Мастера Фаберже. Николай Александрович Петров
Серебряные настольные часы, украшенные жемчугом и полупрозрачной гильошированной эмалью, высота 10,3 см, мастер Хенрик Вигстрем, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1896-1908 г. Из коллекции британских монархов.
Ювелирные изделия фирмы Фаберже часто украшали драгоценными эмалями. Особенно красиво смотрелась гильошированная эмаль. В этой технике эмаль наносится поверх тонко гравированного на поверхности изделия ритмичного геометрического орнамента, иногда имитирующего текстуру муаровой ткани или лучи. Такой рисунок наносится с помощью гильошировальной машины.
Мастера-ювелиры отдавали свои изделия для покрытия эмалью в отдельную мастерскую, которая занималась только эмальерными работами. Чаще всего это были портсигары, рамки для фотографий, кнопки звонка, ювелирные украшения, шкатулки, ручки зонтиков. Эмальерной мастерской фирмы руководил Николай Александрович Петров. Лучше всего об этом мастере написано в книге искусствоведа Лилии Кузнецовой «Петербургские ювелиры XIX – начала XX веков»:
«Благодаря подвижничеству Николая Александровича Петрова, разрабатывавшего всё новые и новые составы эмалей и неустанно экспериментировавшего с режимами обжига и последовательностью нанесения слоёв, в работах фирмы Фаберже применялось свыше 500 оттенков эмали, то есть столько, сколько не знало эмальерное дело ни до, ни после, в настоящее время эмалевая палитра самых известных итальянских и французских фирм не превышает 60 колеров.
Предпочтение отдавалось эмали, нанесённой на плоско-рельефный рисунок, награвированный вручную или с помощью гильошировального станка. Она потому так необычно и выглядела, что требовала не только чрезвычайной тщательности в нанесении узора, не только шести-семи нанесённых в определённом порядке слоёв эмалевых покрытий различных цветов, уподобляющихся тончайшим лессировкам в живописи, но и специальных знаний при многократных обжигах, связанных с необходимостью выдерживания нужного интервала времени при заданной температуре. Недожог и пережог грозили неполучением требуемого оттенка, который к тому же резко отличался по цвету от наносимого на поверхность изделия перед обжигом порошка эмали. Вдобавок приходилось к тому же проводить долгие часы за ручной полировкой после каждого выхода вещи из муфеля.
Зато даже простейший сетчатый рисунок, награвированный тонким резцом, переливался под несколькими искусно подобранными слоями эмали, как муаровая ткань, каждая складка которой светилась только ей присущим цветом. Поражает разнообразие цветов и оттенков прославленных прозрачных или напоминающих драгоценный опал, слегка замутнённых, но зато переливающихся радужными всполохами эмалей, что создаёт волшебное зрелище. Эти восхитительные финифти были плодом неусыпных экспериментов отца и сына Петровых, всё время колдовавших над составами, порядками чередования 4–5 тонюсеньких слоёв, создававших эффект своеобразных лессировок, рецептами режимов обжига. Из-под поверхности, сияющей ярким блеском от долгих часов окончательной полировки на деревянном колесе, проглядывали разнообразнейшие рисунки, искусно награвированные на золоте или серебре.»
Большое количество ювелирных изделий, украшенных гильошированной эмалью, от фирмы FABERGÉ находится в коллекции британских монархов. Многие из них были подарками от российского императорского дома.
Кнопка звонка из позолоченного серебра и золота, украшенная лунным камнем и полупрозрачной красной гильошированной эмалью, высота 4 см, мастер Михаил Перхин, FABERGÉ, Санкт-Петербург, до 1896 г. Из коллекции британских монархов.
Настольная печать из кварцита, сердолика и золота, украшенная полупрозрачной гильошированной эмалью, высота 4,9 см, мастер Михаил Перхин, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1896 – 1903 гг. Из коллекции британских монархов.
Настольная печать из золота, украшенная жемчугом и полупрозрачной гильошированной эмалью, высота 5,1 см, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1900 г. Из коллекции британских монархов.
Записная книжка в обложке из кожи с накладкой из двухцветного золота и карандаш, украшенные бриллиантами, лунным камнем и гильошированной эмалью, высота блокнота 7,5 см, мастер Хенрик Вигстрем, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1903-1907 гг. Из коллекции британских монархов.
Золотой флакон для духов, украшенный жемчугом и полупрозрачной гильошированной эмалью, высота 7,1 см, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1908-1917 г. Из коллекции британских монархов.
Миниатюрный бокал из горного хрусталя на ножке из двухцветного золота, украшенной полупрозрачной гильошированной эмалью, высота 7,6 см, мастер Михаил Перхин, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1896 – 1903 гг. Из коллекции британских монархов.
Золотая подвеска-яйцо с бовенитом и сапфиром, украшенная красной гильошированной эмалью, высота 2,1 см, FABERGÉ, Санкт-Петербург, около 1900 г. Из коллекции британских монархов.
Серебряная позолоченная коробка для спичек, украшенная бриллиантами и гильошированной эмалью из чередующихся полос непрозрачного белого и полупрозрачного зеленого цвета, длина 7,9 см, FABERGÉ, Москва, 1899-1908 гг.
Серебряная позолоченная чарка с серебряной монетой Петра Великого, украшенная жемчугом и матовой темно-синей эмалью, высота 10 см, FABERGÉ, Москва, 1908-1917 гг.
Лорнет из трехцветного золота, украшенный гильошированной эмалью, длина 14 см, FABERGÉ, Москва, 1896-1908 гг.
Серебряная брошь-кулон с позолотой и бриллиантами, украшенная гильошированной эмалью, диаметр 2,5 см, мастер Михаил Перхин, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1899-1903 гг.
Набор серебряных позолоченных пуговиц, украшенных полупрозрачной розовой гильошированной эмалью, диаметр 1,2 см, FABERGÉ, Санкт-Петербург, около 1890 г.
Серебряная кнопка звонка с позолотой и гранатом, украшенная полупрозрачной белой гильошированной эмалью, мастер Виктор Аарне, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1899-1903 гг.
Серебряные настольные часы с позолотой и гранатом, украшенная полупрозрачной бледно-лавандовой гильошированной эмалью, мастер Виктор Аарне, FABERGÉ, Санкт-Петербург, около 1890 г.
Щеточка для усов с рубином и сапфиром, украшенная полупрозрачной белой гильошированной эмалью, длина 7 см, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1908-1917 гг.
Серебряная позолоченная шкатулка, украшенная полупрозрачной бледно-лиловой гильошированной эмалью, длина 13,6 см, мастер Федор Афанасьев, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1899-1908 гг.
Серебряный позолоченный портсигар с сапфировой кнопкой, украшенный полупрозрачной белой гильошированной эмалью, длина 9,2 см, мастер Федор Афанасьев, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1903 г.
Серебряная позолоченная коробочка с бриллиантовой кнопкой, украшенная гильошированной эмалью, 3,8х3,8 см, мастер Федор Афанасьев, FABERGÉ, Санкт-Петербург, около 1910 г.
Золотой портсигар, украшенный бриллиантами и полупрозрачной сливовой гильошированной эмалью, мастер Хенрик Вигстрем, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1908-1917 гг.
Пряжка из двухцветного золота, украшенная полупрозрачной сливовой гильошированной эмалью, высота 6,2 см, мастер Хенрик Вигстрем, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1903-1904 гг.
Серебряная позолоченная фоторамка, украшенная гильошированной эмалью, мастер Ялмар Армфельдт, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1904-1908 гг.
Серебряное позолоченное блюдо, украшенное гильошированной эмалью, диаметр 11,7 см, мастер Ялмар Армфельдт, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1908-1917 гг.
Серебряная фоторамка, украшенная позолотой, жемчугом и гильошированной эмалью, высота 7,2 см, мастер Ялмар Армфельдт, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1899-1908 гг.
Серебряная кнопка звонка с позолотой и сапфировым стеклом, украшенная полупрозрачной гильошированной эмалью, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1899-1908 гг.
Серебряная позолоченная ручка зонта, украшенная бриллиантами и полупрозрачной розовой гильошированной эмалью, мастер Михаил Перхин, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1896-1903 гг.
Верочка, мы с Вами проходим университеты жизни! Новые имена, новые знания, новое очарование! Какие красивые предметы, необходимые в быту, сделанные на века. Эмаль, не просто посмотреть, а вся технология изготовления! Ваши топики просто посмотреть, уже обогатиться новыми знаниями, вырости в своих глазах! Спасибо, Верочка за все, что Вы делаете. Здоровья Вам и благополучия !
Зоя, спасибо! Желаю и вам крепкого здоровья и процветания! Спасибо за интересные комментарии. Без этой обратной связи я бы уже давно перестала делать подборки. Для меня это стимул, чтобы находить новые темы, искать интересную информацию.
Полностью согласна с предыдущим комментарием, действительно проходим университеты жизни. Это же не только новые имена, это история искусства и традиций. Благодаря Вам Вера, столько интересного узнаём. Спасибо!!!!
Ольга, спасибо большое и Вам! Во времена, когда не было интернета, а книги были дефицитом, я собирала интересные вырезки из газет и журналов — меня всегда интересовала история искусства и ремесел. Эти подборки — аналог тех самых вырезок. Плюс в том, что я могу поделиться этой информацией со всеми, кому это тоже интересно. И спасибо, что это интересно Вам)
Да-а, папки с вырезками и может сохранились на даче журналы «наука и жизнь» — всё знакомо и близко))
«Наука и жизнь» — аналогично)
Спасибо, Вера! Тема роскошная — как и дивные цвета и фактуры подобранных Вами экспонатов. И опять не покидает чувство — как всё современно! И правы участницы нашего сообщества - растём и расширяемся в Прекрасное)))
Спасибо, Мелена! Старалась подбирать изделия с разным цветом эмали, но, конечно, всю палитру показать невозможно. И, конечно, в реальности все это выглядит гораздо роскошнее. Увидела в музее Фаберже тот портсигар сливового цвета — просто глаз не отвести. Эмали удивительные)
Он и по фото притягивает внимание))
Вера, спасибо большое! Узнала, увидела много нового, интересного и прекрасного!
Спасибо! Изделия от Фаберже всегда удивляют. Не встречала двух одинаковых вещиц, очень мало повторов. Практически все они уникальны.
Была в Петербурге в музее Фаберже три года тому назад и до сих пор под впечетлением.Все что остается посещать музеи по интернету.Еще раз большле вас спасибо, что знакомите с миром прекрасного.💓
Как же всё красиво! Сколько изящества в обыденных вещах. Посмотрев такие вещи, начинаешь понимать, что быт тоже должен быть красивым, изящным, элегантным, утонченным....
А сливовый портсигар — пиршество цвета!
Абсолютно согласна — красота в быту необходима. Для меня это еще и душевный комфорт. Маленькая поправочка: конкретно эти вещи — обыденные аристократического быта прошлого века)) это уже музейная красота, обладать такими вещицами в наше время не всем дано)
Да понимаю, что не для простого человека все это делалось, но как же хочется верить, что можно было у себя в быту просто дотронуться до изумительно красивых, элегантных вещей… А сейчас просто посмотреть даже просто через стекло в музейной витрине уже удовольствие...