Muller Frères - стекло эпохи модерн
Muller Frères — французская стекольная компания, основанная в 1895 году братьями семьи Мюллер, прославилась художественными изделиями из многослойного стекла на рубеже XIX и ХХ веков. Некоторые особенно сложные изделия компании насчитывают до семи слоев разноцветного стекла, восхищают совершенством рисунка, элегантностью контура и яркой красотой.
Ваза «Бабочки и цветы» из многослойного стекла-камея, высота 20,3 см, Muller Frères, около 1900 г.
В семье Мюллеров, происходившей из эльзасского городка Кальхаузен было девять братьев и одна сестра, которая тоже работала в семейном производстве. «Frères» в названии фирмы по-французски означает «братья». В разных источниках старшинство братьев указывается по-разному. Приведу их имена так, как это указано в капитальном исследовании «Линии Галле», посвященном творчеству Эмиля Галле и его последователей: Эмиль (Emile, 1866), Анри (Henri, 1868-1936), Камиль (Camille, р. 1869), Жан (Jean, р. 1872), Огюст (Auguste, р. 1874), Дезире (Desire, 1877-1952), Эжен (Eugene, 1883-1914), Пьер (Pierre) и Виктор (Victor).
После франко-прусской войны (1870-1871), когда часть Лотарингии была аннексирована Пруссией, семейство Мюллеров перебралось на французскую территорию и поселилось в городке Люневиль недалеко от Нанси. Этот регион с давних пор был центром стекольного производства. И в Нанси работала стекольная фабрика знаменитого Эмиля Галле, куда вскоре поступил на работу Анри Мюллер. Он занимался резьбой и гравировкой стекла. Несколько позже к Анри присоединились младшие братья. Через некоторое время Анри Мюллер стал управляющим на производстве Галле, руководил стекольным цехом и имел возможность изучить все тонкости стекольного производства Галле.
В 1896 году Анри Мюллер после бурной ссоры с Галле, ушел из его компании и открыл собственную мастерскую в Люневиле. В 1898 году к Анри присоединились младшие братья и сестра Камилла, а фирма получила название «Братья Мюллер и К°» (Muler Freres & Cio).
Ваза с изображением пейзажа из стекла-камея, расписанная эмалями, высота 15 см, Muller Frères, около 1900 г.
Ваза из многослойного стекла-камея, высота 14 см, Muller Frères, около 1900 г.
Ваза с осенним пейзажем из стекла-камея, расписанная эмалями, высота 23,5 см, Muller Frères, около 1900 г.
Настольная лампа из многослойного гравированного стекла-камея с изображением роз, высота 49, 6 см, Muller Frères, около 1900 г.
Двуручная ваза из стекла-камея, расписанная эмалями, высота 22 см, Muller Frères, около 1900 г.
Ваза с птицами на ветках из стекла-камея, высота 28 см, Muller Frères, около 1900 г.
Ваза с из стекла-камея, высота 44,5 см, Muller Frères, около 1900 г.
Ваза с изображением морских обитателей из стекла-камея, высота 21 см, Muller Frères, около 1900 г.
Ваза «Acvatic» из многослойного стекла-камея, высота 24,7 см, Muller Frères, около 1910 г.
Ваза с изображением чертополоха из стекла-камея, расписанная эмалями и позолотой, высота 34 см, Muller Frères, около 1910 г.
Ваза «Саранча» из стекла-камея, расписанная эмалями, высота 30,5 см, Muller Frères, около 1910 г.
В 1905 году директор бельгийского стекольного завода «Валь Сен-Ламбер» Леон Ледрю пригласил братьев Дезире и Эжена Мюллеров в Бельгию с целью разработки новых методов декорирования стекла. За три года они создали более 400 дизайнов в стиле ар-нуво. Большая коллекция работ братьев Мюллер этого периода находится в брюссельском музее «Конец века», посвященном искусству эпохи модерна. И тут есть существенное расхождение с историей семьи, изложенной в «Линиях Галле»: изделия из «Валь Сен-Ламбер» приписываются Анри и Дезире Мюллерам, а не Эжену и Дезире. И таких расхождений в разных источниках набирается множество.
Две вазы из стекла-камея, расписанные эмалями, высота 41 см, дизайн братьев Мюллер, ValSaint-LambertCristal, 1906-1907 гг.
Ваза из стекла-камея, расписанная эмалями, высота 26 см, дизайн братьев Мюллер, ValSaint-LambertCristal, 1906-1907 гг.
Ваза с мотивом цветов дицентры из стекла-камея, расписанная эмалями, высота 36 см, дизайн братьев Мюллер, ValSaint-LambertCristal, 1906-1907 гг.
Ваза с изображением орхидеи из стекла-камея, расписанная эмалями, высота 21 см, дизайн братьев Мюллер, ValSaint-LambertCristal, 1906-1907 гг.
Эжен Мюллер погиб в период Первой мировой войны в 1914 году. После войны, в течение которой производство было остановлено, Muller Frères возобновила свою деятельность. В 1919-м Анри и Дезире выкупили стекольный завод в Круамаре и обновили производство, в котором работало около 400 человек. Художественная мастерская в Люневиле продолжала специализироваться на художественном декоре стекла, произведенного в Круамаре. Вскоре к семейному делу присоединились Пьер и Виктор.
Ваза из стекла-камея с сосновыми шишками и мотыльками, высота 36 см, Muller Frères, около 1920 г.
Кувшин из стекла-камея, высота 17 см, Muller Frères, около 1920 г.
Ваза-камея с золотыми вкраплениями, высота 16 см, Muller Frères, около 1920 г.
Ваза в стиле ар-деко из многоцветного крапчатого стекла с оловянными аппликациями и синими стеклянными вставками, высота 28 см, Muller Frères, около 1920 г.
Настольная лампа из многослойного гравированного стекла-камея с изображением пейзажа, Muller Frères, около 1920 г.
Настольная лампа с плафоном из стекла-камея производства Muller Frères, бронзовая арматура производства Richard.
Ваза-камея в стиле ар-деко, высота 25 см, Muller Frères, около 1930 г.
Целая серия оригинальных светильников была создана фабрикой Muller Frères в сотрудничестве с производителем металлических изделий «Chapelle Nancy» в период с 1920 по 1935 годы. Всего было создано около 14 моделей светильников в виде птиц и животных. В «Chapelle Nancy» создавался металлический каркас, в который затем вдувалось разноцветное стекло.
Светильник в форме павлина из бронзы и стекла на мраморной подставке, длина 53 см, Muller Frères и «Chapelle Nancy», около 1920 г.
Светильник в виде какаду из кованого железа и стекла на мраморной подставке, высота 52 см, Muller Frères и «Chapelle Nancy», около 1925 г.
Светильник в виде фазана из кованого железа и стекла на мраморной подставке, длина 56 см, Muller Frères и «Chapelle Nancy», около 1925 г.
Светильник в виде аиста из кованого железа и стекла на мраморной подставке, высота 36,5 см, Muller Frères и «Chapelle Nancy», около 1925 г.
Фирма Muller Frères просуществовала вплоть до 1936 года, когда она закрылась, не справившись с последствиями Великой депрессии. На протяжении всех лет своей деятельности компания сохраняла приверженность эстетическим принципам и технологическим приемам своего легендарного предшественника Эмиля Галле.
Даже не верится, что это стекла, а не глина. Удивительные работы! Но мои фавориты — настольные лампы. А фраза «вдувалось разноцветное стекло» — это вообще за пределами моего понимания.
«Как это сделано??» — вот вопрос, который меня интересует всегда. Но не всегда на него есть ответ)
По форме этих светильников понятно, что стекло задувалось внутрь каркаса. Стеклянная масса слегка выпирает из решетки, как если бы в нее вставили воздушный шарик и надули его. У стеклянных изделий в наложенной оправе такого эффекта нет. Знаю только, что подобные технологии примерно в то же время применяли при изготовлении ваз на фабрике братьев Дом в оправах работы Луи Мажореля.
Ваза в металлическоей оправе с двумя ручками, высота 17,5 см, дизайн – Луи Мажорель, стекло DAUM, около 1920 г.
Эта фраза Ваша «Стеклянная масса слегка выпирает из решетки, как если бы в нее вставили воздушный шарик и надули его.» понятна, но не понятно КАК, это же не возждушный шар. Это стекло — аморфное тело, которое не так просто надуть и тем более вдуть в какую-то форму.
Как раз тот вопрос, на который нет ответа)
Ну вот как?.. Завораживает
Это и в самом деле так работает: хочется рассматривать детали во всех подробностях)
Красота! Спасибо!
Спасибо, Наталья!
Очень интересные вазы (форма с длинным горлышком и соло, и дуэтом выглядит очень оригинально) и чудесные светильники. Мой фаворит сегодня — пейзаж ))) И на Вазах, и настольная лампа восхитительная. Многослойное гравированное стекло-камея придаёт глубину пейзажу — я в полном очаровании ))) Спасибо, Вера, большое!!!
Спасибо, Мелена! Я сама очень люблю вазы с длинным горлышком — под одну розу. Есть в этой форме очарование Востока) Они похожи на индийские сосуды для розовой воды.
А лампы — это волшебство — как волшебный фонарь! Включаешь свет, и картинка оживает)
Ну, конечно, Индия в металле )) (Как говорится «семёён семёёныч» ))) А волшебный фонарь — да, очень хочется )))
Верочка, опять порадовали мастерством и красотой! Спасибо Вам за это!
Спасибо, Нина! Да, камейные вазы и светильники никогда не разочаровывают) И пейзажи на стекле выглядят совершенно волшебно)