Серебряных дел мастера Сазиковы
История ювелирного дела в России XIX века будет не полной, если не упомянуть знаменитую фирму серебряных дел мастеров Сазиковых. Еще в 1793 году в Москве крестьянином Павлом Федоровичем Сазиковым (умер в 1830 г.) была основана ювелирная мастерская. Через несколько лет Павел Сазиков и его сын Игнатий записались в купечество и стали производить серебряные изделия как церковного, так и светского назначения. Игнатий Сазиков совершенствовал свое мастерство, путешествовал за границу, где изучал технологии производства ювелирных изделий.
В 1836 году Департамент мануфактур и внутренней торговли вынес решение о придании производству Сазиковых статуса фабрики. Игнатий Сазиков ввел на фабрике разделение труда, что положительно сказалось на производительности, и организовал школу мастеровых на 80 мест. В 1843 году Сазиков привез из Франции первую в России машину для гильоширования.
В 1837 году Игнатий Павлович Сазиков получил право называться Придворным фабрикантом серебряных изделий - аналогом Поставщика Двора Его Императорского Величества.
Изделия фирмы были представлены на Всемирной выставке достижений науки, промышленности, искусства и торговли, проходившей в лондонском Гайд-парке с 1 мая по 15 октября 1851 года. Жюри увидели 19 работ на народную тему: петух, крестьянин с медведем, селянка с бандурой, молочница, охотник. За канделябр, декорированный сюжетами Куликовской битвы, фирма получила золотую медаль. Сазиковы были одними из первых русских ювелиров, которые обратились к народной тематике в изготовлении столового серебра и интерьерной скульптуре, одними из первых, кто стал широко использовать в своих изделиях прием trompe l'oeil (тромплей, обманка).
Серебряный чайник trompe l'oeil на подставке, отделанный в виде емкости, оплетенной лыком и покрытой льняной салфеткой. Сазиков, Москва, 1878 г.
Чайно-кофейный серебряный сервиз trompe l'oeil, состоящий из кофейника, чайника, сахарницы и сливочника с текстурированной поверхностью, имитирующей лыковое плетение. Крышки отлиты в виде льняных салфеток и украшены фигурками отдыхающих крестьян. Сазиков, Москва, 1877 г. Диаметр подноса 37 см.
Большой серебряный поднос trompe l'oeil в виде корзины из спирально скрученной веревки, накрытой вышитым полотенцем. Узоры и надпись на полотенце выполнены в технике выемчатой эмали. Диаметр 51 см. Москва, 1877 г.
Серебряный позолоченный стакан в виде ведра, стоящего на подкове, trompe l'oeil, на передней стороне нанесен картуш с выгравированными инициалами, высота 9,4 см, Сазиков, Санкт-Петербург, около 1885 г.
Серебряный позолоченный чайно-кофейный сервиз, украшенный волчьими головами, высота кофейника 26,5 см, Сазиков, Санкт-Петербург, 1850 г.
Серебряный чайно-кофейный сервиз, украшенный мужскими и женскими масками в орнаментальных картушах, Сазиков, Москва, 1847 г.
Серебряная позолоченная чаша в неорусском стиле, высота 38 см, Сазиков, Санкт-Петербург, 1866 г.
Кубок «Приз Императорского Санкт-Петербургского яхт-клуба за регату 12 июля 1852 года» в виде серебряной позолоченной чаши в неорусском стиле, высота 38 см, Сазиков, Санкт-Петербург, 1852 г.
Приз, согласно надписи на немецком языке "По случаю соревнований по стрельбе в 1842 от московских швейцарцев", в виде серебряного кубка с позолотой, гравировкой и чернением, высота 24 см, Сазиков, Санкт-Петербург, 1842 г.
Позолоченный серебряный танкард с откидной крышкой, высота 22,8 см, Сазиков, Санкт-Петербург, 1858 г.
Серебряный позолоченный кувшин, высота 31,8 см, Сазиков, Санкт-Петербург, 1878 г.
Рамка для фотографии, украшенная выемчатой и живописной эмалью в русском народном стиле, высота 29 см, Сазиков, Санкт-Петербург, 1874 г.
Серебряная позолоченная икона с изображением Авраама, приветствующего Святую Троицу (30,6х26,3 см), Сазиков, Москва, 1862-1866 гг.
Подарочный серебряный позолоченный ковш с военной символикой, высота 31,8 см, Сазиков, Санкт-Петербург, 1878 г.
Кубок был отлит в память о взятии форта Азизие 153-м пехотным полком во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. За эти боевые заслуги четыре батальона полка были награждены Георгиевским знаменем, изображенным на носу этого ковша. Надпись по краю: "Братская чара Бакинского полка в память о товарищах от его командира. Полковник Казбек."
Серебряный позолоченный портсигар, украшенный эмалью, Сазиков, Москва, конец XIX века
Серебряные и позолоченные коробки для сигар trompe l'oeil с гравировкой в виде фактуры дерева и акцизных марок (самая большая длиной 21,8 см), Сазиков, Санкт-Петербург, 1871 г.
Серебряная модель Царь-Пушки с фигурой часового (длина 19 см), Сазиков, Санкт-Петербург, середина XIX века
Серебряный позолоченный стакан с гравировкой и надписью «Верная копия стакана из Оружейной палаты в Москве» (высота 17,5 см), Сазиков, Москва, 1873 г.
Серебряное блюдо, реалистично смоделированное в виде листа, а ручка и ножки - в форме лозы (39 см), Сазиков, Москва, 1855 г.
Большое серебряное блюдо для овощей с крышкой в стиле рококо (диаметр 35,5 см), Сазиков, Санкт-Петербург, 1856 г.
До чего же богата земля наша талантами… Сколько труда вложено в каждое изделие… Красота такая. что описанию не поддается, смотреть и наслаждаться...
Я даже не представляю, как можно было из крестьян в те времена перейти в профессию ювелира. Наверное, все-таки нужно было учиться у какого-нибудь ювелира в подмастерьях. Но теперь это уже трудно узнать. Слишком давно это было, слишком мало документов тех лет уцелело
Да, Вера..., но видимо его величество какой-то случай и талант...
не сомневаюсь. Ведь и Ломоносов из крестьянства вышел. Наверняка за фамилией Сазиковых тоже интересная история стоит)
Спасибо, Вера, опять очень интересно!
Меня поразило, что некоторые вещи датированы раньше, чем отмена крепостного права в 1861 году, то есть мало что, родоначальник был крестьянин, но еще и чей-то крестьянин… Удивительно, да? Особенно меня поразили в этом смысле московские швейцарцы… Там Салтычихи массово мучают и убивают, кого хотят, а тут же какие- то швейцарцы соревнуются
Люба, тут небольшое уточнение: Сазиковы были из экономических крестьян. Это государственная категория крестьянства, которая образовалась после реформы 1764 года из монастырских крестьян. Не уверена, что они были такими же крепостными)
С другой стороны иностранцев в России было много. Наверняка и швейцарцы встречались)
Спасибо большое за экскурсию в мир прекрасного!
Спасибо большое и Вам за внимание и интерес)
Красота… (теперь могу понять выражение «в зобу дыхание сперло») особенно от первых работ «прием trompe l'oeil (тромплей, обманка)»!!!!
и фоторамка!!!
Спасибо Вам, Вера, большое за эту красоту!!!!
Здоровья Вам!!!
Татьяна, спасибо Вам! Если вам понравились обманки, тогда посмотрите публикацию от 2 февраля. Там материал целиком посвящен обманкам)
https://www.passionforum.ru/posts/131596-russkoe-s...
Какая красота!!! Какое мастерство!!! Молодцы Сазиковы!!! Любоваться не налюбоваться! Меня покорила корзина накрытая полотенцем с вышивкой. Да и все работы глаз не оторвать. Благодарю, Верочка.
Зоя, спасибо! И нужно сказать, что Сазиковы первые стали делать такие тромплеи. За нимы уже подхватили эту тему и другие заводчики — Овчинников, Хлебников, Грачевы)
Как всегда удивительные вещи! Но корзинас полотенцами — это что-то! Надо какя богатая фантазия и какое тонкое исполнение!
Татьяна, спасибо! Имитация полотенец и салфеток, конечно впечатляет. Не удивительно, что наши серебряники получали призы на выставках)
Какая красота! И еще одно неизвестное имя, это же сколько было мастеров, о которых сейчас только историки помнят. Сервизы такие красивые, просто нет слов, а поднос с полотенцами — это вообще сказка!!! И чайник на подставке, да и вообще все) Жалко что нельзя в руки взять и рассмотреть получше)) Спасибо!!
К сожалению, история распорядилась так, что все эти вещи сохранились, в основном, за границей. После революции все, что было ценного, особенно, золотые, серебряные вещи, были конфискованы. Затем все это долгие годы продавалось за границу. Вот выдержка из книги Л.К. Кузнецовой «Петербургские ювелиры XIX – начала XX веков» :
Пролетарский писатель Алексей Максимович Горький, волей рока вершивший судьбами культурного наследия России, поставленный фактически арбитром в определении художественной ценности вещей, в простоте душевной полагал, что произведения, которыми сейчас все восхищаются и иметь которые считают за счастье крупнейшие музеи мира, – это просто «художественно обработанное серебро фабрик Сазикова, Фаберже, Овчинникова, Хлебникова, т. е. рыночный товар, который – вследствие прекращения производства – ныне стал товаром антикварным», а посему они годны только в переплав и лишь потому не отправляются в печь, что это дороже обойдётся: «Ввиду того, что ценность этих фабрикатов повысилась в несколько раз – бессмысленно перетапливать их в слитки, бессмысленно, потому что убыточно».
Ужасно! Такие прекрасные произведения искусства — и оценивать только как металл. Конечно, в то время врядли могло быть иначе, слава богу еще, что действительно не переплавили, что нашлись покупатели и все это хоть где-то сохранилось. А как бы смотрелась эта красота в Эрмитаже, эх..
Ужасные времена, ужасные нравы.
И я согласна — хорошо, что эта красота сохранилась хотя бы за границей. И мы можем гордиться, что такие мастера были в России, и можем любоваться их работами)
Красота неимоверна.Вера, спасибо за топики.К Вам надо заходить учиться вкусу у таких гениев.
Людмила, спасибо!.. Заходите, всегда рада гостям). Небольшая порция красоты в день — то, что доктор прописал)
Согласна.Только после таких шедевров свои работы кажутся такой ерундой
У каждого своя задача. Художники не перестали писать свои картины, хотя Джоконда уже написана)
Вера, конечно Вы правы. Но сомнения остаются
Иногда и это полезно
Возможно так.