Символы в японском искусстве
Японское искусство изобилует символизмом. Журавли, хризантемы или сосны, встречаются в произведениях искусства всех видов: от гравюр на дереве до лаковых шкатулок. Многие из этих мотивов взяты из мира природы и прославляют флору и фауну, характерную для Японии. Другие — волшебные существа, имеющие мощное значение в мифологии Восточной Азии. Эти символы — не просто эстетические средства, они имеют поэтические и философские ассоциации, которые формировались на протяжении веков.
Гора Фудзи
Самая высокая гора Японии, предмет национальной гордости, Фудзи почитается с древних времен. Культовая вершина появилась в искусстве с одиннадцатого века, а начиная с XVII века, гора Фудзи стала считаться священным местом как в буддизме, так и в синтоизме. Великий художник Кано Танью (1602-1674) первым создал изображения горы, ставшие каноническими, которым следовали более поздние мастера. Танью сделал знаменитый вулкан, своей визитной карточкой. Существует как минимум двадцать семь картин Танью с изображением Фудзи. Европейцам же больше знакомо имя художника Кацусики Хокусая, создавшего 36 видов Фудзи.
Роспись ширмы «Гора Фудзи», Кано Танью, тушь на бумаге, XVII век.
Гравюры из серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи», Кацусика Хокусай, издано около 1830-1834 гг.
Курильница из сплава шибуичи, инкрустированная золотом и серебром, с изображением горы Фудзи, около 1900 г.
Цветущая вишня
Среди самых узнаваемых символов японского искусства — цветение сакуры, национального символа. Каждый год гуляющие собираются под деревьями, чтобы наблюдать эффектные розовые облака цветов. Быстрое их увядание используется в поэзии и искусстве как метафора скоротечности жизни.
Фарфоровое блюдо Сацума с изображением путешественников, идущих вдоль реки мимо чайных домиков с цветущей сакурой, мастер Ябу Мэйзан (1853-1934), конец XIX века.
Инро (футляр для мелочей) из золотого лака, инкрустированный перламутром и рогом, с изображением театрального представления на фоне цветущих вишневых деревьев, мастер Нэмото, конец XIX века.
Дракон
Дракон в грозовом небе издавна является популярной темой среди японских художников. Этот мотив уходит корнями в древнекитайскую философию. Дракон, как наиболее почитаемое в Японии мифологическое существо, является универсальным символом силы, императорского могущества, справедливости, благородства.
Необычное окимоно (скульптурное украшение интерьера) из серебра с позолотой в виде дракона, взбирающегося на гору, около 1890 г.
Пара лунных фляг, украшенных перегородчатой эмалью, с изображением драконов, около 1900 г.
Парные вазы в виде головы дракона из резной слоновой кости с глазами, инкрустированными перламутром, XIX век.
Карп
Карп кои, плывущий против течения — древний символ решимости самурая, и в наши дни он воспринимается в Японии как мужской символ. Карпа можно увидеть по всей Японии, когда в мае отмечается традиционный праздник танго-но сэкку (День мальчиков). Эта рыба считается символом успеха, согласно древней легенде о стойком карпе, который благодаря своему упорству стал драконом.
Бронзовая патинированная ваза с изображением карпов работы Иппосаи Юкоку, инкрустированная золотом и серебром, около 1900 г.
Черная лаковая ваза с изображением карпа работы Зохико, инкрустированная золотом, около 1900 г.
Павлин
Считается, что павлины населяют райский сад буддизма. Великолепная птица также олицетворяет королевскую власть и красоту. Образ павлина часто встречается в композиции жанра «цветы и птицы», особенно популярен сюжет "Павлин и пионы".
Фарфоровая ваза Сацума с изображением павлинов среди пионов и цветущей сакуры, мастер Гензан, около 1900 г.
Роспись ширмы чернилами и цветом по бумаге с изображением павлинов, мастер Тода Сюгай, около 1900 г.
Серебряная ваза, украшенная золотыми лаковыми панелями с инкрустациями в стиле сибаяма, отделанная эмалью и увенчанная фигурками павлинов, мастер Мицуюки, около 1900 г.
Хризантема
Осеннее цветение хризантем отмечают по всей Японии в сентябре. Хризантема цветет в течение длительного периода и ассоциируется с чистотой и долгой жизнью. С XIII века 16-лепестковая хризантема является эмблемой (моном) японского императора.
Портсигар и спичечница с изображением хризантем, инкрустированные золотом и серебром, около 1920 г.
Ваза с изображением хризантем, украшенная перегородчатой эмалью работы Хаяси Кодендзи из Нагои, около 1900 г.
Черепаха
Черепаха в Японии считается символом долголетия, она также олицетворяет мудрость. Черепахи часто встречаются в водоемах парков и храмов. В японском фольклоре есть легенды о Миногамэ, мифической черепахе, такой старой, что на ее спине стали расти водоросли. Изображение Миногамэ с «хвостом» из водорослей – не редкость в японском прикладном искусстве.
Бронзовая ваза в виде черепахи-миногамэ, держащей во рту стебель с большим листом лотоса, начало XIX века.
Бронзовая ваза с семью черепашками работы Сэйфу, около 1900 г.
Бамбук
Выносливые стебли бамбука гнутся на ветру, но не ломаются, что делает их мощным символом силы и стойкости. Быстрый рост растения также ассоциируется с процветанием, а прямые побеги используются в поэзии как знак верности.
Пара бронзовых патинированных ваз с изображением бамбука, инкрустированных серебром, мастер Мицунага, около 1900 г.
Лаковый инро (футляр для мелочей) с изображением воробьев на ветвях бамбука, мастер Хэйюсай, конец XIX века.
Роспись ширмы чернилами и цветом по бумаге с изображением тигра среди бамбука на склоне заснеженного холма, мастер Асами Кодзё (1890-1974).
Сосна
Сосна и её хвоя в традиционной японской культуре олицетворяет постоянство, твёрдость, является выражением пожелания здоровья и благоденствия. Новогоднюю композицию с сосновыми ветками – кадомацу (сосна у ворот), японцы выставляют обычно на улице перед воротами, входом в дом или в квартиру в конце декабря - начале января наступающего года.
Складная ширма «Старая сосна», роспись Кониси Фукунена (1887–1959), тушь и золотые хлопья на бумаге, 1907 г.
Золотой лаковый инро изображением змеи, свернувшейся в дупле сосны на берегу ручья, мастер Иппусаи, конец XIX века.
Кролик (заяц)
В японской мифологии кролик – символ долголетия. Он живет на Луне и круглый год толчёт в волшебной ступе эликсир бессмертия.
Нэцкэ: лунный кролик из слоновой кости с янтарными глазами, стоящий на облаках с пестиком и ступкой для эликсира бессмертия, конец XIX века.
Железная цуба (гарда меча) с изображением кролика и луны, рельефная резьба, инкрустация золотом, мастер Ичирю Томоёси, конец XVIII века.
Фарфоровое блюдо Сацума с изображением богини Луны – Чанъэ в окружении множества кроликов, мастер Дозан, конец XIX века.
Журавль
Журавль — один из самых популярных мотивов в японском искусстве. Считается, что журавли образуют пару на всю жизнь и часто появляются в поэзии и искусстве в связи со свадьбами, романтикой и любовной тоской. В японской культуре журавль – почитаемая птица, символизирующая бессмертие, процветание и семейное счастье.
Лаковый инро (футляр для мелочей) с изображением пары журавлей из рельефного перламутра в окружении бамбука, XIX век.
Набор из четырех шелковых панелей с изображением журавлей, павлинов и других птиц среди цветущих растений, XIX век.
Феникс
Птица Хо-о – это мифическое существо, которое иногда называют японским Фениксом. Это символ удачи, процветания и возрождения. Говорят, что он появляется только во времена просвещенного правления, что делает его символом мира и стабильности. Изображение Хо-о можно увидеть на церемониальных одеждах императора. Происхождение Феникса связывают с солнцем и часто изображают с исходящими от него лучами света. Это отражение веры в то, что он приносит свет в темные времена. Считается, что он живет тысячи лет, прежде чем загорится, а потом возродится из пепла.
Лаковый сундучок с изображением птицы Хо-о из перламутра, мастер Сибаяма Масаёси, XIX век, музей Киемидзу Саннензака.
Фарфоровая ваза Сацума с изображением птицы Хо-о, около 1700 г.
Бронзовая ваза с изображением птицы Хо-о работы Бэйхо, начало ХХ века.
Красоты в мире много, которая удивляет, восхищает и т.д. Но японское и китайское искусство особенно завораживает.
Прекрасно понимаю)) Многие из этих работ практически идеальны: ничего лишнего, но и добавить нечего))
Спасибо.
Спасибо, что смотрите и пишете))
Познавательно! спасибо!
Спасибо! Символика в восточном искусстве играет важную роль. Мы воспринимаем изображение по-другому: больше с эстетической точки зрения. Но иногда просто интересно знать...
Очень своевременная (для меня)) тема. Спасибо, Вера, большое)) Непременно буду пересматривать- нужны визуальные ориентиры. А здесь есть от чего оттолкнуться )).
Спасибо, Мелена! В этой подборке самые простые, в основном, благопожелательные образы)) А вот с мифологическими или литературными персонажами — беда. Все очень сложно, моих знаний не хватает
Нужно больше читать))
Точно)) Включила я как-то в образовательных целях лекцию о персонификации «злобного представительства» в японском фольклоре — ну не вздохнуть не пукнуть — везде оборотни и демоны. Погружаться расхотелось сразу, хотя уровень исследования весьма глубокий. Пришло на ум — не поминай лиха, пока тихо )) Так что задумчивые цапли, цветущая сакура и Фудзи вдалеке )))
И для меня здесь главное — эстетическое наслаждение. Хотя, периодически хочется знать больше))
Большое спасибо. Познавательно, занимательно… Особенно понравились представленные предметы обихода.
На то оно и прикладное искусство)) Хотя, как мне кажется, для японцев эстетика и обиходность гораздо ближе, чем у других наций))
Возможность любоваться и прикасаться к совершенству несомненно усиливает ресурсное состояние))
Будем принимать прекрасное, как витамины
Аллергии точно не будет, в отличии от синтетических витаминов))
Верочка, спасибо большое! Вы каждый раз нам открываете что-то новое!
Спасибо, Надежда! Лучше сказать: мы открываем это вместе)) Делюсь тем, что узнаю сама.
Верочка, мы с наслаждением любовались культурой и искусством Японии! Тысячи раз Вы нам показывали эти символы, а я думала, какие красивые сосны, сакуры, хризантемы, карпы, драконы, павлины! Оказывается по ним можно читать послания. Японцы преуспели не только как мастера, но в мудрости. Верочка, огромное спасибо за очень интересную тему о Японии !
Спасибо, Зоя! В искусстве Юго-Восточной Азии всегда есть подтекст, скрытый смысл, послание. У китайцев даже больше, чес у японцев. Большинство этих вещей было сделано на экспорт в Европу, специально приспособлено ко вкусам западного потребителя. Но и японская эстетика сохранена. Словом — красота)
Как всегда много интересного и впечатляющего. Познавательного и красивого.
Столкнулась с еще одним интересным символом: коморэби… Просто любование светом солнца, проходящего сквозь листву… Это не я такая умная, это я посмотрела фильм «Идеальные дни»
И вдруг стало интересно, а какие символы используются в нашей культуре
Конечно же символов намного больше. Здесь самые распространенные.
В нашей культуре, разумеется, символика присутствует. Во-первых, религиозная, затем фольклорная: птица Сирин радуется, а Алконост печалится, есть символика, связанная с геральдикой.
Но вся наша символика не столь обширная как в Китае или Японии.