Мастера Фаберже. Август и Альберт Хольмстрём, Альма Пиль.
Финский ювелир Август Вильгельм Хольмстрём (1829 - 1903) стал первым из целой династии мастеров, работавших в фирме Фаберже. Его сын Альберт Вольдемар (1876–1925), дочь Хильма Алина Хольмстрём (1875–1936) и внучка Альма Пиль (1888–1976) продолжили семейную традицию.
Август Вильгельм родился в Хельсинки в Финляндии, которая в те времена входила в состав Российской Империи. В 1845 году он поступил учеником в мастерскую ювелира Карла Герольда в Санкт-Петербурге, прошел пятилетнее обучение, а в 1857 году получил квалификацию ювелира. В том же году он стал старшим мастером в фирме Густава Фаберже, отца всемирно известного ювелира Карла Фаберже. Вскоре Август обзавелся собственной мастерской в центре города на Казанской улице.
После постройки знаменитого дома Фаберже на Большой Морской, № 24, мастерская Августа Хольмстрёма заняла в нём правое крыло четвёртого этажа. Было несколько мастерских, выполнявших работы исключительно для Дома Фаберже, которые возглавляли такие мастера как Михаил Перхин, Эрик Коллин, Хенрик Вигстрём, Август Хольмстрём и Юлиус Раппопорт. Мастерская Августа Хольмстрёма специализировалась на производстве ювелирных украшений с драгоценными камнями, а ее глава был одним из ведущих ювелиров фирмы Фаберже.
Корзинка с ландышами, высота 21,6 см, фирма Фаберже, мастерская Августа Хольмстрёма, 1806 г., из коллекции музея Метрополитен, Нью-Йорк.
В 1896 году императрица Александра Фёдоровна получила в подарок по случаю коронации знаменитую корзинку ландышей фирмы Фаберже от нижегородского купечества. Эта корзиночка жемчужно-бриллиантовых ландышей на золотых стебельках с нефритовыми листьями стала ее любимой вещицей и с тех пор всегда стояла на ее столе.
Украшения мастерской Августа, а затем и Альберта Хольмстрёма, унаследовавшего семейное дело после смерти отца, отличались великолепным качеством, вниманием к деталям и удивительной аккуратностью работы. Корсажные броши, диадемы, эгреты, колье, пряжки и банты, усыпанные бриллиантами – излюбленные украшения аристократических дам того времени.
Бриллиантовая тиара, фирма Фаберже, мастерская Августа Хольмстрёма, около 1890 г.
Великолепная бриллиантовая тиара в виде градуированных алмазных арок с подвесным центральным алмазом грушевидной формы в окружении бриолетов была изготовлена в мастерской Августа Хольмстрёма по заказу герцогов Лейхтенбергских. В семье ее называли «Тиарой императрицы Жозефины». Титул герцогов Лейхтенбергских носили потомки Евгения де Богарне, сына императрицы Жозефины, приемного сына Наполеона. По семейному преданию бриолеты из этой тиары были подарены российским царем Александром I императрице Жозефине, когда он навещал ее в Ла-Мальмезоне, после ее развода с Наполеоном.
Брошь из серебра с редким звездчатым сапфиром в окружении бриллиантов, высота 3,8 см, фирма Фаберже, мастерская Августа Хольмстрёма, около 1899-1903 гг.
Брошь принадлежала Марии, жене великого князя Владимира Александровича, брата царя Александра III, урожденной герцогине Мекленбургской, большой любительнице драгоценностей. Ее коллекция включала изумруд в сто карат, когда-то принадлежавший Екатерине Великой, и рубин в пять карат Жозефины Богарне. Драгоценности княгини были распроданы, чтобы поддержать семью в изгнании. Ее тиара работы Болина (Владимирская тиара) была одним из любимых украшений королевы Елизаветы II.
Брошь из золота и серебра с цитрином бриллиантами, высота 3,8 см, фирма Фаберже, мастерская Августа Хольмстрёма, около 1899-1903 гг.
Золотой флакон для духов с сапфиром и рубином, высота 5,7 см, фирма Фаберже, мастерская Августа Хольмстрёма, около 1890 г.
Золотая брошь с бриллиантами в виде императорской короны, высота 2,8 см, фирма Фаберже, мастерская Августа Хольмстрёма, около 1899-1903 гг.
Золотой нож для писем, украшенный сапфиром, бриллиантами и жемчугом, длина 17,5 см, фирма Фаберже, мастерская Августа Хольмстрёма, около 1899-1903 гг.
Золотой портсигар с изображением всадника Императорской конной гвардии, украшенный сапфировой кнопкой, синей и прозрачной гильошированной эмалью, фирма Фаберже, мастерская Августа Хольмстрёма, около 1899-1903 гг.
Золотая подвеска-брошь с бриллиантами и эмалью, высота 6,4 см, фирма Фаберже, мастерская Августа Хольмстрёма, около 1890 г.
Часы и термометр в стиле Людовика XVI из четырехцветного золота, украшенные моховым агатом, высота 18 см, фирма Фаберже, мастерская Августа Хольмстрёма, около 1890 г.
Золотая бонбоньерка с сапфирами и рубинами, высота 4,4 см, фирма Фаберже, мастерская Августа Хольмстрёма, около 1890 г. Бонбоньерка была подарена императрицей Александрой Федоровной ее сестре принцессе Ирине Прусской, урожденной Гессен-Дармштадтской.
Золотая брошь с рубинами и бриллиантами, диаметр 2,8 см, мастерская Альберта Хольмстрёма, около 1909 г.
Платиновый кулон с сапфирами и бриллиантами, высота 4 см, мастерская Августа Хольмстрёма, около 1900 г.
Золотой кулон в виде кокошника с зелеными и розовыми турмалинами, жемчугом и эмалью, высота 5 см, фирма Фаберже, мастерская Альберта Хольмстрёма, около 1909 г.
Дизайн двух знаменитых императорских пасхальных яиц, созданных в мастерской Альберта Хольмстрёма, был разработан его племянницей Альмой Пиль. Ее мать, Фанни Хольмстрём, вышла замуж за талантливого ювелира Кнута Оскара Пиля, ученика Августа Хольмстрёма, ставшего со временем главой ювелирной мастерской Фаберже в Москве. В 1908 году, Альма начала работать у своего дяди Альберта Хольмстрёма, создавая для архива акварельные рисунки готовых ювелирных изделий. В свободное время Альма рисовала собственные эскизы. Ее свежие и оригинальные идеи были замечены, и стали основой для целой серии «морозных» украшений, заказанных Эммануэлем Нобелем, и двух знаменитых императорских пасхальных яиц: «Мозаичного» и «Зимнего».
Императорское пасхальное яйцо «Мозаичное», фирма Фаберже, мастерская Августа Хольмстрёма, дизайн Альмы Пиль, 1914 г., из коллекции британских монархов.
«Мозаичное» яйцо было подарком для императрицы Александры Федоровны на Пасху 1914 года. Идея узора была подсказана Альме рисунком вышивки ее свекрови. Довольно обычное для тех времен рукоделие стало вдохновением для одного из самых необычных шедевров Фаберже. Бриллианты, рубины, изумруды, сапфиры, топазы и гранаты, имитирующие вышитый узор, крепятся к ажурной платиновой сетке. Чтобы идеально вмонтировать ограненные камни в квадратные отверстия платиновой сетки, вырезанной вручную, требовалась ювелирная работа высочайшей квалификации. Такие мастера как Лаури Риинянен, ставшие опорой Альберта Хольмстрёма после смерти его отца, успешно справились со сложной задачей, воплотив идею Альмы в драгоценных материалах.
На вершине яйца установлен кабошон лунного камня, сквозь который видны инициалы императрицы, а внутри яйца спрятан сюрприз - камея с профилями детей Николая II и Александры Федоровны.
«Мозаичное» яйцо и книга дизайнов мастерской Августа Хольмстрёма.
Императорское пасхальное яйцо «Зимнее», высота с подставкой 14,2 см, фирма Фаберже, мастерская Августа Хольмстрёма, дизайн Альмы Пиль, 1913 г.
«Зимнее» пасхальное яйцо было создано для императрицы Александры Федоровны в год празднования 300-летия дома Романовых. По такому случаю и дизайн был необходим необыкновенный. И этот дизайн был придуман Альмой Пиль. Это великолепное яйцо вырезано из горного хрусталя. Мастерство ювелиров фирмы и на этот раз было на высоте. Яйцо с тонко выгравированными морозными узорами на подставке из горного хрусталя, выполненной в виде глыбы тающего льда с «ручейками» из бриллиантов в платиновой оправе, скрывает сюрприз – платиновую корзину с подснежниками из белого кварца и серединками из демантоидных гранатов.
В мемуарах Франца Бирбаума, художественного руководителя фирмы Фаберже, описаны трудности работы с горным хрусталем: «Его хрупкость требовала от мастеров особой осторожности, и его обработка была доверена только опытнейшим мастерам. Он не переносил ни малейшего нагрева, и оправы никогда не паялись, даже с тонким металлом, а собирались с помощью зажимов и другими способами».
Морозный дизайн Альмы Пиль, нашедший совершенное воплощение в «Зимнем» яйце был придуман ею несколькими годами раньше для большого заказа Эммануэля Нобеля, нефтяного магната и одного из самых важных клиентов Фаберже. Для заказанных Нобелем подарков мастерская Альберта Хольмстрёма создала серию из тридцати семи брошей по шести дизайнам Альмы, которые настолько его очаровали, что он выкупил права на этот дизайн и впоследствии заказал множество других предметов по той же авторской идее Альмы.
Колье-браслет из серии «Морозные узоры», золото, серебро, платина, горный хрусталь, бриллианты, фирма Фаберже, мастерская Августа Хольмстрёма, дизайн Альмы Пиль, 1912 г., из коллекции музея Фаберже, Санкт-Петербург.
Подвеска «Ледяной» Красный Крест, подаренная Карин Спанберг, личной медсестре семьи Нобелей, платина, горный хрусталь, бриллианты, рубины, фирма Фаберже, мастерская Августа Хольмстрёма, дизайн Альмы Пиль, около 1915 г.
На время создания императорского «Морозного» яйца Нобель отказался от эксклюзивного права использования дизайна Альмы Пиль. Он был настолько впечатлен его законченным дизайном, что позднее заказал свое собственное ледяное яйцо из платины и серебра в полупрозрачной эмали с часами-подвеской в качестве сюрприза.
Ледяное яйцо Нобеля, высота 7 см, фирма Фаберже, мастерская Августа Хольмстрёма, дизайн Альмы Пиль, 1914 г.
Эмаль этого яйца очень необычна и состоит из чередующихся слоев серебряной, белой и прозрачной эмали, каждый из которых отдельно гравирован для создания ощущения заиндевевшего окна, которое мерцает в лучах морозного зимнего утра. Края створок украшены маленькими жемчужинами.
Часы-сюрприз Ледяного яйца Нобеля.
Золотой подарочный кулон к 300-летию дома Романовых с сапфирами, фирма Фаберже, мастерская Альберта Хольмстрёма, 1913 г.
Первоначальный замысел такого подарка с изображением имперского орла, шапки Мономаха и дат «1613 - 1913» принадлежал императрице. Идею необходимо было доработать, чтобы воплотить ее в ювелирное изделие. Эта задача была блестяще выполнена Альмой Пиль, создавшей дизайн изящного ажурного украшения.
Август Вильгельм Хольмстрём (1829 - 1903)
Альберт Вольдемар Хольмстрём (1876–1925)
Альма Пиль (1888–1976)
Вера, подборка, как всегда на высоте. Очень интересно, красиво, захватывающе. Спасибо!
Спасибо, Оля! Иногда я возвращаюсь к старым темам, как к старым знакомым, о которых узнаешь нечто новое)
Спасибо! Была как то в Питере в Музее Фаберже на экскурсии, жаль, что длится она только час и свободного посещения нет.Разве можно за час подробно рассмотреть столь прелестные и уникальные произведения искусства.
Людмила, приезжайте ещё раз)) я была в музее в прошлом году. Есть и экскурсии, есть и свободное посещение. Можно пробыть хоть весь день) А ещё там была выставка великолепных работ уральских камнерезов компании «Святогор». Туда нужен отдельный билет.
Спасибо, Вера! Такая значительная тема сегодня)) Все дизайны Альмы Пиль восхитительны! Морозные узоры и мозаичное яйцо впечатлили настолько, что видимо будут сниться)))
Спасибо, Мелена! Это будут хорошие сны! Мне бы точно понравилось))
Тут каждое сокровище августейших особ с историей с описанием кто кому когда подарил и по какому случаю! Складывается такое впечатление, что каждую вещь подержал в руке и разглядел со всех сторон! А мастера-ювелиры как старые знакомые, с которыми много раз встречались! КАКИЕ МАСТЕРА работали у Фаборже! Поразили пасхальное яйцо «Зимнее» и ледяное яйцо Нобеля, ощущение «заиндевевшего окна, которое мерцает в лучах морозного зимнего утра». Верочка, огромное спасибо! Вы опять провели нас в святая святых императоров. Очень интересный пост, увидеть столько красоты !!!
Присоединяюсь, впечатления аналогичные)))
Спасибо, Зоя! Тот самый редкий случай, когда история вещей хорошо задокументирована)) И как же обидно, что лучшие из лучших работ Фаберже — пасхальные яйца, были проданы за границу в 1927 году. Уже и голода не было, и не было в этом особой надобности. Зимнее яйцо вообще вряд ли когда-нибудь попадет в музей, оно в коллекции арабского шейха ...
Очень жаль, но историю не изменить! А нам все-таки удалось полюбоваться на многие работы Фаберже! Благодаря Вам !!!
Спасибо. Зоя!