Мастера Фаберже. Ялмар Армфельт – дерево в ювелирной оправе
Использование дерева в ювелиных изделиях фирмы Карла Фаберже соответствует заявленному им принципу использования материалов из-за их декоративных свойств, а не их внутренней ценности. И в Москве и в Санкт-Петербурге производился удивительно широкий и разнообразный ассортимент деревянных предметов. Помимо Ялмара Армфельдта, мастерские Перхина, Вигстрёма, Аарне, Тилеманна и Невалайнена работали с деревом, изготавливая рамки для фотографий, ящики для столов, миски, настольные наборы, кнопки для звонков и другие предметы. В отделке дерева обычно использовалось серебро, но иногда и золото с добавлением эмали и драгоценных камней.
Для работы использовались как ценные и экзотические породы деревьев, такие как палисандр, карельская береза, так и обычная береза, клен.
В своей статье об использовании древесины в фирме Фаберже искусствовед Киран Маккарти предполагает, что деревянные элементы поставлялись теми же мастерскими, которые производили футляры для розничной торговли Фаберже, которыми руководили финские мастера по дереву Кяки, Камяра и Ампуя.
Деревянная рамка для фотографий в серебряной оправе с императорской короной, Фаберже, мастер Ялмар Армфельт, высота 36 см, 1908-1917 гг.
На фотографии - цесаревич Алексей Николаевич в зимнем пальто и меховой шапке в заснеженном поле, надпись «CE de Hahn & Co., Царское Село»
В1891 году К.А. Ягельский и его жена К.Е. Якобсон открыли свою фотостудию и типографию CE de Hahn & Co. Они принимали участие в съемке коронации императора Николая II в 1894 году, которая стала первым событием, запечатленным на пленку в России. Впоследствии фирма Hahn получила эксклюзивные права на фотографирование Императорской семьи, а в 1911 году Ягельский получил новое звание Фотографа Его Императорского Величества. Студия Hahn находилась в Царском Селе и процветала. Только в 1910 году было напечатано около двух тысяч фотографий, а суммы их ежегодных счетов были сравнимы с расходами императорской семьи на украшения, что свидетельствовало об огромном интересе Империи к искусству фотографии.
Императорская подарочная рамка для фотографий из березы в серебряной оправе, с императорской короной, Фаберже, мастер Ялмар Армфельт, высота 40см, 1904-1908 гг.
Рамка с оригинальной фотографией от Boissonas & Eggler, Санкт – Петербург. Император Николай I в мундире фельдмаршала британской армии, с подписью Николая II, датированная 1916 г. Строгий декор этой рамы сознательно отражает обстановку в России во время войны, не жертвуя мастерством и вниманием к деталям, которыми славился Фаберже. По имеющимся сведениям, этот снимок был отправлен контр-адмиралу Николаю Волкову, военно-морскому атташе Российской Империи в Лондоне, в качестве подарка лорду Бальфуру, первому лорду Адмиралтейства в 1915-1916 годах, но так и не был доставлен.
В декабре 1915 года в качестве дипломатического жеста в подтверждение союза между Великобританией и Россией король Эдуард VII назначил Николая II фельдмаршалом британской армии. Николай писал о «великой чести, оказанной мне Его Величеством Королем. Я глубоко признателен за высокое назначение на должность фельдмаршала и желаю нашим британским товарищам блестящих успехов в наступающем году».
Отвечая на этот жест Эдуарда VII, Николай II был сфотографирован в форме фельдмаршала британской армии с британскими орденами и медалями: звездой Ордена Подвязки, врученной ему в 1893 году, Королевской Викторианской цепью, врученной в 1904 году, а также русскими, датскими и греческими орденами.
Артур Джеймс Бальфур, первый граф Бальфур, был назначен первым лордом адмиралтейства на 25 мая 1915 года, а с сентября 1916 года занимал должность министра иностранных дел. Вполне вероятно , что к тому времени, как эта подарочная фотография достигла Англии, лорд Бальфур уже стал министром иностранных дел и счел такой подарок неуместным, учитывая свое политическое положение.
Шкатулка-витрина из березы со стеклянной крышкой, украшенная красными и зелеными чеканными золотыми лавровыми вставками в стиле Людовика XVI, Фаберже, мастер Ялмар Армфельт, 4,2х20,6х9 см, 1908-1917 гг., из Королевской коллекции Великобритании
Деревянная рамка для фотографий в серебряной оправе, Фаберже, мастер Ялмар Армфельт, 16,5х16,5 см, 1908-1917 гг.
Палисандровая рамка для фотографий в серебряной оправе, Фаберже, мастер Ялмар Армфельт, высота 21 см, 1904-1908 гг.
Рамка для трех фотографий из карельской березы в серебряной оправе, украшенной эмалью, Фаберже, мастер Ялмар Армфельт, длина 66 см, 1908-1917 гг. На фотографиях - Великий Князь Борис Владимирович в форме гусарской гвардии Его Величества, гвардейского саперного и драгунского гвардейских полков.
Деревянная шкатулка в серебряной оправе с гильошированным ободком, Фаберже, мастер Ялмар Армфельт, длина 16 см, 1904-1908 гг.
Настольная лампа на деревянной подставке в оправе из серебра с крылатыми львами по углам, Фаберже, мастер Ялмар Армфельт, высота 58 см, 1900-1906 гг.
Настольный колокольчик из дерева в оправе из позолоченного серебра с кнопкой из розового халцедона, Фаберже, мастер Ялмар Армфельт, высота 6,4 см, 1904-1908 гг.
Деревянная рамка для четырех фотографий в серебряной оправе, Фаберже, мастер Ялмар Армфельт, высота 15,2 см, около 1910 г.
Деревянная рамка для пяти фотографий в серебряной оправе, Фаберже, мастер Ялмар Армфельт, высота 22,5 см, около 1910 г.
Настольный колокольчик из дерева в серебряной оправе с белой гильошированной эмалью, Фаберже, мастер Ялмар Армфельт, длина 6,4 см, 1908-1917 гг.
Деревянная рамка в серебряной оправе с подписанной фотографией короля Швеции Густава V с надписью «Густав / Царское Село, 1908 г», Фаберже, мастер Ялмар Армфельт, высота 22,5 см, около 1908 г.
Деревянная рамка в серебряной оправе, украшенная гильошированной эмалью, Фаберже, мастер Ялмар Армфельт, высота 30,5 см, около 1900 г.
Деревянная шкатулка в серебряной оправе в стиле неоклассицизма, Фаберже, мастер Ялмар Армфельт, длина 40,2 см, 1908-1917 гг.
Деревянная рамка из окрашенного клена «птичий глаз» в серебряной оправе, Фаберже, мастер Ялмар Армфельт, высота 30,6 см, 1908-1917 гг.
Деревянная рамка в серебряной оправе, украшенная гильошированной эмалью, Фаберже, мастер Ялмар Армфельт, высота 22,7 см, около 1900 г.
Настольный колокольчик из палисандра в серебряной позолоченной оправе с белой гильошированной эмалью, Фаберже, мастер Ялмар Армфельт, диаметр 5,5 см, 1899-1908 гг.
Портсигар из палисандра в оправе из розового золота с кнопкой из лунного камня, Фаберже, мастер Ялмар Армфельт, высота 9,7 см, 1899-1908 гг.
Спасибо Вера! Очень люблю дерево, его фактуру, рисунок, тепло. В детстве (ранне-подростковом) вырезала из толстой сосновой коры кулоны, шлифовала, морила марганцовкой, два прям запомнились. А тут такое пиршество — и фактура дерева, и благородный оклад и эмаль))) Наверное, рамки с фотографиями впечатлили больше всего — благородные персонажи в изысканной неперегруженной оправе — в гости друг к другу ездили… Спасибо большое. Елена.
Елена, спасибо! Рада, что топик вызвал теплые воспоминания) Есть что-то в изделиях из дерева, что вызывает теплое чувство. Фактура дерева, даже самого простого, умело обработанная, прекрасна)
Так и есть, Вера )))
Просто, изысканно, прекрасно! Каждая работа с историей. Спасибо Верочка !
Зоя, спасибо! Всегда радуюсь, когда попадаются вещи с историей, но это бывает довольно редко)
Ненавязчивая, благородная красота.Дерево очень благодатный материал в умелых руках… Спасибо, Верочка.
Леночка, спасибо! До Фаберже с деревом работали только краснодеревщики. Эти работы в оправе из серебра — уже ювелирная работа)