Часы-флакон
История создания механических часов восходит к XV веку. И эта история тесно связана с ювелирным искусством. Созданные для того, чтобы удивлять, чудеса механики в ювелирном исполнении были не просто утилитарным предметом, но и показателем богатства и вкуса. Форма исполнения ювелирных часов была ограничена лишь воображением их создателя. И эта творческая фантазия, порой кажется неисчерпаемой.
За прошедшее столетие часы нашли свое воплощение практически во всех неодушевленных предметах, какие только можно вообразить: украшения, трости, подзорные трубы, интерьерные и настольные предметы, в числе которых и парфюмерные флаконы.
Золотой парфюмерный флакон с часами, украшенный эмалью, Жан-Батист-Франсуа Шере, Париж, 1777-1778 гг., из коллекции парижского Музея декоративных искусств.
Парфюмерный флакон из золота, украшенный эмалью и жемчугом, с часами, высота 4,1 см, Грубер, Вена около 1800 г.
Пара граненых стеклянных парфюмерных флаконов в золотой оправе с зеркальцем в основании, часами и компасом, высота 10,5 см, Джеймс Кокс, Лондон, около 1770 г.
Парфюмерный флакон из золота с часами и поющей птичкой, украшенный эмалью, жемчугом, рубинами, изумрудами, сапфирами и бриллиантами, высота 16 см, Jaquet-Droz, Leschot, Frisard, Женева, 1786-1787гг.
Это удивительное произведение швейцарских мастеров, в котором помимо часов, размещается емкость для духов в верхней части и зеркальце, скрытое в основании. С другой стороны флакона мы видим птичку, которая издает звуки благодаря серинетке, приводимой в действие часовым механизмом. Серинетка представляет собой миниатюрный шеститрубный орган. При нажатии маленькой золотой кнопки птица реалистично поет, открывает и закрывает клюв, поворачивается, а ее хвост движется вверх и вниз.
Швейцарские мастера Жаке-Дро, Лешо и Якоб Фризар были первыми производителями, которые начали использовать поющих птиц в небольших предметах, таких как флаконы для духов, часы и табакерки, которые выдающийся часовщик Альфред Шапюи назвал «игрушками королей» в своей книге «Автоматы» (1958).
Часы и парфюмерный флакон в форме пары вишен (в одной «вишне» часы, во второй – емкость для духов), золото, эмаль, стразы, Швейцария, около 1830-1850 гг.
Европейские часовщики и ювелиры выпускали много продукции специально для экспорта в страны Ближнего и Дальнего Востока. Созданные с учетом вкусов и предпочтений зарубежного покупателя, эти необычные изделия высоко ценились в Китае.
Примерно с 1582 года, когда первые европейские часы были привезены в качестве подарков ко двору, китайские императоры были очарованы механическими часовыми диковинками. Интерес к ним был столь велик, что император Канси (1654-1722) основал во дворце часовую мастерскую. А император Цяньлун (1711-1799) стал страстным коллекционером всех типов часов и автоматонов.
Парфюмерный флакон из золота, украшенный эмалью, со скрытыми часами, открывающимися кнопкой, изготовленный для китайского рынка, высота 8,7 см, около 1810 г.
Великолепный флакон для духов из зеленого стекла в золотой оправе с часами и компасом, изготовленный для китайского рынка, украшенный бриллиантами и гранатами, высота 13 см, Уильям Гарретт, Лондон, около 1765 г.
В основании флакона скрыто небольшое отделение с зеркальцем. Флаконы для духов с часами и компасом встречаются особенно редко. Такие экзотические предметы для китайского рынка обычно изготавливались парами в угоду вкусам восточного покупателя. Сегодня известны только две полные пары похожих флаконов для духов, один из которых находится в Императорском дворцовом музее в Пекине.
Парфюмерный флакон из золота и дендритового агата с часами и пробкой, украшенной рубинами, изготовленный для китайского рынка, высота 12,7 см, Lépine, около 1770 г.
Парфюмерный флакон для двух ароматов из золота cчасами и пробками в виде орлиных голов, украшенный эмалью, жемчугом и бриллиантами, изготовленный для китайского рынка, высота 7 см, Швейцария, около 1800 г.
Табачная бутылочка из золота cчасами в крышке, украшенная эмалью и жемчугом, изготовленная для китайского рынка, высота 6,3 см, Швейцария, около 1810 г.
Парфюмерный флакон из агата в золотой оправе, увенчанный часами с двойным циферблатом (около 1750 г.), изготовленный для восточного рынка, Le Roy, конец XIX века, высота 11 см.
Парфюмерный флакон из золота cчасами, украшенный эмалью и бриллиантами, изготовленный для турецкого рынка, высота 10,4 см, Швейцария, около 1790 г.
Парфюмерный флакон из золота с часами, украшенный эмалью и жемчугом, изготовленный для китайского рынка, высота 14 см, Джеймс Кокс, Лондон, около 1765 г.
Позолоченный флакон с часами в стиле шинуазри, украшенный жемчугом, с коралловой вставкой в крышке, высота 7,2 см, около 1880 г.
Читаю, рассматриваю и считаю… какой по высоте циферблат тех или иных часов. Тончайшая работа. Вот уж точно, ничто не ограничивает фантазию мастера. Фантастическая ювелирка. Особенно "Парфюмерный флакон из золота, украшенный эмалью и жемчугом, с часами, высота 4,1 см, Грубер, Вена около 1800 г." Высота… 4 сантиметра… это ж часы-миниатюра и это 1800 год...
Это как раз то, что меня удивляет больше всего — миниатюрность этих механических творений, созданных 250 лет назад. Поэтому я и привожу, по возможности, их размеры))
А как вам «вишенки»? Размеров ягодок у меня нет, но общий размер композиции — 6 см. Значит. каждая ягодка не более 2 см в диаметре, как обычные женские часы)
Вишенки очень стильные, притягивают взгляд, представляю это творение (возможно подарок))) на туалетном столике. Чудесно))
А еще их можно носить как брошку)
Тогда восхищение вообще зашкалило))
У меня была такая брошка в студенческие годы (конечно, просто пластиковые вишенки без всяких сюрпризов)) Я носила ее я ярко-красным осенним пальто (было у меня и такое), пока ее не украли — кому-то приглянулась в студенческом гардеробе)
Да-да, помню эту моду именно на пальто )) такие брошки — писк невероятный! А уж «выжить» в студенческом гардеробе столь вожделенному предмету — конечно, нереально (((
Да, в те времена с бижутерией и ювелиркой были сложности — тотальный дефицит...
Вера, красота необыкновенная, спасибо за демонстрацию!
Спасибо, Наталья! Большой минус темы в том, что нет возможности привести видео. Особенно хороша поющая птичка)
Спасибо, Вера! Такая удивительная тема, всё красивое и уникальное — без электричества, компьютеров и ИИ. Я в восхищении
Спасибо, Мелена! Что верно, то верно. Достижения швейцарских часовщиков того времени просто поражают воображение)) И этим чудесам механики больше 200 лет — в голове не укладывается!
Спасибо, Вера, порадовали прекрасным рассказом о творчестве часовых дел мастеров.
В La Chaux-de-Fonds — основном центре производства швейцарских часов- есть Музей Времени, там богатейшая коллекция всевозможных хронометров: от башенных курантов и гномонов, до изящнейших дамских часиков в, например, кольце, флаконе или в монете. Я когда все это увидела была потрясена и испытала настоящий восторг от возможностей человеческих рук, человеческого разума, да просто человеческого гения.
(захотела переслать Вам сделанные там фотографии, но, увы, они очень плохого качества).
Спасибо, Нина! вот как раз подбираю материал по работам Пиге, Капта и Мейлана))
Часы в кольце уже есть, а вот монету не видела)) Поищу. Спасибо, что подсказали)
Хотелось бы побывать))
Да, там здорово! Это невероятное мастерство возвратило мне слегка пошатнувшуюся за последние годы веру в человечество))
Милые девушки, хорошо-то как с вами
. А то со всех сторон «белая ворона».
Наверное, все мы в какой-то мере белые (может быть частично, или пятнышками, или в горошек))
В мастерство и талант я никогда не теряла веры. А вот спасет ли мир красота, или нет... вопрос...
мастерство, талант, даже гениальность всегда были, есть и будут, но как-то в последнее время «забиваются» они серостью и масскультурой. Мне так кажется. И когда встречаешь талант, неважно когда он жил: несколько веков назад или твой современник- душа радуется.