Венские эмали. Герман Ратцерсдорфер
Герман Самуэль Ратцерсдорфер (1843-1894), старший сын Саломона Шлейме Ратцерсдорфера (1786-1868), торговца антиквариатом и подержанными товарами, родился в 1815 году в Пресбурге (ныне Братислава на территории современной Словакии), переехал в Вену в начале 1840-х годов. А в 1843 году открыл собственную фабрику «Goldwaren, Silber und Juwelenfabrik». Ратцерсдорфер сосредоточился на выпуске ювелирных изделий в стилях неоренессанса и неорококо. В то время такие вещи были на пике популярности. Уже в 1846 году он успешно выступил на венской выставке Gewerbsprodukte-Ausstellung. А на Всемирной Лондонской выставке 1851 года Ратцерсдорфер был одним из четырех экспонентов из Австрии, которые продемонстрировали работы австрийских ювелиров. Он получил медаль на представленное зеркало.
Изделия фабрики Ратцерсдорфера впоследствии выставлялись в Париже в 1855 году, Лондоне в 1871 году и Вене в 1873 году, где получали награды и хвалебные отзывы. На выставке в Филадельфии в 1876 году была высоко оценена его ювелирная оправа для богемского стекла Лобмайера, заказанного императором Францем Иосифом: "Одинаково совершенна ювелирная работа на ручках, окантовках и т. д., выполненная ювелиром и эмальером Г. Ратцерсдорфером в Вене, в мастерской которого многие шедевры были созданы в стиле позднего ренессанса».
В 1881 году Герман Ратцерсдорфер вышел на пенсию, передав бизнес своему сыну Юлиусу, который продолжил его дело под той же маркой. В наше время работы мастерской Германа Ратцерсдорфера, часто сочетающие эмаль с драгоценными металлами, горным хрусталем или лазуритом высоко ценятся коллекционерами и занимают не последнее место в витринах музеев.
Серебряный позолоченный кубок с крышкой, украшенный эмалью, высота 20 см, Герман Ратцерсдорфер, Вена, около 1880 г., из коллекции музея Виктории и Альберта, Лондон.
Кувшин с подносом из позолоченного серебра с эмалью и драгоценными камнями, украшенный масками, гротесками, сатирами, драконами и змеями, Герман Ратцерсдорфер, Вена, около 1875 г.
Шкатулка для духов из позолоченного серебра с эмалями, расписанными на фламандский манер сценами в тавернах, длина 7,2 см, Герман Ратцерсдорфер, Вена, 1867-1872 гг.
Кувшин с подносом с из позолоченного серебра, украшенный эмалью, с ручкой в виде головы химеры, Герман Ратцерсдорфер, Вена, около 1870 г.
Чаша с крышкой и ручками в виде рога изобилия из позолоченного серебра с эмалью, высота 27,5 см, Герман Ратцерсдорфер, около 1875 г.
Кувшин с подносом из позолоченного серебра с эмалью, Герман Ратцерсдорфер, Вена, конец XIX века.
Поднос расписан мифологическими сценами, в центре сюжет «Похищение Европы».
Поднос из позолоченного серебра с эмалью, расписанный сюжетами Троянских войн, в центре сцена спора Ахилла и Агамемнона о Брисеиде, Герман Ратцерсдорфер, Вена, около 1875 г.
Настольный кабинет, отделанный слоновой костью и лазуритом, с позолоченными серебряными опорами часами, фигурками музыкантов и эмалевыми панелями, Герман Ратцерсдорфер, Вена, конец XIX века.
Часы из позолоченного серебра и горного хрусталя, Герман Ратцерсдорфер, Вена, конец XIX века.
Серебряная позолоченная шкатулка в стиле историзма, украшенная эмалью, длина 15 см, Герман Ратцерсдорфер, Вена, около 1870 г.
Серебряная позолоченная ваза с фигурками кошек на ручках, украшенная лазуритом и эмалью, высота 13,5 см, Герман Ратцерсдорфер, Вена, XIX век.
Серебряная позолоченная шкатулка, украшенная эмалью с любовными мифологическими сюжетами, Герман Ратцерсдорфер, Вена, около 1880 г.
Пара кувшинов из позолоченного серебра с эмалью и драгоценными камнями в стиле аугсбургского ювелира XVI века Давида Альтенштеттера, Герман Ратцерсдорфер, Вена, около 1880 г.
Часы из позолоченного серебра с эмалью, увенчанные мифическими животными, высота 11 см, Герман Ратцерсдорфер, Вена, около 1885 г.
Чаша из позолоченного серебра с эмалью, расписанная сюжетами уроков астрономии, Герман Ратцерсдорфер, Вена, около 1880 г.
Ваза из позолоченного серебра с эмалью, Герман Ратцерсдорфер, Вена, XIX век.
Поднос из позолоченного серебра с эмалью, расписанный мифологическими сценами, Герман Ратцерсдорфер, Вена, XIX век.
Ароматические флаконы из позолоченного серебра с эмалью, размер большего 7,5 см, Герман Ратцерсдорфер, Вена, около 1880 г.
Ваза с фигурными ручками из позолоченного серебра с эмалью, расписанная сюжетами похищения сабинянок, Герман Ратцерсдорфер, Вена, конец XIX века.
Кубок «Древо познания добра и зла» с фигурами Адама и Евы и навершием в виде голубя, позолоченное серебро, эмаль, Герман Ратцерсдорфер, Вена, конец XIX века.
Чаша в виде раковины, позолоченное серебро, эмаль, Герман Ратцерсдорфер, Вена, конец XIX века.
Серебряная позолоченная шкатулка, украшенная эмалью, вероятно, Герман Ратцерсдорфер, Вена, около 1870 г.
Серебряная позолоченная шкатулка, украшенная эмалью с аллегориями времен года, вероятно, Герман Ратцерсдорфер, Вена, около 1885 г.
Божественная красота!
И это еще не конец истории)
Читая этот Ваш топик, Вера, поймала себя на мысли, что в мире столько есть восхитительных вещей, о которых мы бы без Вашей помощи никогда бы и не узнали. Низкий Вам поклон за Ваш труд по подборке материала. С огромным удовольствием вместе с Вами погружаюсь в волшебный мир искусства, с каждым разом узнавая что-то новое.
Спасибо, Людмила! Нужно сказать, что и я узнаю много нового, когда собираю материл, так что спасибо и Вам за то, что вдохновляете меня двигаться дальше))
Я в течение дня возвращалась и возвращалась к этому топику! У меня «в зобу дыханье сперло !!!» при виде такой эмали! Это не эмаль — это живопись, роспись, картины со всеми баталиями, сценами из жизни. По ним можно изучать историю! Какая филигранная работа, эти фигурки, ручки, ножки и все это из очень дорогого материала. Этот мастер-ювелир Герман Ратцерсдорфер гений вертуоз в своем деле! Понравились все его работы, особенно Настольный кабинет и два подноса — расписанный сюжетами Троянских войн и мифологическими сценами. Верочка, спасибо огромное, это был бальзам для души!!! (простите, что много написала.)
Спасибо, Зоя! С извечного вопроса: «И как они это делают?» начинается любое мастерство)) Эти эмали настолько искусно выписаны, что остается снова и снова задавать себе этот вопрос. Это чудо творения))
А вот был ли Ратцерсдорфер ювелиром или предпринимателем, я так и не поняла. Но вот то, что у него работали замечательные ювелиры и художники — это без сомнения))
Отличная весенняя тема)) Листая подборку я подумала — вот ТАК выглядит изобилие))) Начиная от разнообразия и сложности форм и далее по списку от сюжетов до фантастического исполнения)). Экскурсия во дворец, пожалуй.
Начало страстной недели и у нас удалось. Второе отделение просто открытие — даже не предполагала, что молодой композитор Пётр Корягин смог ТАК передать духовный опыт. Наслаждайтесь.
Виола – от Баха до современности — YouTube
Спасибо, Мелена! Вы настоящий музыкальный гурман Тут я вам компанию составить не смогу)) Дальше популярной классической музыки не пошла. Пробовала, не получается. Балет и оперу смотрю с удовольствием, но если глаза не заняты, на инструментальных концертах засыпаю)) Но вы ссылочки присылайте. Я смотрю, а больше слушаю, и заключительная часть мне понравилась. Но я понимаю одно: я не воспринимаю музыку настолько глубоко, как это воспринимаете вы или, например, моя сестра. Она, к слову, может слушать Малера под настроение. А для меня Чайковский — предел. Недовоспитывали меня в этом отношении. )) Но присылайте обязательно. Я все это написала только для того, чтобы вы понимали, с кем имеете дело (с музыкальным недоучкой). Вот, пошла тема, которая мне нравится (1:46)
Поделюсь историей «приобщения». Моя незабвенная тётушка после выхода на пенсию в начале 90-х (она экономист) целенаправленно пришла работать билетёром в наш Оперный театр, потом старшим билетёром перешла в филармонию. Она нам звонила и говорила к скольки подойти (на 1е или 2е отделение)), естессно на служебный ряд (когда не был занят) - так мелкими шажками… С 2002г (они с мамой меня рано бросили, уйдя друг за другом) мы уже приобретали абонементы на цикл «классика и современность» — я едва успевала с работы (стройка) вымыть обувь в туалете и отключиться в кресле (главное не захрапеть)). Но выходила неизменно освежённой и перезагруженной. Когда пришлось трудовую деятельность завершить — музыка затянула, стала на ю-тубе находить разные версии оркестровок. Всё как у Вас с предметным искусством )).
Я в детстве училась иге на фортепиано. Музыкальная школа была недоступна, но у нас был музыкальный кружок при Доме культуры. Но дальше уровня 4-го класса музыкальной школы не пошла. Не дано. Не хватило способностей, усердия и желания))
Та же история, только отягощённая ответственностью)) Бабушка по случаю отхватила пианино Циммерманн и решила, раз мой отец закончил муз. школу (баян), то чё делов-то — исправно водила меня в муз.школу и отмечала время домашних занятий (дисциплина — это ж всё))). Наизусть я не могла выучить НИЧЕГО — ни музыки, ни стихов. Зато любила предмет муз литература и делала в обычной школе доклады с пластинками. Когда мне разрешено было не ходить больше в муз школу — я сказала, что почти на «запорожец» могли бы бюджет сэкономить. Так и переезжаю с места на место вместе с ф-но ))
Уважаю! «Вещь старинная, цены немалой»))
Точно!!
Божественная красота!
Хотя и созданная Человеком))
Волшебно, красиво, изыскано… но уж очень некоторые предметы вычурные… Да, красиво, но как-то не очень хочется их брать, очень много мелких деталей, которые отнимают внимание друг у друга.Ой, что-то я привередничаю… приучили нас к хорошему...
Вот и Вена запривередничала: от замысловатого неоренессанса бросилась в объятия модерна, более понятного и демократичного. И сегодняшняя тема как раз об этом))