Войти Зарегистрироваться Поиск
Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье

Zsolnay. Творцы прекрасного.

Primavera (Вера)
Primavera (Вера)
2023-03-30 08:21:19
Рейтинг: 28236
Комментариев: 6364
Топиков: 791
На сайте с: 04.02.2016
Подписаться

Не думала, что скоро вернусь к теме керамики Zsolnay. Но вот увидела это старое фото и не смогла не написать о людях, создававших более ста лет назад красоту, которая не утратила своего блеска и в наши дни. Это как раз тот случай, когда о блеске можно говорить в прямом смысле. Компания разработала удивительную переливающуюся всеми цветами радуги глазурь, которую назвали эозином в честь греческой богини утренней зари Эос.

Zsolnay. Творцы прекрасного.

Группа художников фабрики Zsolnay: Хенрик Дарилек, Геза Никельски, Шандор Апати Абт, Лайош Мак. Фото из собрания Музея прикладного искусства в Будапеште.

К сожалению, фото не датировано, и точное расположение персонажей не указано. Но можно предположить, что фото относится к началу ХХ века. Молодые художники сидят слева, а справа, вероятно, кто-то из руководства. Поскольку нашлось еще две фотографии Гезы Никольски, могу точно сказать, что он второй слева. В материалах музея есть и краткие биографии художников, буквально несколько слов, но все же материал дает общее представление об их жизни и творчестве.

Хенрик Дарилек (Henrik Darilek, 1878 - 1963), дизайнер и художник-график по образованию. В 1898 году, после завершения учебы в Школе прикладных искусств в Будапеште, он в течение восьми лет работал дизайнером на фабрике Zsolnay. В 1906 году он вернулся в Будапешт, где открыл студию, специализировавшуюся на отделке интерьеров. В дополнение к оформлению интерьеров ряда общественных зданий и частных домов, он создал широкий спектр дизайнов, коммерческих заказов и книжных иллюстраций.

Zsolnay. Творцы прекрасного.

Декоративная тарелка, расписанная эозиновыми глазурями, диаметр 26,8 см, дизайн Хенрика Дарилека, Zsolnay, из коллекции Музея прикладного искусства в Будапеште.

Zsolnay. Творцы прекрасного.

Ваза, расписанная эозиновыми глазурями, диаметр 25 см, дизайн Хенрика Дарилека, Zsolnay, из коллекции Музея прикладного искусства в Будапеште.

Zsolnay. Творцы прекрасного.

Фото кубка Вильмоша Жолнаи, дизайн Хенрика Дарилека, 1902 г., из коллекции Музея прикладного искусства в Будапеште.

Zsolnay. Творцы прекрасного.

Колье, ювелирный дизайн Хенрика Дарилека, 1902 г., из коллекции Музея прикладного искусства в Будапеште.

Zsolnay. Творцы прекрасного.

Гребень, ювелирный дизайн Хенрика Дарилека, 1902 г., из коллекции Музея прикладного искусства в Будапеште.

Четкие линии изящных набросков говорят о том, что Дарилек был приверженцем венского сецессиона. Гребень украшен фигуркой фантастического дракона. Его керамический корпус покрыт крошечными разноцветными драгоценными камнями. Этоти эскизы сделаны Дарилеком в Пече, когда он был дизайнером фабрики Жолнаи.

Zsolnay. Творцы прекрасного.

Дизайн архитектурного декора фронтона работы Хенрика Дарилека, возможно, это керамическое панно, из коллекции Музея прикладного искусства в Будапеште.

Геза Никельски (Géza Nikelszky, 1877 - 1966), художник и керамист, изучал декоративную живопись в Королевской венгерской школе прикладного искусства с 1892 по 1897 год. В 1897-1898 годах государственная стипендия позволила ему провести год в Мюнхене, где он учился в частной школе Симона Холлоши. В 1899 году он был нанят фабрикой Жолнай для изготовления декоративных плиток, разработанных Игнаком Росковичем, для зала Святого Стефана в Королевском дворце в Будапеште. После этого он оставался сотрудником Жолнайской фабрики пятьдесят два года. Позже он написал историю компании и стал первым куратором ее музея. В основном он проектировал украшение декоративных предметов и строительной керамики.

Zsolnay. Творцы прекрасного.

Кувшин с носиком в форме утиной головы, высота 16 см, дизайн Гезы Никельски, Zsolnay, из коллекции Музея прикладного искусства в Будапеште.

Zsolnay. Творцы прекрасного.

Ваза с изображением танцующих девушек, высота 20 см, дизайн Гезы Никельски, Zsolnay, из коллекции Музея прикладного искусства в Будапеште.

Zsolnay. Творцы прекрасного.

Ваза с ручками, высота 29,7 см, дизайн Шандора Апати Абта и Гезы Никельски, Zsolnay, из коллекции Музея прикладного искусства в Будапеште.

Zsolnay. Творцы прекрасного.

Дизайн вазы, Геза Никельски, из коллекции Музея прикладного искусства в Будапеште.

Шандор Апати Абт (Sándor Apáti Abt, 1870 - 1916), скульптор и керамист. С 1885 по 1888 год учился скульпторе в Национальной венгерской королевской школе прикладных искусств в Будапеште. а затем в Мюнхене. Вернувшись в Будапешт, стал учеником Алахоша Штробле и работал в его студии. По предложению Джорджа Рата он был принят на работу на фабрику Zsolnay в Пече, где в период с 1898 по 1908 год проектировал и моделировал многочисленные формы, орнаменты и керамические картины. Он был сильной, оригинальной личностью, и его работы наводили на размышления. Абт преподавал в заводском профессиональном училище. С 1909 года он работал в Будапеште преподавателем в Столичной школе промышленного рисования до самой своей смерти. Помимо керамики он создавал дизайн украшений, книг и почтовых марок.

Zsolnay. Творцы прекрасного.

Две вазы, расписанные в восточном стиле, дизайн Шандора Апати Абта, высота 35 и 37 см, Zsolnay, около 1900 г., из коллекции Музея прикладного искусства в Будапеште.

Zsolnay. Творцы прекрасного.

Ваза с четырьмя ручками, расписанные изображениями птиц, дизайн Шандора Апати Абта, Zsolnay, высота 25 см, из коллекции Музея прикладного искусства в Будапеште.

Zsolnay. Творцы прекрасного.

Декоративный кувшин, дизайн Шандора Апати Абта, высота 29 см, Zsolnay, из коллекции Музея прикладного искусства в Будапеште.

Кувшин не простой – у него полая ручка. Содержимое кувшина можно пить через отверстие в углу ручки, как в случае с венгерскими фольклорными графинами. Гравированный и расписной декор также типично венгерский, это интерпретация в стиле модерн мотивов национального декора.

Zsolnay. Творцы прекрасного.

Ваза с эозиновой глазурью, дизайн Шандора Апати Абта, высота 26,5 см, Zsolnay, около 1900 г.

Zsolnay. Творцы прекрасного.

Бюст, автор Шандор Апати Абт, высота 21 см, около 1890 г., из коллекции Музея прикладного искусства в Будапеште.

Zsolnay. Творцы прекрасного.

Кулон с цепочкой из золота с рубинами и жемчугом, дизайн Шандора Апати Абта, ювелир Оскар Тарьян (Хубер),около 1905 г., из коллекции Музея прикладного искусства в Будапеште.

Лайош Мак (Lajos Mack, 1876-1963), скульптор и керамист. После учебы в Академии изящных искусств в Вене, с 1899 по 1916 год работал художником на фабрике Zsolnay в Пече. Его специализация - предметы с фигурным декором и дизайн орнаментов. Керамические фигурки и статуэтки его работы были очень популярны.

Zsolnay. Творцы прекрасного.

Ваза с рельефной вакхической сценой, высота 42,7 см, дизайн Лайоша Мака, Zsolnay, из коллекции Музея прикладного искусства в Будапеште.

Zsolnay. Творцы прекрасного.

Ваза-петух, высота 22,5 см, дизайн Лайоша Мака и Шандора Апати Абта, Zsolnay, из коллекции Музея прикладного искусства в Будапеште.

Zsolnay. Творцы прекрасного.

Фигурное блюдо с эозиновой глазурью, ширина 28 см, дизайн Лайоша Мака, Zsolnay, из коллекции Музея прикладного искусства в Будапеште.

Zsolnay. Творцы прекрасного.

Лоток для визиток с леопардом, ширина 38 см, дизайн Лайоша Мака, Zsolnay, из коллекции Музея прикладного искусства в Будапеште.

Конечно, на фабрике работали не только те художники, о которых шла речь в этой подборке. Но именно эти дизайнеры создавали замечательную керамику в стиле модерн, которая прославила фабрику и принесла многочисленные награды на международных выставках. А художественным руководителем фабрики в этот период был зять владельца фабрики Вильмоша Жолнаи – Таде Сикорски (Sikorski, Tádé, 1852-1940). Архитектор польского происхождения, он получил образование в Вене, работал помощником архитектора на строительстве Венской оперы. На фабрике Zsolnay работал с 1883 года и был главным дизайнером в 1890-1910 годах.

Zsolnay. Творцы прекрасного.

Ваза с мотивом чертополоха, расписанная эозиновыми глазурями, высота 30 см, дизайн Таде Сикорски, Zsolnay, около 1900 г., из коллекции Музея прикладного искусства в Будапеште.

Zsolnay. Творцы прекрасного.

Блюдо для визиток в виде змеи, дизайн Таде Сикорски, Zsolnay, из коллекции Музея прикладного искусства в Будапеште.

Zsolnay. Творцы прекрасного.

Декоративный кувшин, высота 18 см, дизайн Таде Сикорски, Zsolnay, около 1905 г., из коллекции Музея прикладного искусства в Будапеште.

Zsolnay. Творцы прекрасного.

Кувшин в восточном стиле, высота 25 см, дизайн Таде Сикорски, Zsolnay, из коллекции Музея прикладного искусства в Будапеште.

Мне нравится24
16
Добавить в закладки
1127
16 комментариев
Lana (Lana)
2023-03-30 13:20:26
+2

Красивые работы прекрасных мастеров !

Иллюстрации хочется рассматривать ещё и ещё.

Спасибо за Вашу статью, очень интересная информация.🌹

Primavera (Вера)
2023-03-31 07:51:33
+2

Спасибо, Лана! Я так и делаю: возвращаюсь и просматриваю снова. Наброски и эскизы мастеров всегда интересны. это все равно, что заглянуть в мастерскую, где люди творят Красоту.

Melena
Melena
3226
2023-03-31 12:47:13
+2

Спасибо, Вера! Всегда ценю «переход на личности» ))), когда это творческие люди. А здесь такая «заряженная» фотография, биографические данные (всё-таки две такие глобальные войны были), эскизы просто обожаю. Так за дизайнами изделий уже образ художника ощущается. Интересно, сколько мог продержаться на ногах виночерпий, разливавший из кувшина с полой ручкой))) Балканы… Кустурица… Здорово)))

Primavera (Вера)
2023-03-31 20:54:41
+1

Мелена, Спасибо! Вот именно, через эти личные вещи: эскизы и фотографии; хотелось передать ощущение, что эти люди действительно жили, любили, творили. То, что я осознала, когда увидела фото.))

Наталья 52 (Наталья)
2023-03-31 15:11:54
+2

Вера!!! Спасибо за красоту!!! За новые исторические факты.Все ОЧЕНЬ красиво и интересно!!! 

Primavera (Вера)
2023-03-31 20:56:50
+1

Спасибо, Наталья! Иногда истории сами находят меня и требуют, чтобы их рассказали. Это тот самый случай))

Наталья 52 (Наталья)
2023-03-31 20:58:10
+2

Отлично!!! Они находят Вас, а Вы радуете нас!!! 

Melena
Melena
3226
2023-04-01 07:21:36
+1

Цепная реакция живого вдохновения))

chalou (Нина)
2023-03-31 19:59:50
+2

Спасибо! Так интересно-о-о...

Primavera (Вера)
2023-03-31 21:02:24
+2

Ниночка, спасибо! Рада, что подборка понравилась)) Случайно набрела на сайт музея Будапешта и буду еще к его коллекции обращаться — там много интересного))

chalou (Нина)
2023-03-31 21:32:32
+2

Это здорово: я, например, совсем не знаю прикладное искусство Венгрии и с Вашей помощью уменьшу свое невежество)). Спасибо!

Primavera (Вера)
2023-04-01 11:21:07
0

Не знать что-то — это не невежество. Не хотеть знать  — вот настоящее невежество.

Зоя
Зоя
5388
2023-03-31 20:07:01
+2

Верочка, такое впечатление, что Вы познакомили с каждым художником-дизайнером лично кампании Жолнаи и пожали им руки! Отличная фотография, рассматривала каждого, в одежде мало что изменилось, красивые, увлеченные люди. Какие интересные предметы искусства они создали, а глазурь эта бесподобна! Получила огромное удовольствие от прочтения и от увиденного. Верочка, порадовали, спасибо !

Primavera (Вера)
2023-03-31 21:10:36
+3

Спасибо, Зоя! Я всегда считала большой удачей найти фото мастера, автора работ. А найти такое фото — исключительная редкость и удача. Я ведь искала биографии всех художников, и ничего не могла найти. И как же повезло, что музей потрудился выложить хоть и не много, информации об их жизни.

tgkh5501 (Татьяна)
2023-04-06 13:53:26
+1

Красотаааааа!!!!!

Столько всего, глаза разбегаются… Удивительные работы, красивые мастера. Мастерство выше всяческих похвал

Primavera (Вера)
2023-04-06 18:41:36
+1

Это как группа «Битлз»: подобралась компания единомышленников, которые жили и создавали свои работы в едином потоке, понимая и поддерживая друг друга)) Вот такое у меня чувство от этого фото)) Это, конечно, просто моя фантазия))