Символы в японском искусстве
Японское искусство изобилует символизмом. Журавли, хризантемы или сосны, встречаются в произведениях искусства всех видов: от гравюр на дереве до лаковых шкатулок. Многие из этих мотивов взяты из мира природы и прославляют флору и фауну, характерную для Японии. Другие — волшебные существа, имеющие мощное значение в мифологии Восточной Азии. Эти символы — не просто эстетические средства, они имеют поэтические и философские ассоциации, которые формировались на протяжении веков.
Гора Фудзи
Самая высокая гора Японии, предмет национальной гордости, Фудзи почитается с древних времен. Культовая вершина появилась в искусстве с одиннадцатого века, а начиная с XVII века, гора Фудзи стала считаться священным местом как в буддизме, так и в синтоизме. Великий художник Кано Танью (1602-1674) первым создал изображения горы, ставшие каноническими, которым следовали более поздние мастера. Танью сделал знаменитый вулкан, своей визитной карточкой. Существует как минимум двадцать семь картин Танью с изображением Фудзи.
Роспись ширмы «Гора Фудзи», Кано Танью, тушь на бумаге, XVII век.
Гравюры из серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи», Кацусика Хокусай, издано около 1830-1834 гг.
Курильница из сплава шибуичи, инкрустированная золотом и серебром, с изображением горы Фудзи, около 1900 г.
Цветущая вишня
Среди самых узнаваемых символов японского искусства — цветение сакуры, национального символа. Каждый год гуляющие собираются под деревьями, чтобы наблюдать эффектные розовые облака цветов. Быстрое их увядание используется в поэзии и искусстве как метафора скоротечности жизни.
Фарфоровое блюдо Сацума с изображением путешественников, идущих вдоль реки мимо чайных домиков с цветущей сакурой, мастер Ябу Мэйзан (1853-1934), конец XIX века.
Инро (футляр для мелочей) из золотого лака, инкрустированный перламутром и рогом, с изображением театрального представления на фоне цветущих вишневых деревьев, мастер Нэмото, конец XIX века.
Дракон
Дракон в грозовом небе издавна является популярной темой среди японских художников. Этот мотив уходит корнями в древнекитайскую философию. Дракон, как наиболее почитаемое в Японии мифологическое существо, является универсальным символом силы, императорского могущества, справедливости, благородства.
Необычное окимоно (скульптурное украшение интерьера) из серебра с позолотой в виде дракона, взбирающегося на гору, около 1890 г.
Пара лунных фляг, украшенных перегородчатой эмалью, с изображением драконов, около 1900 г.
Парные вазы в виде головы дракона из резной слоновой кости с глазами, инкрустированными перламутром, XIX век.
Карп
Карп кои, плывущий против течения — древний символ решимости самурая, и в наши дни он воспринимается в Японии как мужской символ. Карпа можно увидеть по всей Японии, когда в мае отмечается традиционный праздник танго-но сэкку (День мальчиков). Эта рыба считается символом успеха, согласно древней легенде о стойком карпе, который благодаря своему упорству стал драконом.
Бронзовая патинированная ваза с изображением карпов работы Иппосаи Юкоку, инкрустированная золотом и серебром, около 1900 г.
Черная лаковая ваза с изображением карпа работы Зохико, инкрустированная золотом, около 1900 г.
Павлин
Считается, что павлины населяют райский сад буддизма. Великолепная птица также олицетворяет королевскую власть и красоту. Образ павлина часто встречается в композиции жанра «цветы и птицы», особенно популярен сюжет "Павлин и пионы".
Фарфоровая ваза Сацума с изображением павлинов среди пионов и цветущей сакуры, мастер Гензан, около 1900 г.
Роспись ширмы чернилами и цветом по бумаге с изображением павлинов, мастер Тода Сюгай, около 1900 г.
Серебряная ваза, украшенная золотыми лаковыми панелями с инкрустациями в стиле сибаяма, отделанная эмалью и увенчанная фигурками павлинов, мастер Мицуюки, около 1900 г.
Хризантема
Осеннее цветение хризантем отмечают по всей Японии в сентябре. Хризантема цветет в течение длительного периода и ассоциируется с чистотой и долгой жизнью. С XIII века 16-лепестковая хризантема является эмблемой (моном) японского императора.
Портсигар и спичечница с изображением хризантем, инкрустированные золотом и серебром, около 1920 г.
Ваза с изображением хризантем, украшенная перегородчатой эмалью работы Хаяси Кодендзи из Нагои, около 1900 г.
Черепаха
Черепаха в Японии считается символом долголетия, она также олицетворяет мудрость. Черепахи часто встречаются в водоемах парков и храмов. В японском фольклоре есть легенды о Миногамэ, мифической черепахе, такой старой, что на ее спине стали расти водоросли. Изображение Миногамэ с «хвостом» из водорослей – не редкость в японском прикладном искусстве.
Бронзовая ваза в виде черепахи-миногамэ, держащей во рту стебель с большим листом лотоса, начало XIX века.
Бронзовая ваза с семью черепашками работы Сэйфу, около 1900 г.
Бамбук
Выносливые стебли бамбука гнутся на ветру, но не ломаются, что делает их мощным символом силы и стойкости. Быстрый рост растения также ассоциируется с процветанием, а прямые побеги используются в поэзии как знак верности.
Пара бронзовых патинированных ваз с изображением бамбука, инкрустированных серебром, мастер Мицунага, около 1900 г.
Лаковый инро (футляр для мелочей) с изображением воробьев на ветвях бамбука, мастер Хэйюсай, конец XIX века.
Роспись ширмы чернилами и цветом по бумаге с изображением тигра среди бамбука на склоне заснеженного холма, мастер Асами Кодзё (1890-1974).
Сосна
Сосна и её хвоя в традиционной японской культуре олицетворяет постоянство, твёрдость, является выражением пожелания здоровья и благоденствия. Новогоднюю композицию с сосновыми ветками – кадомацу (сосна у ворот), японцы выставляют обычно на улице перед воротами, входом в дом или в квартиру в конце декабря - начале января наступающего года.
Складная ширма «Старая сосна», роспись Кониси Фукунена (1887–1959), тушь и золотые хлопья на бумаге, 1907 г.
Золотой лаковый инро изображением змеи, свернувшейся в дупле сосны на берегу ручья, мастер Иппусаи, конец XIX века.
Кролик (заяц)
В японской мифологии кролик – символ долголетия. Он живет на Луне и круглый год толчёт в волшебной ступе эликсир бессмертия.
Нэцкэ: лунный кролик из слоновой кости с янтарными глазами, стоящий на облаках с пестиком и ступкой для эликсира бессмертия, конец XIX века.
Железная цуба (гарда меча) с изображением кролика и луны, рельефная резьба, инкрустация золотом, мастер Ичирю Томоёси, конец XVIII века.
Фарфоровое блюдо Сацума с изображением богини Луны – Чанъэ в окружении множества кроликов, мастер Дозан, конец XIX века.
Журавль
Журавль — один из самых популярных мотивов в японском искусстве. Считается, что журавли образуют пару на всю жизнь и часто появляются в поэзии и искусстве в связи со свадьбами, романтикой и любовной тоской. В японской культуре журавль – почитаемая птица, символизирующая бессмертие, процветание и семейное счастье.
Лаковый инро (футляр для мелочей) с изображением пары журавлей из рельефного перламутра в окружении бамбука, XIX век.
Набор из четырех шелковых панелей с изображением журавлей, павлинов и других птиц среди цветущих растений, XIX век.
Феникс
Птица Хо-о – это мифическое существо, которое иногда называют японским Фениксом. Это символ удачи, процветания и возрождения. Говорят, что он появляется только во времена просвещенного правления, что делает его символом мира и стабильности. Изображение Хо-о можно увидеть на церемониальных одеждах императора. Происхождение Феникса связывают с солнцем и часто изображают с исходящими от него лучами света. Это отражение веры в то, что он приносит свет в темные времена. Считается, что он живет тысячи лет, прежде чем загорится, а потом возродится из пепла.
Лаковый сундучок с изображением птицы Хо-о из перламутра, мастер Сибаяма Масаёси, XIX век, музей Киемидзу Саннензака.
Фарфоровая ваза Сацума с изображением птицы Хо-о, около 1700 г.
Бронзовая ваза с изображением птицы Хо-о работы Бэйхо, начало ХХ века.
Красоты в мире много, которая удивляет, восхищает и т.д. Но японское и китайское искусство особенно завораживает.
Прекрасно понимаю)) Многие из этих работ практически идеальны: ничего лишнего, но и добавить нечего))
Спасибо.
Спасибо, что смотрите и пишете))
Познавательно! спасибо!
Спасибо! Символика в восточном искусстве играет важную роль. Мы воспринимаем изображение по-другому: больше с эстетической точки зрения. Но иногда просто интересно знать...
Очень своевременная (для меня)) тема. Спасибо, Вера, большое)) Непременно буду пересматривать- нужны визуальные ориентиры. А здесь есть от чего оттолкнуться )).
Спасибо, Мелена! В этой подборке самые простые, в основном, благопожелательные образы)) А вот с мифологическими или литературными персонажами — беда. Все очень сложно, моих знаний не хватает
Нужно больше читать))
Точно)) Включила я как-то в образовательных целях лекцию о персонификации «злобного представительства» в японском фольклоре — ну не вздохнуть не пукнуть — везде оборотни и демоны. Погружаться расхотелось сразу, хотя уровень исследования весьма глубокий. Пришло на ум — не поминай лиха, пока тихо )) Так что задумчивые цапли, цветущая сакура и Фудзи вдалеке )))
И для меня здесь главное — эстетическое наслаждение. Хотя, периодически хочется знать больше))
Большое спасибо. Познавательно, занимательно… Особенно понравились представленные предметы обихода.
На то оно и прикладное искусство)) Хотя, как мне кажется, для японцев эстетика и обиходность гораздо ближе, чем у других наций))
Возможность любоваться и прикасаться к совершенству несомненно усиливает ресурсное состояние))
Будем принимать прекрасное, как витамины
Аллергии точно не будет, в отличии от синтетических витаминов))
Верочка, спасибо большое! Вы каждый раз нам открываете что-то новое!
Спасибо, Надежда! Лучше сказать: мы открываем это вместе)) Делюсь тем, что узнаю сама.
Верочка, мы с наслаждением любовались культурой и искусством Японии! Тысячи раз Вы нам показывали эти символы, а я думала, какие красивые сосны, сакуры, хризантемы, карпы, драконы, павлины! Оказывается по ним можно читать послания. Японцы преуспели не только как мастера, но в мудрости. Верочка, огромное спасибо за очень интересную тему о Японии !
Спасибо, Зоя! В искусстве Юго-Восточной Азии всегда есть подтекст, скрытый смысл, послание. У китайцев даже больше, чес у японцев. Большинство этих вещей было сделано на экспорт в Европу, специально приспособлено ко вкусам западного потребителя. Но и японская эстетика сохранена. Словом — красота)
Как всегда много интересного и впечатляющего. Познавательного и красивого.
Столкнулась с еще одним интересным символом: коморэби… Просто любование светом солнца, проходящего сквозь листву… Это не я такая умная, это я посмотрела фильм «Идеальные дни»
И вдруг стало интересно, а какие символы используются в нашей культуре
Конечно же символов намного больше. Здесь самые распространенные.
В нашей культуре, разумеется, символика присутствует. Во-первых, религиозная, затем фольклорная: птица Сирин радуется, а Алконост печалится, есть символика, связанная с геральдикой.
Но вся наша символика не столь обширная как в Китае или Японии.