Вышивка шелком эпохи Мэйдзи
Период Мэйдзи (1868 по 1912 год) в Японии известен как период расцвета ремесел, успешного выхода японских товаров на мировой рынок.
В Японии вышивка издавна использовалась для украшения национальной одежды – кимоно и поясов-оби. Позднее вышивкой стали украшать гобелены и ширмы. Продукция текстильных японских мануфактур: шелка, великолепные вышивки, живописные панно из шелка и бархата, а также гобелены этого периода, отмечены наградами международных выставок и ярмарок.
Панно с лесным пейзажем, вышивка шелком, 62 х 88 см, около 1910 г., коллекция Халили.
Панно с водопадом, спускающимся сквозь осенние клены, вышивка шелком, 76 х 51,5 см, мануфактура Нисимуры Содзаэмона, около 1900 г., коллекция Халили.
Нисимура Содзаэмон – один из ведущих производителей художественных тканей в Японии конца XIX века, внедрявший европейские технологии ткачества и производства гобеленов. Принимал участие во внутренних и зарубежных выставках с начала 1870-х годов.
Ширма из черного дерева, украшенная вышивкой, 164 х 260 см, коллекция Халили.
Панно с изображением сцены Гион-но ёзакура (ночное созерцание цветущей сакуры) в киотском парке Маруяма, который открылся в 1871 году, вышивка шелком, 79,5 х 105 см, мануфактура Нисимуры Содзаэмона, около 1910 г., коллекция Халили.
Панно в стиле «цветы и птицы», вышивка шелком, кайма 20 века из тканого шелка, фабрика Kawashima Jinbei, около 1895-1910 гг., коллекция Халили.
Фабрика Кавасима Дзинбея из Киото производила большие текстильные драпировки, вдохновленные европейским обычаем украшать официальные помещения большими гобеленами. Основной сюжет этой вышивки — птица хо-о, которая встречается на японских ширмах конца XVI века, изготовленных для интерьеров дворцов и замков. Мотив хо-о происходит от ранних китайских писаний, где его появление предвещает явление добродетельного монарха. Таким образом, этот гобелен сочетает в себе элементы европейского и японского элитного дизайна.
Большой вышитый гобелен, изображающий павлина, сидящего на ветке цветущей вишни на фоне, вышитом золотой нитью, в то время как его пара расхаживает среди цветущих кустов пиона внизу, вышивка Дзюдзан по эскизу Мики из Киото, 304,5 х 200 см, конец 19 - начало 20 века.
Такие масштабные, тонко сотканные гобелены, выполненные в стиле, сочетающем манеру Маруяма-Сидзе с современным западным натурализмом, были характерной чертой текстильных мастерских Киото. Сюжет разработан Мики, известным художником из Киото.
Панно с хризантемами и журавлями, вышивка шелком и золотой нитью, 260 х 320 см, около 1895-1900 гг., коллекция Халили.
Панно с изображением белой цапли, вышивка шелком, 41 х 31,7 см, фабрика Sobei Nishimura, около 1900-1905 гг., коллекция Халили.
Два панно с изображением сокола, вышивка шелком, 129 х 67 см, около 1890 г., коллекция Халили.
Два панно с изображением сокола, вышивка шелком, 129 х 67 см, около 1890 г., коллекция Халили.
Пара панно из черного шелка с вышивкой цвета слоновой кости и персика, вышивка шелком, высота 126 см.
Панно с изображением заснеженной рощи из деревьев буна (японский бук), вышивка шелком и металлическими нитями, мануфактура Иида Синшичи (Такасимая), Киото, 68,7 x 86,2 см, конец 19 - начало 20 века.
Иида Синшичи (1803-1874) был одним из ведущих японских производителей декоративных тканей в эпоху Мэйдзи, наряду с Нисимура Содзаэмоном и Кавасимой Дзинбэем. Иида сначала был просто розничным торговцем, но в 1879 году он получил лицензию гофуку-донья (оптовый торговец шелковыми материалами для кимоно), его фирма достигла известности в конце 1880-х годов и стала конкурировать с фирмой Нисимуры.
Панно, изящно вышитое шелковыми нитями в палитре белого, бежевого и коричневого цветов на черном фоне, изображающее залитый лунным светом пейзаж с медведем в окружении ростков бамбука, 86,5 х 81,7 см, конец 19 - начало 20 века.
Панно с изображением льва и львицы, вышивка шелком периода Мэйдзи.
Панно с изображением двух дерущихся петушков, 61 х 85 см, вышивка шелком периода Мэйдзи, 19 век.
Пара панно из красного шелка с изображением голубя в полете среди цветущих хризантем и глициний, вышивка шелком по эскизу известного художника стиля «цветы птицы» Мацумуры Кейбуна (1779-1843), высота 330 см, конец 19 - начало 20 века.
Панно с изображением тигров в речном пейзаже, 118 x 182 см, вышивка шелком периода Мэйдзи.
Два шелковых вышитых панно с изображением экзотических птиц и бабочек периода Мэйдзи, высота 139 см конец 19 века.
Веер из слоновой кости и шелка периода Мэйдзи, вышитый фазаном и другими птицами, сидящими на ветвях цветущего дерева.
Кимоно из шелка периода Мэйдзи, вышитое журавлями и соснами.
Было время… А кимоно такое сейчас как Роллс -Ройс стоит...
Спасибо за информацию, очень познавательно!
Даже и современное кимоно стоит не мало, а уж столетней выдержки — точно. Ну, не как Роллс-Ройс, а поменьше. Конкретно это кимоно на аукционе стоило 675 долларов. Можно себе позволить))
Ну, конечно материал не тот, как раз на $ 675😂🤭 ...
Я вот всё мечтаю, что к пенсии хотя бы билет на самолёт станет дешевле и смогу съездить… как-то 6 тыс.$ из бюджета не найдется лишних 😂. Ну в смысле на двоих.
Я мечтаю, что вообще когда-нибудь куда-нибудь мы сможем выехать)
Представляю, какая это красота в живую...
Как-то лет 10 назад (может меньше) я была на выставке японского кимоно известного мастера Кубото, была поражена, потрясена и т.д. росписью… А тут вышивка… Это для меня вообще — арабская вязь
до арабской вязи мы тоже когда-нибудь дойдем)) это тоже великолепное искусство)
Однажды видела каллиграфию арабскую… это реальная красота
Видела старинные арабские вышивки арабской вязью в мечети в Конье (Турция) — удивительное искусство.
Завораживает!!! Особенно на чёрном, красном шёлке, как-то особенно выразительно. Хотя любую картину можно разглядывать очень долго. В 2013 году были в Китае город Далянь, там в гостинице обеденный зал был разделён на зоны ширмами с шёлковой вышивкой. Ни одного раза не могла пройти спокойно, всегда останавливалась как загипнотизированая этой красотой. Шёлковое искусство этих стран очень похожи и техникой вышивки одинаково виртуозно владели женщины, девушки как Китая так и Японии.
Собственно, и шелк, и приемы ткачества и вышивки пришли в Японию из Китая. Как раз упомянутые в статье мастера изучали технологию в том числе и в Китае. Китайские вышивки тоже великолепны. А я впервые увидела вышивку шелком вьетнамских мастериц и очень впечатлилась. Всегда мечтала уметь вышивать, но поняла, что не осилю это искусство - не хватит терпения и усидчивости)
Этому искусству девочек учили с раннего возраста, это своя особенная культура. Наверное по этому для них это неотъемлемая часть обучения, воспитания.
Удивительно! Что-то сегодня и слов нет больше))))
На грани живописи и… жизни))
Что- то не Земное, как-то так)))
Чтобы так вышить шелком цаплю, голубя, дерущихся петухов, льва и львицу вот- вот выпрыгиващих из гобелена, тигров, хризантемы, глицинии и еще много чего надо родиться японцем. Как все реалистично, живое, красивое. Все это надо видеть в живую. Мой муж в девяностые по работе был в командировке в Японии и привез мне настоящее кимано. У меня размер 48-50, с ног сбился, еле нашел, японки все изящные, маленькие. Всегда восхищаюсь творчеством, трудолюбием японцев. Спасибо, Верочка за предоставленную возможность увидеть эту красоту.
Зоя, могу только позавидовать))) настоящее японское кимоно!!! Ни у кого из моих знакомых такого нет)) Мне бы хотелось иметь нечто в этом роде. Восхищаюсь японским искусством и традициями.
Спасибо!
Поразительное мастерство! Пейзажи и белая цапля просто сразили! Это можно разглядывать бесконечно и удивляться, что такое вообще возможно сделать!
Могу только сказать, что это очень сложно. При вышивке шелком очень важно соблюдать направление стежка, особенно на перьях, чтобы свет правильно отражался от шелка и создавал нужный эффект. Еще прочла, что использовали разные типы нитей — гладкий шелк и скрученную нить, для создания нужной фактуры. А еще в некоторых вышивках использованы металлические нити, в том числе из золота и серебра.
Все сложно))
Присоединяюсь)) Белая цапля такая «с настроением».
Всегда восхищалась китайской вышивкой шелком и с удовольствием посмотрела на японскую, которая подхватила старые китайские традиции и развила их. Невероятное мастерство и невероятно точный и изысканный вкус. Это конечно не ремесло, а философия: не суетность, не сиюминутность, стремление к совершенству и умение увидеть красоту в каждой линии, в каждой мелочи. Спасибо, Вера, за доставленное удовольствие.
Спасибо, Нина! Эти вышивки — продолжение восточной графики, сохранившей буддистскую созерцательность и взгляд на природу. Отсюда и настроение))
Божественная вышивка, сверхталант!
Спасибо, Валентина!
Про впечатления от вышивки — присоединюсь к высказанным уже восторгам. Я про «ночное созерцание цветущей сакуры» — в лунном свете… Волшебно. Спасибо, Вера!
Да, цветение сакуры и меня зацепило — она как-бы светится изнутри)
ооооо!!! У меня, как говорится «в зобу дыханье сперло»…нет слов-одни эмоцииииии!!! Можно смотреть, не отрываясь, бесконечно… и при этом погружаться в нирвану… это -«зашкал!» все настолько реалистично! Вот это марстерство!!!
Присоединяюсь! Восторг и настроение
Да..., нарисовать сложно..., а вышить… «ЖИВЫЕ ВЫШИВКИ»! Чувства непередаваемые: и восхищение, и удивление, и изумление, и преклонение перед трудолюбием и умениями мастериц! Вера, СПАСИБО!
Спасибо, Надежда! Это, пожалуй, единственный мой топик про вышивку. По этой теме так много публикаций, что я и не собиралась в нее вникать. Но эти вышивки уже не рукоделие, а искусство. Поразительное мастерство — музейный уровень.
Покорили Панно с изображением заснеженной рощи из деревьев буна и Панно с изображением белой цапли. Гипнотизирующая красота. Невероятно трудоёмкое искусство!
Спасибо, Людмила! Согласна. Эти вышивки удивляют и восхищают))