Богемское стекло
Стекло на территории нынешней Чехии выплавляли с давних времен. Первые цеха стеклодувов здесь появились в конце XIII века в районе Исполиновых гор. Технология производства стекла совершенствовалась, и к концу XVII века богемское стекло стало успешно конкурировать с венецианским, признанным лидером в этой области. Богемское стекло, в отличие от венецианского, было более твердым и удобным для огранки и гравировки. Со временем в состав стеклянной массы стали вводить оксид свинца, благодаря чему, богемское стекло приобрело особую прозрачность и сияние, похожее на радужные блики на гранях горного хрусталя.
Произведения богемских мастеров отличались искусной гравировкой известной как Tiefschnitt. В XIX веке был основан ряд специализированных школ для продолжения традиций этого ремесла, самая крупная из которых была в Каменицком Шенове (Штайншенау) еще с 1856 года. Гравировке также обучали на стекольных заводах, таких как завод Мозер в Карловых Варах. Несколько талантливых граверов открыли свои собственные студии гравировки, например Карл Питч (1828-1883), который обучался у Франца Зана и в мастерской Пеликана и работал самостоятельно в Штайншенау, поставляя J&L Lobmeyr в Вене специально заказанные работы выставочного качества.
Резной стеклянный поднос со сценой битвы времен Александра Великого, диаметр 49,3 см, Богемия, конец XIX века
Гравирование стекла выполнялось абразивным кругом или алмазным резцом. Обычно гравированная поверхность остается матовой, что позволяет гравированному рисунку проявляться на прозрачной поверхности стекла.
Резной стеклянный поднос (фрагмент резьбы)
Резной стеклянный поднос (фрагмент резьбы)
Резной стеклянный поднос (фрагмент резьбы)
Стеклянный кубок с гравировкой, высота 64,5 см, Карл Питч, Штайшенау, Богемия, около 1870-1880 гг.
На этом прекрасном кубке работы Карла Питча выгравированы фигурки животных и детей в средневековой одежде.
Стеклянный кубок (фрагмент рисунка)
Стеклянный кубок (фрагмент рисунка)
Кружка из резного богемского хрусталя с изображением оленя в серебряной оправе, высота 21,2 см, в манере Иоганна Ф. Гофмана, Карловы Вары, 1874 г.
Изобретение окрашивания стекла в XIX веке вывело искусство богемского гравированного хрусталя на новый уровень. Резные и гравированные изображения стали еще более объемными и выразительными.
Чаша из резного богемского хрусталя с вакхическими мотивами, высота 40,5 см, около 1850-1860 гг.
Резной кубок из рубинового стекла со сценами охоты, Богемия, конец XIX века
Резной кубок с янтарным окрашиванием со сценами охоты, высота 21,7 см, Богемия, 1841 г.
Парные вазы из резного рубинового стекла с позолотой, высота 56 см, Богемия, начало XX века
Кубок с крышкой в виде короны из резного стекла, окрашенного в янтарный цвет, высота 38,5 см, Богемия, около 1837-1840 гг.
Кубок с крышкой из резного рубинового стекла с изображением оленей, высота 23 см, Богемия, около 1840-1850 гг.
Резной кувшин с янтарным окрашиванием, высота 45,5 см, Богемия, 1841 г.
Кубок с крышкой из резного рубинового стекла с изображением оленей и фавна, высота 35 см, Богемия, около 1850-1860 гг.
Пара бокалов с крышкой из резного рубинового стекла с изображением сцен охоты, высота 36,5 см, Богемия, около 1820-1840 гг.
Стакан из резного янтарно окрашенного стекла с изображением арабского конюха, ведущего лошадь, высота 12 см, Франц Гензель, Богемия, около 1840 г.
Шкатулка для драгоценностей из резного рубинового стекла с изображением сцен охоты, длина 28 см, Богемия, около 1850-1870 гг.
Шкатулка для драгоценностей из резного рубинового стекла с изображением сцен охоты, длина 18,5 см, Богемия, около 1850-1870 гг.
Шкатулка для драгоценностей из резного кобальтового стекла с изображением оленей, длина 27 см, Богемия, около 1850-1870 гг.
Стеклянный матированный стакан с гравировкой, с изображением бегущего оленя и лисы в лесном ландшафте, высота 12,5 см, Богемия, около 1860-1880 гг.
Тацца из резного рубинового стекла с изображением оленей, высота диаметр 31 см, Богемия, около 1850-1870 гг.
Пара богемских ваз из резного позолоченного стекла с готическим орнаментом, высота 34 см, около 1840-1860 гг.
Кубок с крышкой из резного рубинового стекла с позолотой, высота 29 см, Богемия, около 1840-1860 гг.
Кувшин из резного рубинового стекла с вакхическими сценами, высота 27,5 см, Богемия, около 1850-1860 гг.
Кубок с крышкой из резного стекла с комбинированным окрашиванием в синий и янтарный цвета, высота 42 см, Богемия, около 1850-1870 гг.
Великолепно, роскошно! А первому подносу с лошадками и холодным оружием мои восторги — очень выразительно ))) Спасибо Вера!
Очень выразительная резьба. Так четко вырезаны лица. И сюжет необычный. Спасибо, Мелена!
Очень люблю богемское стекло! Шикарно.Спасибо, Верочка
Да, у меня тоже остался от родителей хрустальный графин из богемского стекла. Жаль, красивые фужеры не дожили до нашего времени))
И не говорите)))Мне дочери надарили.Что-то когда-то купила сама.И бьются очень часто.В результате-пользуемся редко, лишь когда хочется настоящего праздника для сердца(ну, это просто от жабы зеленой, наверное...)
Да, красивый хрусталь делает праздничным каждый стол, но дело не в жабе. Это в порядке вещей — беречь дорогие и красивые вещи. Иначе и не дошло бы до наших дней стекло, хранящееся в музеях))
Красота! Шикарная подборка! Все понравилось! Богемия ассоцируется с роскошью, красотой, с высоким уровнем жизни во все времена! Спасибо, Верочка"
Да, там красиво. Спасибо, Зоя!
Удивительные, красивые работы!
Восхищает мастерство, изображения представлены не контурно, не очертаниями, а глубиной гравировки добились обалденной объемности изображаемых картин...
Браво мастерам! А Вам, Вера, как всегда БОЛЬШОЕ СПАСИБО
Татьяна, спасибо Вам!