DAUM – стекло эпохи модерна
Фирма DAUM существует уже почти полтора столетия. Ее история началась с небольшой фабрики по производству стеклотары в Нанси, которую выкупил за долги Жан Дом (1825–1885). Его наследники — Жан Луи Огюст (1853–1909) и Жан Антонен (1864–1930) продолжили семейное дело с большим успехом. Вдохновившись идеями Эмиля Галле, братья приступили к выпуску художественного стекла.
Впервые фирма заявила о себе уже в 1889 году на Всемирной выставке в Париже, но тогда триумф снискал Эмиль Галле. В 1893-м братья Дом продемонстрировали свои произведения на Всемирной выставке в Чикаго вне конкурса. А в 1900 году на универсальной Парижской выставке, работы Daum получили Grand Prix.
В этот период техника изготовления стекла фирмы DAUM была близка технике Галле. Для декора изделий использовали технику травления и гравирования многослойного стекла, что позволяло создавать живописные эффекты и рельефную структуру (стекло-камея).
Руководители семейного дела привлекли к работе известных мастеров и художников. В 1894–1897 годах стекло проектировал прекрасный рисовальщик и будущий мастер витража Жак Грюбер (1870–1936). В 1894 году на фирму был приглашён Анри Берже (1870–1937), который стал автором большей части моделей для серийной продукции. Многие модели продукции DAUM были созданы в сотрудничестве со знаменитым дизайнером Луи Мажорелем.
Ваза «Эйгле», стекло-камея, эмаль, высота 31 см, DAUM, около 1892 г.
Ваза с цветочным орнаментом, стекло-камея, эмаль, высота 18,5 см, DAUM
Ваза «Клематис и бабочки», опалесцирующее стекло-камея, эмаль, высота 28 см, DAUM, около 1905 г.
Ваза с растительным мотивом, стекло-камея, высота 11,5 см, DAUM, около 1900 г.
Ваза с цветущими травами, стекло-камея, эмаль, высота 11 см, DAUM, около 1900 г.
Ваза «Бабочки», стекло-камея, эмаль, патина, позолоченная оправа, DAUM, около 1903 г.
Кувшин с мотивом виноградной лозы, стекло-камея, высота 30 см, DAUM, около 1900 г.
Ваза «Осенние деревья», стекло-камея с гравировкой, высота 23 см, DAUM, около 1905 г.
Ваза «Ирис», стекло-камея с кислотным травлением и гравировкой, высота 12,5 см, DAUM, около 1900 г.
Ваза с лиственным декором, стекло-камея, высота 34 см, DAUM, около 1910 г.
Ваза «Душистый горошек», стекло-камея, высота 12 см, DAUM, около 1925 г.
Ваза «Шиповник», стекло-камея, высота 34 см, DAUM, около 1910 г.
Ваза «Клевер» из матированного стекла с позолотой, стекло-камея, высота 7,3 см, DAUM, около 1900 г.
Ваза «Лебедь», стекло-камея, эмаль, высота 12 см, DAUM, около 1900 г.
Чаша «Ежевика», стекло-камея, ширина 15 см, DAUM, около 1900 г.
Плоская ваза с изображением Рене II, герцога Лотарингского, стекло-камея, эмаль, золочение, высота 26 см, DAUM, около 1895 г.
Ваза «Одуванчики», стекло-камея, эмаль, высота 24,8 см, DAUM, около 1900 г.
Ваза с цветущими орхидеями, стекло-камея, эмаль, высота 24,5 см, DAUM
Пейзажная ваза «Лето», стекло-камея, эмаль, DAUM, около 1910 г.
Ваза в форме тыквы из опалесцентного стекла с горельефным изображением вьюнка, стекло-камея, высота 24 см, DAUM, около 1907 г.
Ваза «Улитка», стекло-камея, высота 22 см, DAUM, около 1910 г.
Ваза с двумя ручками, украшенная ромашками, стекло, эмаль, высота 23,5 см, DAUM, около 1905 г.
Эмалированная позолоченная стеклянная чаша, высота 12 см, DAUM, около 1890 г.
Ваза «Маки», стекло-камея, высота 21 см, DAUM, около 1900 г.
Ваза с цветочным декором, стекло-камея, эмаль, высота 10 см, DAUM
Ваза в форме тыквы, стекло, эмаль, высота 23,5 см, DAUM, около 1910 г.
Ваза «Зимний пейзаж», стекло, эмаль, высота 16 см, DAUM, около 1910 г.
Ваза «Водоросли и рыбы», стекло-камея, эмаль, DAUM
Ваза с кленовыми листьями, стекло-камея, эмаль, позолота, высота 56,5 см, DAUM, 1901 г.
Стеклянная фляга с эмалью и позолотой, высота 10,7 см, DAUM, около 1896 г.
Миниатюрная ваза «Зимний пейзаж», стекло с гравировкой, эмаль, высота 4,5 см, DAUM
Удивительно, восхитительно, элегантно, изящно...
КРАСОТА!
А если еще и учесть, что некоторые из них просто крошечные, то это вообще ювелирка
Татьяна, спасибо! Эти вазы удивительные)) Ручная и трудоемкая технология. Сейчас уже такую кропотливую работу не найдешь))
точно, их можно сравнить с драгоценностями))
На это можно смотреть бесконечно!!! Спасибо!
Наталия, спасибо! Обожаю стекло и эта подборка не последняя))
Эта тема действительно осень объемная. Спасибо!
Все работы очень интересные. А когда знаешь о процессе изготовления и его сложностях, то снимешь шляпу перед мастерами! Изделия из стекла-камеи очень технологически трудоемки даже в наши дни. Благодаря Розмари Лиерке в конце прошлого века эта технология была видоизменена и, если так можно сказать, упрощена.
Мне понравилась ваза в форме желтой тыквы из опалесцентного стекла. Но это другая техника.
Вера! Вы заполнили пробел в моих знаниях о мастерах по стеклу. Почему-то про фирму DAUM ни сама не читала, ни мои мастера не упоминали. Спасибо!
Спасибо, Валя! Рада, что материал понравился. Будет еще несколько подборок по этой фирме, и еще по итальянскому и богемскому стеклу этого же периода. Так что заглядывайте, буду рада))
Обязательно! Спасибо!
Вера, не нахожу слов, какая красота и изящество!!! Да, были мастера, даже не вериться, что это сделано очень давно, руками человека, не имея на тот момент таких технологий как сейчас))
да уж — ручная работа… такое на поток не поставишь)) Венеру Милосскую, конечно, можно выточить на станке с ЧПУ, только в Лувре ее не поставят))
Тамара! Самое удивительное, что эти ювелиры использовали технологические приемы древнеримских мастеров! В Британском музее находится Портлендская ваза. Считают, что ее изготавливали два года. Эта ваза в диаметре 56 см. и 25 см. в высоту.
Фото взято из открытых источников в Интернете.
Валентина, какая красота!!! Не перестану восхищаться и удивляться таланту настоящих мастеров, которые жили за долго до нашего появления))
Спасибо, Вера! Замечательная галерея — стекло-камея (новое для меня), мои любимые природные сюжеты, разнообразные и сбалансированные формы. Словом — эстетическое пиршество, впрочем, как всегда. Притянула ваза с рыбками — они так тонко ненавязчиво прорисованы, как будто в глубине воды, такой эффект )))
Рыбки, конечно привлекают внимание) Так изящно вырезаны водоросли)) А еще мне нравятся пейзажи)
Присоединяюсь! Они вообще как современная 3д печать с фотографии. Куда нас заведёт иск. интеллект… На наш век шедевров прошлого хватит, и то славно)))
Я очарована вазами из стекла комея! Они светятся из нутри. восхитительно! Понравились все, они дают заряд бодрости и спасают от осенней хандры! Верочка
Зоя, спасибо!
Оказывается, можно еще и ТАК… Заворожило! Красиво.Очень.Спасибо, Верочка
Все-таки ничто не сравнится с ручной работой, никакой конвейер. Это произведения искусства))
Без сомнений, Верочка! В изделиях ручной работы чувствуется душа мастера, его мысли, его любовь)))Каждая извилинка, веточка, цветочек дышит, живет, несет в себе память о своем создателе.Потому так интересно разглядывать такие работы.
Это так. Не могу себе представить подборку из посуды, которая стоит на полках магазинов) Но, вероятно, через 100 лет на нее уже будут смотреть другими глазами))
Удивительно, что предшественники на стеклотаре прогорели, а эти на художественном стекле процветали. Ныне же как раз на стеклотаре можно процветать, а на худстекле прогореть. А вообще мне больше понравилась вот эта ваза
Пейзажные вазы мне тоже понравились — этакая фишка фирмы. Пожалуй из них мне больше нравится последняя — миниатюрная.
DAUM конечно же не переставали выпускать ширпотреб. И сейчас его выпускают. Но при этом и художественное стекло. Без этого никак — сотрудничество с Сальвадором Дали и Паломой Пикассо, с другими известными дизайнерами — это поддержание престижа марки, реклама.
Красота!!! Особенно пейзажные вазы, ваза с водорослями и та, что в форме тыквы)) Замечательное мастерство, таким вазам даже цветы не нужны, и так все прекрасно!!! Спасибо большое!!
Верно подмечено)) Даже не могу представить, какой букет подошел бы к тыкве. В пейзажных вазах хорошо смотрелась бы весенняя верба. А дальше фантазия уже не работает.
эти вазы какие-то очень самостоятельные))