Жан-Валентин Морель
Кувшин из горного хрусталя эпохи Фатимидов в оправе из золота с эмалью работы Жана-Валентина Мореля, из Коллекции исламского искусства Кейра, предоставленной Художественному музею Далласа во временное пользование.
Фатимидский халифат существовал на территории Северной Африки в IX-XII веках. Кувшин был вырезан из цельного куска горного хрусталя, твердого, как закаленная сталь. Мастера выдалбливали кристалл до толщины всего в пару миллиметров. Кувшин был изготовлен в Каире в конце Х или начале XI века, во время правления фатимидских халифов, которые завоевали Египет в 969 году под командованием генерала Джаухара (911-992), основав город Аль-Кахира, который и сегодня мы называем Каиром.
А вот оправу для кувшина изготовил французский ювелир Жан-Валентин Морель в 1854 году.XIX век пробудил интерес общества к искусству средневековья и эпохи Возрождения. Именно в это время было положено начало созданию знаменитых коллекций, таких как коллекция предметов искусства Ротшильдов. Многие ювелиры того времени специализировались на создании изделий в стиле неоренессанса и на реставрации старинных украшений. Именно такими работами и прославился Жан-Валентин Морель.
Тацца из кровавика в золотой оправе с эмалью и жемчугом, поддерживаемая фигурами сатира и девушки, высота 20,4 см, Жан-Валентин Морель, около 1855 г.
Жан-Валентин Морель (1794-1860) родился в Париже в семье гранильщика Валентина Мореля, а его мать была из семьи серебряных дел мастеров. Морель научился гранильному ремеслу у своего отца, а затем учился и работал у ювелира Адриана-Максимилиана Вашетта, знаменитого своими золотыми шкатулками для Людовика XVI и Наполеона. В 1818 году Морель открыл собственное дело и зарегистрировал свою торговую марку 2 августа 1827 года.
Агатовая чаша в оправе из золота и серебра с эмалью и рубинами, высота 20,8 см, Жан-Валентин Морель, 1836-1840 гг.
Между 1834 и 1840 годами Морель работал в компании ювелира Жана-Батиста Фоссена, а в 1842 году подписал контракт с мастером по серебру и золоту Анри Дюпоншелем, основав магазин под названием «Morel & Cie» на улице Нев-Сен-Огюстен в Париже. Продукция фирмы, насчитывавшей до 80 служащих, имела большой успех и быстро завоевала международную репутацию. Предприятие производило декоративные вазы, наборы ювелирных изделий, столовое серебро по проектам Жюля Пейра и Констана Севена. Качество изделий фирмы было оценено золотой медалью на Французской промышленной выставке 1844 года.
Со временем у партнеров возникли разногласия, которые привели к тому, что партнерство было распущено. Дюпоншель подал иск в 1848 году, который запрещал Морелю работать в Париже.
Кубок с крышкой из агата в оправе из золота с эмалью, высота 20,5 см, Жан-Валентин Морель для Жана-Батиста Фоссена, 1845 г., из Коллекции Лувра.
Серебряный кувшин, высота 21,4 см, «Morel & Cie», 1845 г., из коллекции Художественного музея Кливленда.
Шкатулка из позолоченного серебра, инкрустированная синей эмалью, на крышке скульптурная группа в виде женщины с детьми, высота 16,5 см, «Morel & Cie», около 1842-1848 гг.
Ведро для льда из серебра, высота 38,5 см, «Morel & Cie», около 1844 г., из Коллекции Лувра.
Флакон из горного хрусталя в серебряной позолоченной оправе, пробка украшена херувимом с соломинкой во рту, выдувающим мыльный пузырь в виде жемчужины, высота 12 см, «Morel & Cie», 1844 г.
Королевский чайно-кофейный сервиз из позолоченного серебра, украшенный жемчугом, Жан-Валентин Морель, Париж, около 1845 г., из коллекции Музея декоративно-прикладного искусства, Париж.
Кофейник из чайно-кофейного сервиза, из коллекции Музея декоративно-прикладного искусства, Париж.
Этот сервиз был изготовлен для короля Луи-Филиппа. Идентичный сервиз был представлен на Всемирной выставке в Лондоне в 1862 году.
Золотой браслет в виде птичьего гнезда, украшенный жемчугом, «Morel & Cie», около 1845 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Тацца из агата в серебряной оправе с эмалью, высота 10,5 см, «Morel & Cie», около 1845 г.
В 1848 году Морель переехал в Лондон и обосновался на Нью-Берлингтон-стрит. При финансовой поддержке коллекционера Эдмона Жоли де Баммевиля, он зарегистрировал свою лондонскую марку в 1849 году и получил королевский ордер от королевы Виктории, продолжив производить ювелирные изделия высочайшего качества. На Большой выставке 1851 года в Лондоне он был награжден медалью.
Кубок из горного хрусталя, экспонировавшийся на Лондонской выставке 1851 года, высота 23,5 см, Жан-Валентин Морель, 1850-1851 г.,из коллекции музея Метрополитен, Нью-Йорк.
Пара фигурных солонок из серебра с позолотой в виде девушек на ослах с корзинами, Жан-Валентин Морель, Лондон, 1850 год.
Набор фигурных солонок в духе рококо из серебра с позолотой в виде детей с корзинами, Жан-Валентин Морель, Лондон, 1850 год.
Морель выставил набор солонок на Лондонской выставке 1851 года, где они были описаны в Официальном каталоге и отмечены прессой. Этот дизайн солонок в дальнейшем выпускался другими английскими фирмами: Джоном Сэмюэлем Хантом, Барнардсом, Гаррардом и Фоксом. Вероятно, Морель продал им свои дизайны, когда покинул Лондон из-за финансовых трудностей в 1852 году.
Чаша из агата в серебряной позолоченной оправе с эмалью, диаметр 23 см, Жан-Валентин Морель, Лондон, 1850 год.
Пресс-папье в виде цапли, держащей в клюве змею, высота 13,5 см, Жан-Валентин Морель, около 1851 г.
Тацца в стиле неоренессанса из позолоченного серебра со стеклянным вкладышем, Жан-Валентин Морель, 1849 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Чаша из горного хрусталя в оправе из серебра с позолотой и эмалью, высота 22,5 см, Жан-Валентин Морель, около 1850 г.
Золотой браслет, украшенный эмалью и жемчугом, Жан-Валентин Морель, около 1850 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Золотая чаша, украшенная эмалью с видами Босфора, изготовленная для продажи на османском рынке, высота 11 см, Жан-Валентин Морель, около 1850 г.
Морель вернулся во Францию в 1852 году и открыл новую мастерскую в Севре, он продолжал работать, но начал испытывать финансовые затруднения, которые преследовали его до самой кончины в 1860 году. На Парижской международной выставке 1855 года он получил Большую медаль за свои золотые ювелирные изделия. Там он выставил свою знаменитую чашу из кровавика, изготовленную по заказу французского мецената герцога де Люиня.
Тацца из кровавика в золотой оправе, украшенная эмалью, изумрудами, рубинами, сапфирами и камеей, высота 28 см, Жан-Валентин Морель, 1854-1855 гг., из коллекции Художественного музея Индианаполиса.
Серебряный кувшин, высота 101 см, Жан-Валентин Морель по дизайну Жана-Батиста-Жюля Клагмана, около 1856 г., из Коллекции Лувра.
Старинная чаша из горного хрусталя (возможно 14-15 век) в оправе из золота и серебра с эмалью и рубинами, высота 20,8 см, Жан-Валентин Морель, 1858-1860 гг., из Коллекции Халили.
Надпись на оригинальном дизайне этой чаши указывает на то, что это был последний предмет, сделанный Жаном-Валентином Морелем перед его смертью в 1860 году.
И снова шедевральная красота!
Удивительные работы, дух захватывает от такого количества красоты. Я так и не решила. что мне больше понравилось.
Да, это красота музейная)) там я ее и нашла, в основном))
Но для того, чтобы найти нйжно иметь такие разнообразные интересы и умением искать в нужном месте. Уважаю и обожаю за новые знания.
Спасибо! Со временем поиск становиться легче, тут только стоит начать...))
Очень трудно понять и представить как все это можно было сделать 150-200 лет назад! Умопомрачительная красота! Какая роскошь, россыпь драгоценных камней в золоте, в серебре! Жан-Валентин Морель гений ювелирного искусства! Меня мучает вопрос -- почему же он всегда испытывал финансовые трудности? Спасибо, Верочка за божественную красоту !
О, это вопрос вопросов)) Почему богатые люди испытывают финансовые трудности
Так трудно держать себя в рамках и не тратить больше, чем зарабатываешь, когда тебе открыт кредит))
Абсолютно согласна! Всё настолько красиво, да что там - РОСКОШНО!!! и РАЗНОПЛАНОВО, что и выбрать сложно... Спасибо, Вера, за ваши статьи. Столь же роскошные и разноплановые! И как вы всё это успеваете найти, собрать и сделать обзор.... БРАВО! Ваши публикации, как Луч света в нашем царстве. Читаю и улетаю в другой мир, в другие ощущения времени и пространства.
Мы все тут — кучка девочек и мальчик на опушке волшебного леса стоим раскрыв рты от удивления и восхищения )) И столько тропинок нам Вера протоптала в разных направлениях )) Уж лучше в этом лесу затеряться, чем печалиться реалиями.
Спасибо, Катя! времени, Конечно, тратится на подборки довольно много)) но зато хорошая зарядка для мозгов))
Терпения и здоровья!
Восхищение от работ мастера нет предела! Но X — XI век, первый кувшин, тончайшая обработка камня. Горлышко узкое, " тело" кувшина гораздо шире. КАК? КАКИМИ инструментами? И ещё много вопросов… А потом такой шедевр.
)) Инструмент один — руки Бога )) Я пока не вижу достойного ответа «в вечность» от современного инструментария (даже перечислять не буду). Остаётся только восторгом, восхищением и благодарностью ответить ВСЕМ соучастникам)))
Вопрос: «КАК?», ответа не имеет. Это загадка, перед которой теряются лучшие специалисты) И во все времена это было загадкой и предметом восхищения, и ценили и берегли такие артефакты, как лучшие свои драгоценности. Так и дошли до наших времен Портлендская ваза, и кубок Ликурга и другие непостижимые шедевры))
Вы чудесный автор с разнообразными интересами и желанием поделиться с другими. Очень вам благодарна и всегда рада видеть. Преогромнейшее спасибо🤩😍🤩
Спасибо Рита! А я всегда рада видеть вас на своей страничке и поделиться интересной информацией.
Присоединяюсь ко всем восторгам )) И пусть сокровенные струны моей души отданы другим направлениям — искренне восхититься тончайшей работой и изящным формам (тем более посланиям Мастеров «из глубины веков») — как оказаться где-то поблизости к тем небесным координатам, где этим Мастерам теперь положено быть. Спасибо, Вера!
Спасибо, Мелена! И мне этот стиль не близок, гораздо больше восхищают работы Ар-нуво и ар-деко. И все равно эти вещи поражают красотой, роскошью и мастерством. Всегда начинается топик с одной или нескольких вещиц, на которых взгляд остановился. Здесь таким пунктиком был фатимидский кувшин. А потом начинаю искать все, что может быть связано с автором. Вот тут-то и начинается самое интересное))
Да, Вас ведёт дух исследователя и зановооткрывателя))
Вера, с уважением и благодарностью за новые открытия столь прекрасных шедевров!
Спасибо, Надежда! Все для вдохновения)
Еще одно имя гениального художника. Вера, Вы-" золотодобытчица"! Спасибо.
Спасибо, Нина! Стараюсь потихоньку (в прямом и переносном смысле))
Не перестаю удивляться изобретательности великих мастеров! В голове никак не укладывается как у них это получается? Просто волшебство!!! А нам остаётся только восхищаться этими шедеврами, созданными человеческими золотыми руками. И благодарить Вас, Вера, за то, что даёте нам возможность прикоснуться к миру прекрасного.
Спасибо, Людмила! Способность творить красоту — это волшебство, магия, нам ее не понять. Да и нужно ли? Будем просто наслаждаться))