Слоны из Японии
Слоны никогда не водились в Японии, впрочем как и в России. Тем не менее образ самого сильного на земле экзотического зверя с древности занимал воображение творческих людей. Изображения слона присутствуют в искусстве разных народов с давних времен, хоть и не всегда анатомически точно выполненные, ведь многие авторы самих животных не видели, а копировали его изображение из разных источников.
Стоит отметить, что Токийский зоопарк был впервые основан в 1882 году, и в нем жили два слона: самец и самка, полученные в подарок от императора Сиама. Появление же изображений слона в искусстве Японии относится к гораздо более раннему периоду и связано с распространением буддизма. Согласно китайской «Истории Династии Лян», в 467 году пять монахов из Гандхары (северо-западная область Индии) ездили в страну Фусан - «Страну Крайнего Востока» за морем, вполне вероятно — в Японию, где они проповедовали буддизм, передавали тексты и изображения. Белый слон - священное животное, имеет большое символическое значение в буддизме. Слон был одним из животных, присутствовавших при смерти и просветлении Будды. Один из просветлённых, отказавшегося уходить в нирвану с целью спасения всех живых существ, бодхисаттва Фугэн обычно изображается верхом на белом слоне.
Курильница для благовоний (коро) в виде слона из серебра, высота 37,1 см, около 1890 г., Япония, коллекция Халили.
Эта изумительная курильница из серебра в виде слона богато украшена инкрустацией из металлов и сплавов: золото, сякудо (сплав меди и золота), шибуичи (сплав меди и серебра). Слон поддерживает свернувшегося кольцами дракона, стоящего на клубящихся облаках с большим шаром из горного хрусталя. Головной убор слона венчает золотая птица хо-о с расправленными крыльями. Детали попоны инкрустированы горным хрусталем, малахитом, кораллом, тигровым глазом, агатом и нефритом.
Интересно рассмотреть символику, зашифрованную в этом коро. Седло слона в форме лотоса, будучи символом возрождения, является троном для всех святых существ в буддизме. На троне — облако, на котором восседает свернувшийся кольцом дракон, посланник буддизма, олицетворяющий всемогущую силу. Облако означает, что дракон существует в царстве за пределами небес. Дракон поддерживает хрустальный шар, который согласно легенде символизирует драгоценный камень, контролирующий приливы и отливы. Хрусталь своей чистотой и прозрачностью представляет собой суть учения Будды и олицетворяет бодхисаттву, который обычно ездит верхом на слоне. Феникс (птица хо-о) на голове слона, является самым благоприятным из существ и возвещает радость закона Будды. В символике узоров и декора этого коро скрыто еще много символов, связанных с буддизмом, вплоть до колокольчиков на бахроме слона, звон которых означает духовное пробуждение буддизма.
Для жителей Европы и Америки такие произведения искусства как этот слон, служили украшением интерьера в соответствии с модой на восточную экзотику, охватившей западные страны в конце XIX века. Многие японские мастера декоративно-прикладного искусства эпохи Мэйдзи (1868-1912), ориентировались именно на вкусы западного рынка.
Пара ваз из бивней слона с инкрустацией в стиле шибаяма, на подставках в виде слоников из резного дерева, покрытых лаком, с серебряными бивнями, попоны и сбруя инкрустированы цветными камнями, серебром и перегородчатой эмалью, около 1885 г., высота 90 см, коллекция Халили.
Курильница для благовоний (коро) в виде слона из серебра, инкрустированный сякудо, медью и золотом, высота 32,5 см, конец XIX века.
Седло слона служит подставкой для хрустального шара диаметром 13 см, под съемным седлом имеется емкость для благовоний.
Статуэтка периода Мэйдзи (1868-1912) в виде слона из слоновой кости, попона и сбруя искусно инкрустированы перламутром, панцирем черепахи, агатом и другими полудрагоценными камнями, слон увенчан седлом в виде лотоса, на котором в медитативной позе сидит Будда Амидха, высота 23 см.
Пара курильниц из бронзы в виде слонов, увенчанных пагодами, высота 53 см, конец XIX века.
Статуэтка периода Мэйдзи (1868-1912) в виде слона из дерева, покрытого лаком, попона и сбруя инкрустированы золотом, серебром и перламутром, вырезанная из слоновой кости фигура бодхисаттвы Фугэна венчает композицию, высота 31 см.
Статуэтка периода Мэйдзи в виде слона с изображением птицы хо-о на спине, слоновая кость, инкрустация кораллами и перламутром в стиле шибаяма, длина 14 см, конец XIX века.
Курильница периода Мэйдзи в виде слона из дерева, покрытого лаком, попона с изображением дракона и сбруя инкрустированы золотом, серебром, кораллом и перламутром, венчает композицию стеклянный шар, закрывающий отделение для благовоний, высота 32,5 см, конец XIX века.
Статуэтка периода Мэйдзи в виде слона, увенчанного стеклянным шаром, слоновая кость, инкрустация кораллами и перламутром в стиле шибаяма, высота 26,5 см, конец XIX века.
Фигурка слона периода Мэйдзи, увенчанного стеклянным шаром, слоновая кость, инкрустация кораллами и бусинами, длина 7,2 см.
Большой интерьерный слон из бронзы периода Мэйдзи (1868-1912) в виде слона с позолоченными глазами, несущего на спине трон в виде лотоса, бивни отделаны позолоченным серебром, длина 90 см.
Курильница (коро) в виде слона из глазурованной керамики Сацума, высота 37 см, конец XIX века.
Слон из глазурованной керамики Сацума периода Мэйдзи, длина 30 см.
Статуэтка периода Мэйдзи (1868-1912) в виде слона из бронзы с бивнями из слоновой кости на деревянной подставке, длина 50,7 см.
Фигурка слона из дерева, покрытого лаком, увенчанная серебряной корзиной с цветами из серебра с цветной эмалью, попона инкрустирована перламутром и кораллом, высота 25 см, мастер Санкей, конец XIX века.
Серебряный чайник периода Мэйдзи в форме слона и крышкой, увенчанной фигуркой обезьяны, высота 21,6 см, начало XX века.
Жардиньер из патинированной бронзы периода Мэйдзи в виде группы слонов, диаметр 51 см, конец ХХ - начало XX века.
Шкатулка с крышкой периода Мэйдзи в виде красавицы с веером, сидящей на слоне, из японского лака с стиле шибаяма. К концу XIX века такие композиции, вдохновленные рисунками Утамаро и других художников стиля укиё-э и ориентированные на западного покупателя, стали постепенно вытеснять традиционное изображение бодхисаттвы на слоне. Тем не менее в декоре попоны и кимоно сохраняется традиционный орнамент с птицами хо-о, павлинами, глициниями и хризантемами.
Изумительно и восхитительно — такая красота!
Да, есть совершенно роскошные экземпляры)
Курильница для благовоний (коро) в виде слона из серебра, высота 37,1 см, около 1890 г., Япония, коллекция Халили. В этом слоне столько символизма, но он прекрасен. Хочется рассматривать все детали и узнавать для себя что-то новое о значении этих символов.А ещё очень понравился Большой интерьерный слон из бронзы периода Мэйдзи (1868-1912) в виде слона с позолоченными глазами, несущего на спине трон в виде лотоса, бивни отделаны позолоченным серебром. Чувствуется мощь этого удивительного животного, он просто великолепен! Вера, Вы снова порадовали такой интересной подборкой материала.
Присоединяюсь)) Тщательная художественная работа самих изделий — на вершине мастерства (тут японцы верны себе)) Ключевые первые впечатления — символизм и стилизация. Сначала обратила внимание на уши слонов)), потом на выражение «лица» слона из бронзы длиной 90см.- почти человеческие выражение в надбровных дугах)).
Да, что-то в этом есть, хотя сама и не заметила))
Спасибо, Людмила. Постаралась подобрать разные варианты — и характерные для Японии, и сделанные на экспорт. Но на всех печать индивидуальности национального стиля.
Спасибо, Вера, интересная подборка сегодня, впрочем у Вас всегда интересно))))) Как «прижился» слон в Японии, удивительно, хотя слон вселяет спокойствие своей силой и добротой, может поэтому? Красивые работы!
Спасибо, Наталия! Слоники и в России прижились на комодах с давних пор, хотя у нас вообще нет буддистского подтекста)) Такой уж это интересный и могучий зверь «с двумя хвостами»))
Да, иногда жалею, что тех самых слоников не сохранила((((
Я удивилась -- слоны и Япония !!! Но так изобразить и украсить могут только японцы. Очень интересный рассказ и все слоны чудесные, мне понравился самый первый серебряный слон. Спасибо, Верочка за просвещение.
Спасибо, Зоя! С первого слона из частной коллекции и началась эта подборка. Уж очень выдающийся экземпляр. Потом уже посмотрела, что есть еще по этой теме — нашлось много интересного))) Очень порадовал чайник в виде слона))
Для нас все работы — это красивое искусство, великолепное исполнение. Для стран исповедующих Буддизм — это их культура, жизнь и слоны неотъемлемая их часть.
Спасибо, Ольга! Буддизм для меня — терра инкогнита. И очень порадовалась, когда нашла расшифровку символики в декоре фигурок. Это всегда меня интересовало))
Чувствуется сила, могущество животного… И такая красота...
Да, есть совершенно роскошные экземпляры. Есть очень стилизованные, а есть натуралистические. Постаралась набрать разные варианты)
Вера, огромное спасибо Вам за такой интересный рассказ! Все слоны великолепны!
Спасибо, Наталья! Рада, что тема понравилась))
Благодарю за возможность созерцать сию красоту!
Спасибо, Людмила!
Спасибо, Вера! Очень интересное «прочтение» мастерами «восходящего солнца» именно образа слона (как символа, конечно). Я везде найду повод для развлечения никак не у ущерб эстетическому наслаждению)).
Эстетическое наслаждение — это в первую очередь)) пир духа, так сказать))
Спасибо большое за столь интересное сообщение! Действительно, почему-то слоники(мы так их называем), всегда привлекают наше внимание (в 50-х годах очень были распространены 7 слоников.Помните?)И мне раньше тоже хотелось их иметь-но… увы, не случилось.Зато сейчас у меня есть два подарка-два слоника в виде шкатулочек из металла.Конечно это не верх совершенства, но всё-таки.......
Пополнили коллекцию слоников — спасибо!
Слоников на комоде, да и самого комода у нас не было, но вспоминаются кадры из старых фильмов: семь слоников и кружевные салфетки на комоде, было такое
Вера, СПАСИБО! Прекрасные слоники! Сколько тайн в каждом слонике! Как мне нравились слоники на комоде! «Слон символизирует мудрость, терпение, силу и доброту, стабильность. Он способен притянуть любовь, гармонию и удачу в дом, подобно тому, как слон втягивает при помощи хобота воду, чтобы напиться воды. ...»
У нас у всех есть пристрастие к талисманам. Это какая-то древняя тяга, превыше разумения)) С ними спокойнее.