Венские эмали. Часы.
Каминные часы из алебастра в классическом стиле, высота 11 см, Людвиг Деффнер, Вена, около 1825-1835 гг.
Девятнадцатый век, Вена. Ушла в прошлое эпоха наполеоновских войн, а вслед за нею уходил со сцены и ампир – стиль строгий, обращенный к классике. И вот уже хотелось чего-то нового и яркого. Ко второй половине XIX века эклектика прочно обосновалась в странах Западной Европы, хотя для парадных интерьеров классика была актуальна еще очень долгое время.
В поисках новых решений мастера обратились к искусству прошлого – вечному источнику вдохновения. Так возник стиль, описанный в 1889 году. как «великолепный, но не варварский», который в наше время называют историзмом. Вена идеально подходила для того, чтобы присоединиться к движению историзма, охватившего остальную Европу. Коллекция Габсбургов Kaiserliche Schatzkammer хранила самые вдохновляющие предметы средневековья и ренессанса. И Австрия, и близлежащая Венгрия имели непревзойденную историю производства украшений с эмалью. Вена также была в авангарде движения за улучшение современного дизайна: открывались музеи и школы прикладного искусства. В 1873 году в Вене была организована Международная выставка. К сожалению, прошла она неудачно: рухнула Венская фондовая биржа, разразилась холера, а посетители жаловались на высокие цены. Однако критики и публика высоко оценили неоренессансные творения венских ювелиров, которые, как говорили, освещали мрачную выставочную ротонду своим цветом и блеском.
Особенно популярны были изделия в стиле эпохи Возрождения и рококо. Венские мастера создавали великолепные предметы интерьера с использованием серебра, эмали, полудрагоценных камней: ларцы, вазы, кувшины, подносы, часы и просто красивые безделушки. И в наше время мы восхищаемся лучшими изделиями, созданными с изумительным мастерством: с искусно выполненной оправой, затейливыми узорами, блестящей красочной эмалью. И, конечно, часы того времени служили не только мерилом времени, они тоже становились украшением интерьера.
Часы с фигурками игроков в шашки, украшенные эмалью и позолотой, Австрия, XIX век.
Настольные часы, украшенные росписью по эмали в оправе из позолоченной бронзы, высота 14,5 см, Вена, около 1900 г. Сюжеты росписей типичны для того времени – галантные или мифологические сцены. Первые часы расписаны пасторалями, а вторые – мифологическими сюжетами: «Леда и лебедь», «Дафна и Аполлон».
Часы в виде черепахи, украшенные эмалью и позолотой, Австрия, XIX век.
Часы в виде верблюда, украшенные эмалью и позолотой, Австрия, XIX век.
Настольные серебряные часы, украшенные эмалью, позолотой и драгоценными камнями, высота 19 см, Австрия, конец XIX века.
Настольные серебряные часы в форме бочки с сидящей на ней обезьяной, украшенные эмалью и позолотой, высота 14,5 см, Герман Бём, Вена, около 1890 г.
Настольные серебряные часы в форме лиры, украшенные эмалью и позолотой, Герман Ратцерсдорфер, Вена, около 1880 г.
Каминные бронзовые часы по образцу уличных или почтовых часов, украшенные эмалью и позолотой, высота 64 см, Герман Бём, Вена, конец XIX века.
Настольные часы в стиле рококо, украшенные эмалью и позолотой, высота 19 см, Вена, конец XIX века.
Настольные часы, украшенные эмалью с изображением галантной сцены, в оправе из позолоченной бронзы, высота 15,3 см, Вена, конец XIX века.
Настольные часы, украшенные эмалью, в оправе из позолоченной бронзы, высота 13 см, Андреас Харт, Вена, около 1900 г.
Настольные часы в виде башни из лазурита в стиле эпохи Возрождения, украшенные эмалью и позолотой, Герман Бём, Вена, около 1880–1890 гг.
Настольные часы из серебра с лазуритом, эмалью и позолотой, высота 28,5 см, Карл Рёсслер, Вена, около 1890 г.
Будуарные часы из серебра с эмалью и позолотой, высота 17 см, Якоб Вассербергер, Вена, последняя четверть XIX века.
Настольные часы из серебра с лазуритом, эмалью и позолотой, украшенные рубинами и сапфирами, высота 10,8 см, Вена, около 1880 г.
Настольные часы из серебра на подставке из хрусталя, поддерживаемые двумя крылатыми девами, высота 15 см, Вена, около 1900 г.
Настольные часы из серебра с эмалью, высота 16 см, Людвиг Плитцер, Вена, около 1900 г.
Каминные часы из серебра с позолотой, эмалью и лазуритом, украшенные драгоценными камнями, высота 20,3 см, Вена, конец XIX века.
Настольные часы, украшенные галантной росписью по эмали в оправе из позолоченной бронзы, высота 16,5 см, Вена, около 1900 г.
Каминные часы в стиле Людовика XV из серебра с лазуритом, высота 41 см, Вена, конец XIX века.
Серебряные настольные часы, украшенные пасторальными сценами, с фигурой Урании, лежащей рядом с синим звездным эмалированным глобусом, высота 16,5 см, Вена, последняя четверть XIX века.
Каминные часы-шкатулка архитектурной формы, увенчанные часами в виде лиры, боковые стороны отделаны эмалевыми пластинами, расписанными историческими и мифологическими сценами, в передней панели скрыты четыре небольших ящика, высота 48,5 см, Вена, около 1890 г.
Настольные часы в виде ширмы в стиле рококо, украшенные галантной росписью по эмали в оправе из позолоченной бронзы, высота 17 см, Вена, около 1900 г.
Музыкальная шкатулка в виде фортепиано, украшенная эмалью, позолотой и драгоценными камнями, внутри установлены две чернильницы и часы, длина 17,8 см, Карл Рёсслер, Вена, конец XIX века.
Каминные часы архитектурной формы из серебра с эмалью, отделанные слоновой костью и лазуритом, высота 48,5 см, Карл Банк, Вена, около 1880 г.
Каминные часы в виде восточной повозки с балдахином из серебра с эмалью и позолотой, отделанные слоновой костью и драгоценными камнями, высота 28 см, Вена, конец XIX века.
Роскошные часы!
Да, фантазия мастеров просто неисчерпаема))
Даже слов нет от созерцания таких красот! Столько вдохновения от просмотра!
Спасибо, Ирина! Мастера 19-го века вдохновлялись шедеврами эпохи возрождения, а мы вдохновляемся их работами. Эстафета))
Сколько фантазий, красоты, изящества в каждом изделии.
Это верно. Мне всегда хочется рассмотреть весь декор в подробностях. Иногда только мифологические сюжеты бывают непонятны. Зато с пасторалями — полное понимание))
Я восхищена творениями мастеров, какие затейливые формы, сколько драгоценных камней использовано, бесподобные эмали! Часы — это не ваза, не чаша, а механизм, для измерения времени, естественно они были украшением интеръера. Видимо Вена была меккой по изготовлению часов. Очень все понравилось. К сожалению часы сейчас не так актуальны как в 18-19 веках, но я бы не отказалась от такой красоты! Верочка, спасибо! Пусть Ваши часы отсчитывают Вам только счастливые минуты !!!
Присоединяюсь ))
С механизмами часов все не так просто. Чаще всего в часах использовали часовые механизмы швейцарского, французского или английского производства. Но были, разумеется, и собственные мастера. Информации о производителях часовых механизмов в этих часах у меня, к сожалению, нет. Но вот ювелирные и эмальерные работы — точно австрийские)
Вера, спасибо большое! Интересно, разнообразно, красиво. Черепаху — в каждый дом! Время нелинейно (доказательство есть в математике)). Линейность принята условно, чтобы в течении человеческой жизни была какая-то упорядоченность. Благодаря Вам, Вера, наше время и пространство — это вечность и красота )))
Спасибо, Мелена! Как бы так прогнуть это самое время и вернуться в 19 век, чтобы посмотреть все своими глазами. Вот в средневековье не хочу: сожгут еще ненароком))
Моя подруга ездит специально в СПб «пошляться» по дворцам для поднятия общего жизненного тонуса )). Вдохновляется величием архитектуры и наполнением. А так «прогнёшь» время и не в усадьбе окажешься, а в мещанской слободке)).
Да, предки мои не голубых кровей были))
Так и мои тоже))
Безграничный полет фантазии! Очень интересная подборка, спасибо. Верочка, если Вы порадовали нас Венскими эмалями может «доберетесь» до Венской бронзы? Уверена что «Венка» порадует своими красотой и мастерством не только меня.
( пожалуйста, не сочтите мое предложение наглостью :-))
Нина, заявка принята)))
Но сначала хочу закончить тему с Ратценсдорфером. Сегодня в программе его эмали, а потом — шедевры из горного хрусталя.
По венской бронзе было несколько тем — Бергман и Гердаго.
Если вы их пропустили, можно посмотреть)
https://www.passionforum.ru/posts/150217-franc-ber...
https://www.passionforum.ru/posts/138323-gerdago.h...
Да, Вера, Гердаго я пропустила, спасибо за ссылку. Но кроме Бергмана и Гердаго были: родоначальник «Венки» Берман, Терещук, Лоренцль… так что есть о ком порассказать:-)
Обязательно)
да, кстати, Лоренцль:
https://www.passionforum.ru/posts/147103-iozef-lor...
https://www.passionforum.ru/posts/147163-iozef-lor...
Есть несколько работ Терещука, а вот Бермана не знаю
Про Гуршнера забыли))
https://www.passionforum.ru/posts/137047-gustav-gu...
Теперь, кажется все, что было по австрийской бронзе.
Работы Петра Терещука знаю, но руки еще не доходили. Биографию не искала. Но займусь. У него есть интересные модели))
Кладоискатель Вы наш!:-) Спасибо!
Спасибо, Нина!
Спасибо! Очень красивая открытка)
Просто роскошь! Но именно роскошь… Циферблаты практически на всех маленькие, эти скульптурные украшения, скорее украшения с функцией часов...
Поразмышляла по поводу размера часов)) Все-таки механизму было еще не миниатюрные. Самые маленькие — в размер мужских карманных часов. А вот циферблат в таких миниатюрах мог быть и маленького размера. Но какова оправа!
Оправа БОГАТАЯ!!! Роскошная, скульптурно-ювелирная! СОГЛАСНА!!!
Спасибо, Верочка! Часы, — это моя больная тема. В этой теме я с детства. Друг моего отца коллекционировал карманные часы, его в Питере знали все часовщики. Как только что-то интересное появлялось, — он узнавал сразу. Благодаря ему мы стали обладателями роскошных напольных часов с чудесным боем… Так жалко, что при переезде пришлось их оставить… мне иногда кажется, что я их слышу… Они, конечно, не были такими красивыми как в вашем посте (топике, заметке, рассказе...), но механизм и голос были замечательные. А Германа Бёма я запомнила в своё время по нежному, изысканному кувшину из горного хрусталя, — удивительная работа. С эмалью работать непросто, требуется большое мастерство… Спасибо Вам за красоту и за то, что благодаря Вам вспомнилось детство.
Да, многие вещи для нас связаны с воспоминаниями о прошлом, о счастливом детстве и дорогих людях. С ними больно расставаться, как будто обрываешь нить памяти. Это грустно...
А сегодня для вас опять хрусталь)) но Ратцерсдорфера. Надеюсь, Вас порадует))
Спасибо, Наталия!
Да уж, надолго я зависла разглядывая эту красоту.
Не удивительно: такой замысловатый декор, такая богатая фантазия, есть от чего зависнуть))