Серебро Tiffany в японском стиле
Японские порты для американских судов открылись в 1854 году, когда адмирал Мэтью С. Перри посетил страну для участия в съезде Канагавы. Тогда и был заключен первый коммерческий договор между США и Японией, положивший начало более широкой торговле между Востоком и Западом. И самыми популярными товарами, какие были востребованы американскими покупателями во второй половине XIX века, стали японские произведения искусства, такие как гравюры, керамика, изделия из металла и лака. Мода на японские изделия побудила американских производителей выпускать товары в японском стиле. Изначально это было копирование привозных японских образцов, освоение приемов и техник декорирования, но в дальнейшем этот процесс во многом способствовал появлению нового стиля – стиля модерн.
Практически все американские производители изделий из серебра предлагали товары в японском стиле. Безусловно, пальма первенства в этом направлении была у двух самых крупных фирм – Gorham Manufacturing Co из Род-Айленда и Tiffany & Co из Нью-Йорка.
Во второй половине девятнадцатого века Tiffany & Co приобрела известность как ведущая американская ювелирная фирма. К концу 1860-х годов Tiffany & Co представила свои первые изделия в японском вкусе, которые оставались в производстве вплоть до ХХ века. На Парижской выставке 1878 года Tiffany & Co представила одну из своих самых ярких экспозиций, которая принесла фирме Гран-при за изделия из серебра и золотую медаль за изделия, созданные с использованием японских техник металлообработки. Эдвард Ч. Мур (1827–1891), глава отдела серебра Tiffany, собрал значительную коллекцию японских предметов искусства, чтобы вдохновить своих дизайнеров и мастеров. Производимое ими серебро не просто копировало японские модели, а заключало в себе японское эстетическое видение. Японское серебро Tiffany побудило английского дизайнера Кристофера Дрессера (1834–1904) написать в письме фирме: «Ни один из известных мне серебряников не добился такого прогресса в искусстве применительно к своей отрасли за последние несколько лет, как вы… вы занимаете гордое положение первого в мире ювелира».
Шоколадница, серебро, патинированная медь, золото, слоновая кость, дизайн Чарльза Осборна, высота 29, 5 см, Tiffany & Co, около 1879 г., из коллекции музея Метрополитен, Нью-Йорк.
Серебряный заварочный чайник, серебро, медь, нефрит, слоновая кость, высота 14 см, Tiffany & Co, около 1880 г., из коллекции музея Метрополитен, Нью-Йорк.
Серебряная чайница с чеканной фактурой в японском стиле, украшенная изображениями тыквенной лозы и насекомых из цветных металлов, высота 12 см, Tiffany & Co, около 1880 г.
Эта изысканная чайница интересна тем, что в ее декоре использованы аппликации из самых разных металлов и сплавов: меди, латуни, золота и мокуме.
Элементы декора: тыквы из мокуме и патинированной меди.
Стрекоза из меди с серебряными крыльями. Крылья бабочки из узорчатого металла, созданного в японской технике мокуме.
Мокуме или мокуме-гане создается путем наложения и обработки под давлением металлов разного цвета для создания уникальных узоров, напоминающих текстуру дерева. Суть метода мокуме заключается в том что несколько листов различных ювелирных металлов (их может быть несколько десятков) включая жёлтое и белое золото, палладий, платину, серебро, медь, латунь, нейзильбер, имеющих разную толщину, складываются слоями в определённой очерёдности, нагреваются при высокой, но не приводящей к их плавлению температуре, так, что металлы спекаются между собой, образуя неразрывное соединение. Работа чрезвычайно сложна в исполнении и встречается крайне редко.
Серебряное ведерко для льда с изображением трех позолоченных лягушек, танцующих вокруг пруда, высота 19,5 см, Tiffany & Co, около 1880 г.
Серебряная фляга с изображением виноградных лоз, выделенных золочением, интересный элемент - съемная чашка, высота 14 см, Tiffany & Co, около 1880 г.
Чайница из патинированной меди с отделкой золотом и серебром, высота 15,5 см, Tiffany & Co, около 1880 г.
Инкрустированная серебром и золотом сцена изображает японское божество Дайкокутэна в образе мыши. Дайкокутен держит золотые счеты и сидит на тюках с рисом, в то время как четыре мыши (или крысы) тащат тюк с зерном. Дайкокутэн – популярный персонаж, один из семи богов удачи, символ изобилия, плодородия и богатства. Дайкокутэна часто изображают сидящим на тюках риса в окружении мышей и крыс. Ему часто поклоняются как домашнему богу, считают покровителем как фермеров, так и поваров. Грызуны, с которыми его часто изображают, являются символом процветания. Присутствие крыс — признак обилия еды в доме.
Серебряный кувшин в японском стиле и чайница с частично позолоченным узором в виде паука в паутине и стрекозы, Tiffany & Co, около 1875 г.
Серебряный поднос в японском стиле с изображением бабочек, диаметр 27,5 см, Tiffany & Co, около 1880 г.
Крылья бабочек инкрустированы разными металлами: зеленое и желтое золото, медь, платина.
Серебряная чаша в японском стиле с чеканным и гравированным изображением лотосов, диаметр 22 см, Tiffany & Co, около 1881 г.
Серебряная ваза в японском стиле с чеканным и гравированным изображением журавлей и бамбука, высота 19 см, Tiffany & Co, около 1874 г.
Серебряная ваза в японском стиле с чеканным изображением птиц на ветвях цветущей сливы, украшенная яркой бордовой эмалью, высота 29 см, Tiffany & Co, 1881-1891 гг.
Серебряная коробка для чая с чеканным изображением бамбука и сосновых ветвей, с восьмиугольной панелью из слоновой кости с вмонтированной фигурой из меди и золота в пейзаже, длина 12 см, дизайн Эдварда С. Мура, Tiffany & Co, 1878 г.
Серебряная позолоченная фляга с гравированным изображением журавлей, высота 14 см, Tiffany & Co, около 1873 г.
Серебряная салатница с позолотой в японском стиле, Tiffany & Co, около 1880 г.
Серебряный настольный колокольчик «Cricket Band», высота 9,4 см, Tiffany & Co, около 1880 г.
Колокольчик украшен юмористическим изображением позолоченных фигурок сверчков, играющих на музыкальных инструментах.
Серебряный кувшин для воды с изображением позолоченных лотосов, украшенный позолоченной фигуркой лягушки на ручке, высота 22,5 см, Tiffany & Co, около 1880 г.
Серебряная фляга пилигрима с изображением бобовых стручков из меди и позолоты, украшенная ручками в виде медных стрекоз с серебряными крыльями, высота 16 см, Tiffany & Co, около 1878 г.
Дизайн декора фляги из альбома декоров Чарльза Т. Грожана, ведущего мастера по серебру Tiffany & Co.
Вот оказывается как было! Такая гордость за японцев за то, что их изделия копировали американские фирмы! Очень изысканные со сложной техникой прекрасные изделия выполняли американские ювелирные фирмы. Очень понравилось описание о японском божестве Дайкокутэне. Какой приятный материал серебро, а инкрустация разными маталлами, делает изделия восхитительными. Спасибо, Верочка за прекрасный топик! Очень все понравилось
Спасибо, Зоя! И мне это серебро нравится гораздо больше классических форм, которые кажутся мертвыми рядом с ним. Природа — великий вдохновитель. И японское искусство понимает и может воспроизвести гармонию природы так, как это не умели ни европейцы, ни американцы. И американцы очень легко и восторженно восприняли японский стиль, гораздо раньше европейцев)
Спасибо большое, Вера! Тема лягушки и пруда получила прям-таки неожиданное продолжение в виде шампанского)) Оттого и ручки потянулись к фляжкам, да ещё со съёмной чашечкой. Однако, душа праздника просит))) А подборка и топик восхитительны и неожиданные чудесные открытия — сверчки со скрипочками)) и бабочки на блюде — само роскошество!
И меня всегда радуют вещи, сделанные с юмором. Обожаю их))
Согласна с бабочкой))
Спасибо большое! Вы находите какие-то совершенно удивительные, фантастические вещи! Я бы сказала, что эти изделия выполнены в стиле «изысканный реализм».
Именно такое чувство испытала и я, когда впервые увидела эти прекрасные работы) Рада была показать их вам)
Удивительные вещи! Каждая достойна отдельного рассмотрения, долгого и тщательного, так много деталей, смысла, красоты
Да, эти работы требуют медитативного созерцания))