Серебро Gorham в японском стиле
В 1897 году компания Gorham из Провиденса, крупнейший производитель изделий из серебра того времени, отправила в Японию 114 серебряных изделий для отделки и украшения японскими мастерами серебряных дел. Это были сливочники, чайники и чайницы или вазы, почти две трети произведений, созданных во время этого сотрудничества, были связаны с чайной церемонией или аранжировкой цветов — двумя обычаями, прочно связанными с Японией в западном сознании 1890-х годов. Готовые работы с завершенным декором были возвращены в Соединенные Штаты и продавались в магазине Gorham на 19-й улице в Нью-Йорке.
Это сотрудничество привело к созданию единственных в своем роде художественных шедевров работы лучших мастеров Америки и Японии конца XIX века.
Серебряная ваза производства Gorham Manufacturing Company, украшенная чеканкой и эмалью работы японских мастеров, высота 31 см, 1897–1898 гг.
В терминологии Gorham такие изделия, как эта ваза, назывались «образцами» – уникальными произведениями искусства, инициированными руководством и отделом дизайна, которые должны были демонстрировать техническое и художественное совершенство продукции компании. Именно такие товары компания выставляла на международных выставках.
Учитывая, что Gorham была одной из крупнейших серебряных компаний в мире и производила сотни тысяч изделий в год, эти японские изделия невероятно редки. Кроме того, они были дорогими, созданными для очень небольшой группы состоятельных коллекционеров и ценителей.
Серебряная чайница (образец 8732) производства Gorham Manufacturing Company, украшенная чеканкой работы японских мастеров, высота 12 см, 1897–1898 гг.
Архивное изображение трех производства Gorham Manufacturing Company и японских мастеров, 1897–1898 гг., библиотека Джона Хэя, Университет Брауна, Провиденс, Род-Айленд.
Серебряная ваза (образец 8795) производства Gorham Manufacturing Company, украшенная чеканкой работы японских мастеров, высота 22,5 см, 1897–1898 гг. Архивное изображение японской вазы Work Sample № 8795, библиотека Джона Хэя, Университет Брауна, Провиденс, Род-Айленд.
Интересная особенность этой вазы – ручки в виде головы слона. Дизайнеры фирмы во главе с Уильямом К. Кодманом использовали такие ручки на предметах индо-персидского дизайна, но бывало и так, что в одном изделии смешивали различные стили, даже когда целью был «чисто японский дизайн». Как видно на старом фото, первоначально поверхность вазы была патинированной для придания большей выразительности рисунку, прием, широко использовавшийся в те времена.
Вазу украшает восхитительное хайку Басё:
В древний пруд
Лягушка прыгает
На звук воды!
Серебряный сервиз тет-а-тет (образец 8768) производства Gorham Manufacturing Company, украшенный эмалью работы японских мастеров, 1897–1898 гг., Художественный музей Филадельфии.
Сервиз украшен перегородчатой эмалью, изображающей фениксов, летучих мышей и бабочек среди цветов и листвы, блестяще выполненных в стиле императорских дипломатических подарков, созданных в мастерских Киото. Даже небольшие элементы рисунка: бабочки, цветы и листья хризантем демонстрируют удивительно искусные градации цвета. Интересной деталью является навершие в виде бабочки на крышке чайника.
Деталь навершия крышки чайника в виде бабочки.
Архивное изображение салатницы (образец 8747) производства Gorham Manufacturing Company, и японских мастеров, 1897–1898 гг., архив производственной компании Gorham.
Серебряный чайно-кофейный сервиз (образец 8727) производства Gorham Manufacturing Company и японских мастеров, 1897–1898 гг.
Не стоит думать, что серия этих образцовых японских изделий была первым опытом создания японских дизайнов фирмы Gorham. Увлечение американцев японским искусством началось гораздо раньше. Уже несколько десятилетий до этого опыта художники и мастера фирмы создавали работы в японском стиле, вдохновленные привозными изделиями японских мастеров, за плечами которых стоял многовековой опыт художественной обработки металлов и сплавов. Никогда прежде американские мастера не создавали драгоценные изделия из недрагоценных металлов. А во второй половине XIX века прекрасные изделия из меди и смешанных металлов компании Gorham, декорированные патинами, стали настоящими шедеврами, достойными лучших музеев.
Медный патинированный кофейник с отделкой из серебра, Gorham Manufacturing Company, Бостонский Художественный музей.
Кофейник в турецком стиле и ваза из патинированной меди с отделкой из серебра, Gorham Manufacturing Company, 1885 и 1882 гг.
Серебряная тацца с накладным растительным декором и бабочками из меди, украшенная ягодами клубники, высота 33 см, Gorham Manufacturing Company, 1872 г.
Серебряная масляная лампа с накладным декором из меди, длина 12,7 см, Gorham Manufacturing Company, 1881 г.
Медная ваза с фактурной чеканкой, украшенная серебряной птицей на сосновой ветке, высота 22,5 см, Gorham Manufacturing Company, 1885 г.
Серебряный кувшин с накладными медными птицами и жимолостью, высота 20 см, Gorham Manufacturing Company, 1880 г.
Набор из четырех супниц из серебра с накладными птицами, цветами, бабочками, рыбами и жуками из позолоченной меди, Gorham Manufacturing Company, 1880-1881 гг.
Медный патинированный поднос с накладным серебряным драконом и саламандрой, длина 27,5 см, Gorham Manufacturing Company, 1882 г.
Серебряная чаша с накладными ягодами клубники и стрекозами из меди и латуни, ширина 26 см, Gorham Manufacturing Company, 1881 г.
Серебряная чаша для оливок с аппликациями из меди, диаметр 14 см, Gorham Manufacturing Company, 1881 г.
Медный патинированный поднос с накладным серебряным декором, Gorham Manufacturing Company, 1882 г.
Медная патинированная чайница с накладным серебряным декором: журавль, ветка пиона, краб на крышке, высота 10 см, Gorham Manufacturing Company, 1881 г.
Блюдо в виде раковины из патинированной меди и серебра, украшенное объемной гроздью винограда и аппликацией в виде краба, ширина 22,5 см, Gorham Manufacturing Company, 1882 г.
Серебряная чаша с частичной позолотой и медными ручками, украшенная чеканным классическим орнаментом и растительным декором с накладными листьями и насекомыми из меди и латуни, диаметр 24 см, Gorham Manufacturing Company, 1879 г.
Сахарница и сливочник из патинированной меди и серебра с ручками в виде драконов, Gorham Manufacturing Company, 1884 г.
Сахарница (обратная сторона).
Серебряное блюдо в виде японского пруда, диаметр 13,5 см, Gorham Manufacturing Company, 1880 г.
Серебряная чаша, украшенная ветвями сливы из меди и золота, с аппликациями в виде воробья, мотылька и стрекозы из меди, Gorham Manufacturing Company, 1881 г.
Какое великолепной сотрудничество, которое привело к созданию таких шедевров лучших работ мастеров Америки и Японии. Мы с высоты технического прогресса нашего времени удивляемся, поражаемся и восхищаемся работами мастеров конца 19 века. Эти мастера сделали себя бессмертными в своих творениях. Очень все понравилось. Любовалась бы и любовалась бесконечно. Серебро и Япония это моя любимая тема. Спасибо, Верочка за труд. Желаю Вам яркого прекрасного лета и высоких урожаев.
Спасибо, Зоя! Значит, следующий пост вам понравится: там тоже серебро и Япония. Будем надеяться, что лето будет хорошим и для вас, и для всех нас)
Шедевры! Такая красота! Не устаю вас благодарить за такие посты.Спасибо-спасибо большое!!!
Спасибо, Надежда! Очень приятно получить такой позитивный отклик
Очаровательно)) Спасибо, Вера, большое!!! Всё для меня — и лягушка, и пруд, м бессмертный Басё)) Действительно шедевры музейного уровня — рада, что теперь о них знаю)) Серебряное блюдо я бы назвала освежающим )).
Спасибо, Мелена! Очень подходящее слово для этой работы. Действительно, чеканка фона так похожа на рябь пруда, все лаконично и все на своем месте — очень удачная вещица))
О!!!
И снова удивительные вещи!
Удивляет не только красота, изящество, искусство создания этих вещей, но еще и сочетание металлов. Привычно, что серебро украшают деталями из золота, а золото — деталями из серебра... а тут тебе и медь и латунь. Но как это сказочно хорошо!
Действительно, у Японских мастеров не было четкого деления металлов на драгоценные и не драгоценные. Они ценили декоративные свойства разных металлов и смело сочетали их в своих работах. Вот это-то и было главным открытием эпохи модерна. мастера Горхэм и Тиффани первыми восприняли эту мысль и воплотили ее в своих изделиях)