Золотых и серебряных дел мастера Овчинниковы. Витражная эмаль
Павел Акимович Овчинников (1830 - 1888) — русский фабрикант и один из основателей русской национальной ювелирной школы, родился в селе Отрадном Московской губернии, в семье крепостных крестьян. В 1842 году двенадцатилетнего подростка хозяин, князь Волконский, отправил в Москву в целях развития художественных способностей в мастерскую, где производили золотые и серебряные изделия. В мастерской Павел вырос от ученика до мастера-ювелира. Благодаря приобретённым умениям освободился из крепостных, в 1850 году стал вольным, женился и организовал своё дело.
Для продукции фабрики Овчинникова характерно использование декора из разноцветных эмалей. Мастера фабрики всовершенстве владели различными техниками эмалирования - перегородчатой, выемчатой, витражной эмалью.
Витражная техника - самая сложная и редко применяемая техника эмалирования. Французы называют ее L’émail Plique à jour, и это название чаще всего используется в зарубежной литературе. Но придумали ее не французы. Методика была разработана в Византийской империи в VI столетии нашей эры. В Европе техника была освоена в XIII веке.
При создании изделия в технике витражной эмали рисунок формируется за счет металлической проволоки. Пространство в ячейках заполняется специальным составом, который при обжиге спекается в разноцветную эмаль. В итоге получается достаточно хрупкая вещь, напоминающая витражное стекло.
Ковш, серебро, позолота, витражная эмаль. Овчинников, Москва, около 1890 г.
Серебряная чашка для щербета из витражной и перегородчатой эмали. П. Овчинников, Москва, 1896-1908 гг.
Позолоченный серебряный портсигар с эмалью plique-à-jour, приписывается Овчинникову, Москва, около 1890 г.
Ковш из серебра с витражной эмалью, Овчинников, Москва, 1899-1908 гг.
Позолоченный серебряный ковш с и эмалью plique-à-jour, Овчинников, Москва, 1899-1908 гг.
Набор из четырех позолоченных серебряных и эмалевых рюмок Plique-à-Jour, Овчинников, Москва, около 1900 г.
Ковш, позолоченное серебро и эмаль Plique-à-Jour, Овчинников, Москва, около 1910 г.
Ковш, позолоченное серебро и эмаль Plique-à-Jour, Овчинников, Москва, около 1910 г.
Ковш, позолоченное серебро и эмаль Plique-à-Jour, Овчинников, Москва, около 1890 г.
Два серебряных позолоченных стакана с изображением плавающих лебедей в окружении цветущих растений и тростника, Plique-à-Jour, Овчинников, Москва, около 1900 г.
Стакан, позолоченное серебро с эмалью Plique-à-Jour, Овчинников, Москва, около 1900 г.
Ковш из позолоченного серебра и витражной эмали, Овчинников, Москва, 1899-1908 гг.
Лампада из позолоченного серебра и витражной эмали, Овчинников, Москва, 1908-1917 гг.
Позолоченный серебряный стакан с эмалью Plique-À-Jour с цветочным узором, Овчинников, Москва, около 1895 г.
Серебряная чашка для щербета в технике витражной эмали с витым ободком и бисерно каймой. П. Овчинников, Москва, 1896-1908 гг.
Большой кубок, выполненный в технике витражной эмали, с изображением русалки на морском чудище и орнаментом в виде чешуи. П. Овчинников, МОСКВА, 1908-1917 гг.
Большой позолоченный серебряный портсигар закругленной прямоугольной формы, на одной стороне изображен павлин на ветке среди множества цветов, на другой стороне - боярин с мечом и щитом на берегу озера с совой, сидящей на ветке. Витражная эмаль, Овчинников, Москва, около 1895 г.
Очень красиво! Замечательные вещи, и такие сложные, это же какое нужно было мастерство и точность в соблюдении технологии!
Это да. Тут нужен глаз-алмаз. Тонкая работа)
И это вызывает отдельное восхищение — мало ведь придумать такую красоту, ее же еще и воплотить нужно! Замечательные были мастера))
Это редкие вещи, хрупкие. Чудо, что эти экземпляры до наших дней сохранились)
Действительно чудо, особенно учитывая сколько было войн и революций. Как хорошо, что хоть что-то сохранилось, чтобы сейчас можно было полюбоваться))
Да, эта техника сама по себе изящна) Очаровывает, как витраж)
Очень красиво.Действительно, ювелирная работа)))Трудоемко… Даже не представляю, сколько времени надо потратить.чтобы изготовить такую сказку.Спасибо, Верочка)))
Лена, спасибо! В каждом ремесле свои секреты) Искусство — это чудо, особенно если не знаешь, КАК это сделано
Спасибо, Вера за очередное удовольствие!
Вроде все понятно прочитаешь, да проволочки, да медь, да нагреваешь...
Но как получается такая красота!!! все равно не понимаешь!
Вот и получается, что красота — это чудо)
Получила огромное удовольствие от очередного просмотра уникальной КРАСОТЫ!!! Спасибо, Вера за труды !
Зоя, спасибо!
Замечательно красивые классные вещи… И удивительно, что они сохранились, такие хрупкие
Каким-то чудом до нас с древних времен доходят старинные стеклянные изделия. И за это им большое спасибо) Эта эмаль по составу — то же стекло. А вообще конкретно эти изделия находятся в частных коллекциях на западе. Их не коснулись войны и революции.