Сокровища Великих Моголов
В семнадцатом веке Индия была сокровищницей мира, обладая единственными известными в мире алмазными рудниками в Голконде. Сюда стекались лучшие рубины из Бирмы и Цейлона. Изумруды, обнаруженные в Колумбии, в Индию привозили португальские корабли. Это был самый обширный рынок сбыта драгоценных камней.
Любовью к драгоценностям славился не только двор Великих Моголов, но и султанов Декана и более мелких княжеств. Ювелирные изделия занимали важное место в социальных ритуалах того времени. Общеизвестен обычай проведения регулярных церемоний, на которых султана взвешивали, чтобы затем раздать золото такого же веса в качестве публичного проявления щедрости. Дань двору Великих Моголов от вассалов или побежденных правителей поступала преимущественно в виде драгоценностей и золота. Правители Великих Моголов питали большую слабость к драгоценным камням. Бабур, основатель династии, был первым известным владельцем алмаза Кох-и-Нур. Его правнук Джахангир был большим знатоком драгоценностей, которые он описывал в своих заметках «Тузук-и Джахангири, или Воспоминания Джахангира».
К концу семнадцатого века богатство двора Великих Моголов достигло своего апогея. Империя процветала при четырех императорах Великих Моголов, правивших с 1556 по 1707 год. Но наступили смутные времена. Тем временем в Иране из хаоса, последовавшего за крахом династии Сефевидов, появился сильный лидер – Надир Шах, который двинулся на Дели с большой армией. Одержав решающую победу при Карнале 13 февраля 1739 года, он вступил в столицу. Город был разграблен, а сокровищница Великих Моголов, в которой хранились драгоценности, стекавшиеся туда более века, достались победителям.
Надир-шах отправил два посольства: в Турцию и Россию, с богатыми дарами, включавшими значительную часть сокровищ, захваченных в Дели. Большая часть этих предметов ныне хранится в Эрмитаже. Это самая большая коллекция драгоценных предметов эпохи Великих Моголов в мире. Бесчисленные сокровища великой империи канули в прошлое, были переделаны или переплавлены, лишь немногие из них уцелели. Теперь это ценные экспонаты музеев и частных коллекций.
Нефритовый сосуд для вина в золотой оправе с рубинами и изумрудами, высота 24,5 см, Северная Индия, первая половина XVII века.
Золотые оправы камней того времени созданы с использованием традиционного индийского метода кундан. Техника кундан заключается в изготовления оправы из золота, которое «разделено на узкие полоски фольги и очищено до такой степени, что оно становится «липким». При такой степени чистоты оно может фактически образовывать молекулярные связи при сильном нажатии с помощью стальных инструментов. Сначала обжимают фольгу вокруг камней, а затем обрезают, придавая нужную форму». (Мануэль Кин и Салам Каукджи, «Сокровищница Мира», Лондон, 2001).
Золотой флакон для духов в форме манго, украшенный алмазами, рубинами и изумрудами, высота 9 см, Северная Индия, 1700-1740 гг.
Сосуд для розовой воды, инкрустированный бриллиантами, рубинами и изумрудами, корпус украшен зеленой эмалью, высота 28,6 см, Северная Индия, 1775-1825 гг.
Нефритовая шкатулка, украшенная рубином, с шестью отделениями на петлях вокруг центрального отделения, диаметр 10 см, Индия, около 1700 г.
Золотое ожерелье махараджи Наванагара с бриллиантами, рубинами и изумрудами, XVIII век.
Золотое чаша с крышкой, украшенная эмалью, алмазами и квадратным рубиновым навершием, диаметр подставки 21 см, Индия, 1790-1810 гг.
Сосуд из горного хрусталя, украшенный алмазами, рубинами и изумрудами в оправе из золота и серебра, высота 19,2 см, Северная Индия, 1740-1780 гг.
Золотая фигурка попугая, украшенная эмалью, алмазами, рубинами и изумрудами, высота 22 см, Индия, 1775-1825 гг.
Золотая подвеска-полумесяц с алмазами, изумрудами и эмалью, Индия, XVIII век.
Детские ножные браслеты из золота с алмазами, рубинами и другими драгоценными камнями, Индия, конец XVIII века.
Золотое кольцо в виде сокола с рубинами и изумрудами, Индия, XVIII век.
Кинжал с нефритовой рукоятью, украшенной драгоценными камнями, длина 38 см, Северная Индия, начало XVIII века.
Кинжал с рукоятью в форме мифического зверя яли, украшенной алмазами, рубинами и изумрудами, длина 34 см, Южная Индия, 1790-1810 гг.
Кинжалы были показателем статуса. Знатные люди носили по крайней мере один кинжал или меч за поясом. В «Тузук-и Джахангири» много записей о различных дарах, которые поступали в сокровищницу или изымались из нее. Самым популярным подарком были кинжалы, которые часто и с любовью описываются. Другим признаком статуса была мухобойка, ручку которой украшали золотом и драгоценными камнями. Изображения знатных сановников с этими аксессуарами нередко встречаются в старинных индийских рукописях.
Золотая ручка для мухобойки, украшенная эмалью, алмазами, рубинами и изумрудами, длина 22 см, Индия, 1680-1720 гг.
Золотая ручка для мухобойки, украшенная эмалью, алмазами, рубинами и изумрудами, длина 22 см, Северная Индия, 1775-1825 гг.
Рука-чесалка из хрусталя, инкрустированная рубинами и изумрудами в оправе из золота, длина 5,8 см, Индия, XVIII век.
Нефритовая шкатулка, украшенной рубинами, изумрудами и горным хрусталем, длина 10,8 см, Северная Индия, 1740-1780 гг.
Нефритовая хукка (колба для кальяна), украшенная рубинами, изумрудами и бриллиантами, высота 16 см, Северная Индия, 1740-1780 гг.
Шкатулка из золота с эмалью и нефритовой крышкой с алмазами и рубинами, высота 6,2 см, Северная Индия, 1650-1700 гг.
Набор шкатулок из золота с зеленой эмалью и алмазами, поднос 35 х 29 см, Северная Индия, 1760-1780 гг.
Золотая подвеска-птица с алмазами, рубинами, изумрудами, жемчугом и эмалью, Индия, XVIII век.
Золотая шкатулка, украшенная эмалью и алмазами, длина 16 см, Хайдарабад, 1750-1780 гг.
Джика (украшение для тюрбана) из золота с держателем плюмажа, прямоугольной шпинелью, алмазами, изумрудной бусиной, шпинелями-кабошонами, рубинами и эмалью, длина 22,5 см, Индия, XVIII век.
Джика из нефрита и золота с держателем плюмажа, шпинелью, алмазами, изумрудами и жемчужной каплей, длина 19,5 см, Индия, XVIII век.
Чаша из нефрита, увенчанная головой козла с рубиновыми глазами, с серебряным опорным кольцом на ножке, длина 8,4 см, Северная Индия, 1660-1680 гг.
Восторг!!! И ничего больше
Да, тут слова и не нужны))
Во всех странах мира есть и нищие и богатые. Индия одна из стран с резким контрастом нищеты и невероятной роскоши, буйством красок. Культура Индии их традиции яркость, ослепительный блеск драгоценных камней для нас как волшебные сказки. А для жителей этой страны просто жизнь. Очень жалко, что до нас дошло очень ограниченное число шедевров, но у людей переплавивших произведения искусства в кусочки золота, серебра наверное были свои причины. Вера, спасибо за показ!
Спасибо, Оля! Причины, конечно же всегда есть. А сколько прекрасных произведений искусства погибло и в России в период революции и войн, это печальная тема.
Очень интересная история Индии семнадцатого века. Жалко разграбленных сокровищниц Великих Моголов. Буйство красок, несметное количество в изделиях алмазов, рубинов, изумрудов, поражает воображение. Вспомнились индийские фильмы 60-десятых, где были героини такие же красивые как эти алмазы! Мне тогда казалось, что Индия это самая красивая сказка. Спасибо, Верочка, полюбовалась от души !
Спасибо, Зоя! Да и кто из нас не смотрел индийских фильмов)) А вообще Индия на первом месте в мире по потреблению золота в виде ювелирных изделий, хотя, Китай ее уже догоняет))
Спасибо!
О, да, среди таких сокровищ и кальян не нужен — от красоты крышу сносит))) Спасибо, Вера, большое! Драгоценности — камни, оправы — всё дивно. Меня тронул в этом топике дизайн (если можно так сказать)) — чаша из нефрита, обе нефритовые шкатулки, флакон в форме манго — не просто задача расположить в изделии максимальное количество камней — а именно форма и индивидуальность мастера. Видимо такими подарками завоёвывали сердца образованных и умных принцесс ))
Спасибо, Мелена! Наши вкусы часто совпадают)) Флакон в виде манго и последняя чаша с козерогом — это непревзойденные по изяществу вещицы. Еще в советские времена выпала редкая удача купить большой альбом коллекции «Восточные кладовые Эрмитажа» с великолепными иллюстрациями, где были приведены почти все дары посольства Надир-шаха. Вот тогда я этой темой и «заболела»)
Альбомы по искусству даже в тогдашнем качестве полиграфии — это отличное приобретение )), гарантирующее эстетическое наслаждение — можно полистать, можно выборочно углубиться.
О, это было исключительного качества издание, напечатанное в ГДР с прекрасными фотографиями на мелованной бумаге, которые даже сейчас смотрятся прекрасно. В СССР в 1983 году еще такой типографской техники не было)
Бог мой! Какое великолепие! Сказочные вещи из пещеры ...
Именно, «Тысяча и одна ночь»