мюррей, Королевская биржа, Лондон, № 1138. Середина XIX века.
Бронзовые каретные часы с кариатидами в духе рококо, высота 23 см. Королевская биржа, Лондон. Вторая четверть XIX века.
Основная форма и стиль каретных часов за прошедшие годы не изменились. Подавляющее большинство из них имеют прямоугольную форму, с ручкой наверху, спусковым механизмом, который зажат между медными пластинами, циферблатом и стрелками спереди. Небольшой размер, уникальный дизайн, большое количество дополнительных функций и тот факт, что их можно брать с собой куда угодно, означало, что каретные часы стали очень модными в викторианскую и эдвардианскую эпохи и большую часть первой половины 20-го века. Уникальный дизайн этих часов сделал их постоянным спутником путешественников на протяжении более двухсот лет. Такие часы выпускаются до сих пор и вы все еще можете их купить в простом, не антикварном магазине.
По мере того, как путешествия по железной дороге и автомобильным транспортом становились все более популярными, росли продажи каретных (вагонных) часов. К 1860-м годам эти портативные часы пережили период своего расцвета и производились в больших масштабах. Большая часть производства производилась на французских фабриках, но и английские часовщики не отставали. Самые интересные и красивые каретные часы были созданы до Первой мировой войны, после чего стали выпускать в основном простые версии.
Редкие миниатюрные позолоченные каретные часы, украшенные гравировкой, высота 13,3 см. J. F. Cole for R. & S. Garrard, Panton Street, Haymarket, Лондон, середина XIX века
Викторианские серебряные каретные часы в стиле рококо, украшенные пасторальными сценами, высота 17,5 см. William Comyns, Лондон, 1899 г.
Часы-репетир из позолоченной латуни, украшенные эмалированными лиможскими панелями с изображением мужчины и женщины в средневековых костюмах, высота 19 см. Конец XIX века.
Позолоченные каретные часы в египетском стиле, высота 18,3 см. Конец XIX века.
Редкие каретные часы в неоклассическом стиле с лазуритовыми панелями, JECaldwell & Co., Филадельфия, высота 16,5 см. Начало XX века.
Каретные часы в стиле Людовика XVI из позолоченной латуни и яшмы,Tiffany & Co., Нью-Йорк, высота 16 см. Около 1900 г.
Каретные часы с панелями сякудо, Black, Starr&Frost, Нью-Йорк, высота 18 см. Конец XIX века.
Каретные позолоченные латунные часы, украшенные фарфоровыми расписными панелями (подпись Х. Деспре) с изображением гвардейцев, пьющих в таверне, высота 26 см. Конец XIX века.
Изысканные миниатюрные позолоченные каретные латунные часы с репетиром, украшенные эмалевыми лиможскими панно (К.М. Поплен), олицетворяющими Астрономию, держащую небесную сферу под аркой с фигурами зодиака, высота 19 см. Конец XIX века.
Каретные позолоченные латунные часы, украшенные малахитом, со вспомогательным циферблатом будильника, высота 18 см. Howell James & Co., Лондон и Париж Середина XIX века.
Каретные позолоченные латунные часы с репетиром, украшенные фарфоровыми панелями, высота 15 см. Конец XIX века.
Каретные позолоченные латунные часы с кариатидами, высота 19 см. Tiffany & Co., Нью-Йорк 1888 г.
Каретные позолоченные латунные часы, украшенные гравировкой, драгоценными камнями и фарфоровыми расписными панелями в стиле рококо, высота 18 см. Конец XIX века.
Каретные позолоченные латунные часы, украшенные птицами и бабочками, высота 17 см. В розничной продаже Edward & Sons, механизм EM & Co. Конец XIX века.
Часы с репетиром в викторианском стиле, серебро, черепаховый панцирь, высота 12 см. Харрис Адельштейн, Лондон, 1901 г.
Часы с репетиром отделанные черепаховым панцирем, инкрустированным серебром, высота 18 см. William Comyns, Лондон, 1914 г.
Позолоченные латунные каретные часы, высота 14 см. Вероятно, Aubert & Klaftenberger, середина XIX века.
Позолоченные латунные каретные часы с будильником и тремя циферблатами, высота 16 см. Франция, конец XIX века. Нижний левый циферблат показывает дату, справа - циферблат для установки будильника.
Позолоченные латунные каретные часы, украшенные эмалевыми панелями с пасторальными сценками, высота 18,5 см. Пьер и Альфред Дрокур, Франция, конец XIX века.
Восьмидневный хронометр и барометр с термометром Фаренгейта, термометром по Цельсию - в корпусе из латуни, высота 13 см. Франция, конец XIX века.
Редкие часы начала XX века из розового кварца, халцедона, авантюрина и малахита в подарочном футляре высота 11 см. Розничная продажа JECaldwell & Co., Филадельфия.
Примечания
Высота часов - указана с учетом ручки.
Репетир - механизм боя в механических часах.
Сякудо - сплав меди и золота (золота обычно 3-5%), использовавшийся в средневековой Японии. Сякудо ценился в Японии за почти чёрный (чёрно-голубой) цвет и патину.