Венский неоренессанс. Герман Ратцерсдорфер.
Интерес к искусству эпохи Возрождения в конце девятнадцатого века вдохновил многих европейских ювелиров и мастеров серебряных дел на создание изделий в историческом стиле. В этих работах использовались натуральные минералы, такие как горный хрусталь, яшма, лазурит, а также перламутр и эмали. Использование горного хрусталя во многом связано с объединением Австрии и Венгрии в 1868 году. На территории Венгрии издавна добывали поделочные камни, которые в этой ситуации стали более доступным материалом. Фирма Германа Ратцерсдорфера была основана в 1843 году и специализировалась на изделиях из золота и серебра с эмалью в стиле историзма. И, пожалуй, самыми замечательными и интересными работами Ратцерсдорфера были сосуды из горного хрусталя в драгоценных оправах.
Источником вдохновения и образцом для подражания для Ратцерсдорфера стали изделия немецких ювелиров шестнадцатого века. В его мастерской помимо эмалирования также применяли такие техники, как интарсия и чернь.
Чаша в форме гиппокампа из резного горного хрусталя в серебряной позолоченной оправе с эмалью, высота 41 см, Герман Ратцерсдорфер, Вена, около 1870 г.
Ножка выполнена в виде морского божества с трезубцем.
Крышка украшена жемчугом и драгоценностями, а также гротескными мужскими масками. На эмалевом ободке подвешен драгоценный кулон.
Кувшин из горного хрусталя в серебряной позолоченной оправе с эмалью, Герман Ратцерсдорфер, высота 14 см, Вена, около 1875 г.
Шкатулка в форме черепахи из горного хрусталя в серебряной позолоченной оправе, украшенной эмалевой полосой с изображением охоты на крокодилов, Герман Ратцерсдорфер, Вена, около 1875 г.
Ваза из горного хрусталя в серебряной оправе с эмалью, с двумя ручками в виде крылатых дев, Герман Ратцерсдорфер, высота 15,5 см, Вена, конец XIX века.
Сосуд из резного горного хрусталя в форме петушка в серебряной позолоченной оправе с эмалью, рубинами и изумрудами, Герман Ратцерсдорфер, высота 31,6 см, Вена, около 1870 г.
Часы из горного хрусталя в серебряной оправе с эмалью, увенчанные фигуркой Купидона, сидящего на бочке с бокалом в руке, Герман Ратцерсдорфер, Вена, около 1890 г.
Миниатюрная кружка из лазурита в серебряной позолоченной оправе с эмалью, Герман Ратцерсдорфер, Вена, около 1875 г.
Чаша с крышкой из горного хрусталя в серебряной позолоченной оправе с эмалью, основание украшено хрустальной фигуркой крылатой львицы, Герман Ратцерсдорфер, Вена, около 1875 г.
Поднос из резного горного хрусталя в серебряной позолоченной оправе с эмалью, Герман Ратцерсдорфер, Вена, диаметр 36 см, около 1875 г.
Чаша из резного горного хрусталя в серебряной позолоченной оправе с эмалью, Герман Ратцерсдорфер, Вена, высота 36 см, около 1880 г.
Чаша из резного горного хрусталя в виде наутилуса в серебряной позолоченной оправе с эмалью, увенчанная фигуркой гиппокампа, Герман Ратцерсдорфер, Вена, высота 29,5 см, около 1870 г.
Танкард из лазурита в серебряной позолоченной оправе с эмалью, Герман Ратцерсдорфер, Вена, высота 16,5 см, около 1880 г.
Неф из резного горного хрусталя в серебряной позолоченной оправе с эмалью, ножка выполнена в виде сатира, держащего двух рыб, Герман Ратцерсдорфер, Вена, высота 31,7 см, около 1875 г.
Сосуд в виде химеры из горного хрусталя в серебряной позолоченной оправе с эмалью, Герман Ратцерсдорфер, Вена, длина 43 см, около 1870-1880 гг.
Кувшин, поддерживаемый тремя фавнами, и поднос из резного горного хрусталя в серебряной позолоченной оправе с эмалью, Герман Ратцерсдорфер, Вена, около 1875 г.
Неф из резного горного хрусталя в серебряной позолоченной оправе с эмалью, Герман Ратцерсдорфер, Вена, около 1875 г.
Кувшин в форме раковины из резного горного хрусталя в серебряной позолоченной оправе с эмалью, Герман Ратцерсдорфер, Вена, около 1875 г.
Чаша в форме фантастической птицы из резного горного хрусталя в серебряной позолоченной оправе с эмалью, высота 32,4 см, Герман Ратцерсдорфер, Вена, около 1875 г.
Чаша из резного горного хрусталя в серебряной позолоченной оправе с эмалью, ножка выполнена в виде трехголового дракона, высота 21 см, Герман Ратцерсдорфер, Вена, около 1880 г.
Верхний ободок чаши украшен драгоценными камнями, маской рогатого монстра и фигурками русалки и гиппокампов.
Флакон для духов в виде бочки, из горного хрусталя, которую поддерживают два гнома, серебро, позолота, эмаль, высота 13 см, Герман Ратцерсдорфер, Вена, конец XIX века.
Кувшин из резного горного хрусталя в серебряной позолоченной оправе с эмалью, высота 31,5 см, Герман Ратцерсдорфер, Вена, около 1875 г.
Крышка выполнена в виде кита, извергающего Иону из своей пасти.
Чаша, вдохновленная произведениями миланской мастерской Сараччи, в форме фантастической птицы-дракона из резного горного хрусталя в серебряной позолоченной оправе с эмалью и драгоценными камнями, высота 36,5 см, Герман Ратцерсдорфер, Вена, около 1875 г.
Сосуд в форме павлина из резного горного хрусталя в серебряной позолоченной оправе с эмалью и драгоценными камнями, высота 32,5 см, Герман Ратцерсдорфер, Вена, около 1886 г.
Павлин (детали декора).
Тацца в форме раковины из резного горного хрусталя в серебряной позолоченной оправе с эмалью, увенчанная фигурой Нептуна, высота 23 см, Герман Ратцерсдорфер, Вена, около 1875 г.
Невероятные работы. Тут и формы, и материалы, и сюжеты, и мифологические герои всё настолько тонко, идеально соединено в единую композицию. Благодарю, с удовольствием всё посмотрела.
Спасибо, Ольга! Я тоже так считаю: это великолепные, сложные и мастерски выполненные произведения искусства. Взгляд Вены в прошлое с высоты 19-го века перед тем, как вступить в период модерна))
Спасибо большое — всё такое многодельно-изысканное, каждый миллиметр охвачен декором. И как всегда восклицание — с циркулем и линейкой при свечах — во всяком случае про те работы 16 века, которыми вдохновлялся художник!!! Мои фавориты павлин и нефы, хотя всё фантастически красивое.
(2) КОНЦЕРТ К 20-ЛЕТИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО ФИЛАРМОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА РОССИИ | 10 МАРТА 2023 — YouTube
Трансляция из зала Зарядье, маэстро Спиваков для ВСЕХ. программа тоже «через века» про вечное - красоту, любовь. Вам понравится))
Именно павлин. Он и мой фаворит. Исключительная вещица.
Спасибо за ссылку. Включила, слушаю, наслаждаюсь. Заполняю пробелы в музыкальном образовании))
Вера, спасибо большое! Сколько красоты в мире создаваемой руками мастеров !
Радость для глаз, восхищение и благодарность мастерам. Это и мои эмоции. Спасибо!
Полюбовалась с удовольствием! Какое разнообразие предметов, многие из которых для чего предназначены, я не могу вообразить! Но какое мастерство, красота исполнения завораживает! Спасибо, Верочка, у меня больше нет слов от восхищения !!!
Спасибо, Зоя! Наверное, нет для этих предметов искусства другого назначения кроме как радовать, восхищать, украшать и удивлять)) Именно то, что мы и делаем по сей день))
Да, Вы правы — эти предметы для чего-то, кроме любования, изучения и вдохновения уже не предназначены )))
Невероятное мастерство!
Согласна. Венские мастера не просто копировали старые образцы. Они создали собственный очень узнаваемый стиль.