Рене Лалик. Гребень и не только…
Рене Жюль Лалик (1860-1945) был одним из величайших новаторов французского дизайна конца XIX века. В 1890-х годах он разработал совершенно новый стиль ювелирных украшений, вдохновленный природными формами, который получил название ар-нуво. В то время как традиционные ювелирные изделия обычно оценивались по ценности камней в изделии, для Лалика важнее всего был дизайн. Он сочетал необычные материалы, такие как кожа, рог и перламутр с драгоценными металлами и ювелирными камнями.
Эти новаторские приемы особенно наглядно демонстрируют его великолепные гребни, которые традиционно создавались из таких материалов как рог или черепаховый панцирь. Лалик высоко ценил декоративные качества рога за его прозрачность и естественный цвет. В исполнении Лалика гребень перестал быть функциональным предметом, а стал ювелирным изделием. Количество зубьев уменьшилось: вплоть до двух в некоторых моделях. Теперь они служили только для удержания гребня в прическе. А собственно украшением стала спинка гребня, исполненная с изысканным вкусом и фантазией.
Дизайн гребня, Рене Лалик, около 1910 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Дизайн гребня, Рене Лалик, около 1910 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Гребень в виде кистей цветущей калины, светлый рог, золото, бриллианты, 19х17 см, Lalique, 1902-1903 гг., Rijksmuseum, Амстердам.
Гребень «Два павлина», резной коричневый рог, высота 18,4 см, Lalique, около 1897-1898 гг., Музей декоративных искусств, Париж.
Гребень с мотивом зонтиков укропа, светлый рог, серебро, эмаль на серебре, золотая патина для стеблей, высота 14,8 см, Lalique, около 1897-1898 гг., Музей декоративных искусств, Париж.
Гребень из светлого рога с сапфиром и вставкой из резного галалита (имитация слоновой кости) с изображением маски и танцующих нимф, высота 16 см, Lalique, около 1900 г.
Гребень «Ландыш», рог, эмаль, золото, высота 15,4 см, Lalique, около 1900 г., Художественный музей Кливленда.
Гребень «Глициния» из резного рога со свободно подвешенной золотой цветочной кистью, украшенной витражной эмалью, высота 15,8 см, Lalique, 1899-1900 гг., Венский музей прикладного искусства.
Гребень из резной кости с изображением крылатых нимф, украшенных синими стразами, с зубцами из рога, высота 14 см, Lalique.
Гребень с изображением двух ос из золота, украшенных витражной эмалью, и перламутровой вставкой по центру, высота 16,5 см, Lalique, около 1900 г.
Гребень из светлого рога с ажурным цветочным мотивом и аметистом, высота 12 см, Lalique, около 1900 г.
Гребень из светлого рога, украшенный бабочками из золота с эмалью, Lalique, около 1905 г.
Гребень из светлого рога с ажурной веткой из золота с ягодами из розовых сапфиров, Lalique, около 1902 г.
Гребень из резного рога с золотой пластиной и аметистами, ширина 11,3 см, Lalique, около 1904-1895 гг.
Гребень из светлого рога с резными накладными цветами, рог, золото, стекло, Lalique, около 1904-1895 гг.
Гребень из темного рога с резными хризантемами, Lalique.
Гребень из светлого рога с золотой пластиной в виде стеблей пшеницы, реалистично декорированной желто-оранжевой полупрозрачной эмалью, ширина 10.5 см, Lalique, около 1900 г.
Гребень из светлого рога с изображением плодов орешника с текстурированными золотыми скульптурными листьями и стеблем, высота 15,5 см, Lalique, около 1900 г.
Гребень из светлого рога с золотой пластиной, украшенный перидотами и резными змеями, Lalique, около 1898 г.
Гребень «Пейзаж», рог, золотая пластина с пейзажем, эмаль, высота 13 см, Lalique, 1899-1900 гг., музей Калуста Гюльбенкяна, Лиссабон.
Фотография двух гребней Рене Лалика: с растительным мотивом и драконом, Венский музей прикладного искусства.
Отдельно хочу показать украшения для прически, разработанные Рене Лаликом, которые в одних источниках называют гребнем, а в других – диадемой. Это довольно крупный орнамент, например, цветок, соединенный шарниром с гребнем таким образом, что его можно закрепить в прическе под разным наклоном.
Украшение для волос «Cockerel» (Петушок), золото, аметист, рог и эмаль, 9х15 см, Lalique, 1893-1894 гг., музей Калуста Гюльбенкяна, Лиссабон.
Диадема в виде головы петушка, держащего в клюве кристалл аметиста, была представлена на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Как и его брошь «Стрекоза», она вызвала большой интерес и восхищение, окончательно укрепив репутацию Лалика как революционного дизайнера. Украшение отличается великолепной обработкой гребня из тонкой золотой сетки с переливающейся витражной эмалью в тонах синего и зеленого. Гребень сделан из рога, имеет три зубца и соединен золотым шарниром с верхней частью украшения.
Гребень-тиара «Каттлея», слоновая кость, эмаль, бриллианты, рог, 21,5 x 16 см, Lalique, около 1903-1904 гг.
Натуралистично вырезанная орхидея из слоновой кости с листьями из витражной эмали с бриллиантами шарнирно закреплена на гребне из рога.
Дизайн «Orchidée Cattleya», Рене Лалик, около 1903 г.
Гребень-тиара «Ветка яблони», золото, стекло, рог и эмаль, 19х17 см, Lalique, 1901-1902 гг., музей Калуста Гюльбенкяна, Лиссабон.
Гребень-тиара, золото, рог и эмаль, 19х17 см, Lalique, около 1890 г.
Ох уж этот Лалик! Умел поразить. Сердце замирает… В голову пришла шальная мысль найти мастера сделать копию гребня. Конечно же это будут современные материалы. Но эта мысль похоже основательно засела. Другой вопрос какой из показанных гребней мне понравился больше всех. И тут засада — всё, или практически все. Вот на ночь и думка нашлась. Спасибо за красоту! Умели наши прабабушки украшать себя.
Присоединяюсь ))
Спасибо, Оля!
Даже и не знаю, есть ли сейчас мастера, которые занимаются резьбой из рога) А вот из кости, пожалуй, резчики могут сотворить такую красоту на заказ))
Если получится — очень хочу увидеть)
Ой, я про резьбу даже и мечтаю, таких денег у меня точно нет. А вот смола, жидкие пластики и т.д. с этими материалами можно попробовать поработать. Сейчас много мастеров и мастериц, которые делают очень красивые вещицы.
Точно, я про это не подумала)
И все рано, интересно посмотреть что и как получится)
Есть мастер, она эпо́ксидной смолой занимается, хочу ей предложить над этим гребнем поработать.
Не самый простой вариант)
Но ОЧЕНЬ красивый)
Помню, что на выставке поразили гребни из рога. Такой прозаический материал, а такая красота из него получилась. Читаю сейчас воспоминания Анны Остроумовой-Лебедевой, она познакомилась с Лаликом, про его работы сказала, что слишком модерново и красиво. В общем, не понравились они ей.
Тут уж, как говорится, «на вкус и на цвет...» Особенно это касается украшений. Судя по ее портрету, это был совершенно чуждый ей стиль.
Далеко не все могут принять нечто совершенно новое)
Она умела чувствовать другую красоту и очень тонко. Ее гравюры, акварели города на Неве необыкновенны. А этот портрет она не любила. Есть и другие, у Сомов, например.
Мне кстати понравился гребень с орехами, так необычно.
Да, этот гребень выделяется, очень необычный по сюжету, и орехи просто великолепные, как будто настоящие)
Как же это красиво!!!
С этим не поспоришь)
Меня заинтересовали гребни на старой фотографии. Жаль, что оригиналы не дошли до наших дней...
Невероятная красота дизайнерской мысли и высочайшее мастерство резчика. Как этими гребнями пользовались: мне было бы страшно брать эти шедевры в руки))
В музее Уолтерса есть очень похожий гребень-орхидея. Там в истории изделия прописано, что он был куплен на Всемирной выставке. Гребень изначально был предназначен для коллекции и никогда не использовался как украшение. Многие дошедшие до нашего времени украшения Лалика сохранились именно благодаря коллекционерам. Такова и коллекция Калуста Гюльбенкяна. Он покупал работы Лалика прямо с выставок, был большим поклонником его гения.
Спасибо, Вера! Дивно ВСЁ — и глициния — представляю как она в причёске )), и цветы калины, и зонтики укропа, И тяжёлая артиллерия (в смысле наповал))) — орхидеи и чудо-петушок!!
Спасибо, Мелена! Кстати, глициния и меня очаровала) Я бы выбрала ее из всех работ этой подборки) А еще долго вглядывалась в гребни на фотографии — замечательные работы.
Ну, орхидеи и петушки — это для музеев) Эти украшения сразу попали в коллекции поклонников Лалика, прямо из его мастерской)
Вера, спасибо! И от увиденного, и от прочитанного получила огромное удовольствие.
Спасибо, Люба! И великое спасибо Мастеру!
Какой гениальный мастер! Цветущая калина, глициния, ландыши, ветка цветущей яблони! Хоть говорят, что лучше матушки природы нельзя придумать, Рене Лалик превзашел природу! Спасибо, Верочка это было прекрасно !!!
Спасибо, Зоя! Что и говорить, здесь все работы великолепны, а природа — самый мощный источник вдохновения во все времена)
Спасибо, Вера!
Спасибо, Наталья!
Какая роскошь! Богатство фантазии. Золотые руки Мастера и его неудержимая фантазия сотворили невероятное количество изящных вещей. «Ветка яблони» — это мой фаврит
Это действительно невероятно: такое количество гениальных дизайнов в совершенно новаторском стиле, которое Рене Лалик создал за сравнительно небольшой период времени.