Сарафаны
РАЗНЫЕ ВИДЫ КРОЯ - выбираем, шьём, себе и всей округе на радость!:)))
Добрый день уважаемые рукодельницы. Предлагаю Вашему вниманию материал про сарафаны. Источники я указала. Приятного просмотра и творческого вдохновения! :)
Сарафаны - как были популярны и любимы в народе девицами, женщинами, бабушками - так и остаются по сей день. В сарафане удобно и дома, и на улице. Он подчёркивает природную красоту женщины, её достоинство, стать. Крой, материал и расцветку каждая выбирает на свой вкус. Совсем не обязательно это будет реконструкция из музея - ведь мы живем сейчас, а значит и выбирать нужно то, что доступно и радует нас сегодня. Сарафан можно сшить и для дома, и для улицы, теплый и для самых жарких, летних дней.
ТИПЫ САРАФАНОВ. КРОЙ
К середине XIX века сформировались четыре наиболее широко распространенных и устойчивых типа сарафанов:
туникообразный глухой косоклинный;
косоклинный распашной или с центральным передним швом;
прямой круглый или московский; прямой с лифом;
прямой с лифом на кокетке (полуплатье)
Туникообразный глухой косоклинный сарафан
Этот тип сарафана являлся самым древним и просуществовал до конца XIX века под названиями «шушун», «саян», «ферязь», «дубас», «глухарь», «костолан» и др. Отличительной особенностью глухого косоклинного сарафана являлось его цельное переднее полотнище. Наиболее древний его вариант – глухой туникообразный сарафан – шился из одного перегнутого пополам полотнища ткани, образующего переднее и заднее полотнища сарафана. Бока его в швах расширялись вшивавшимися по всей длине скошенными вверху двумя прямыми отрезками ткани или клиньями с подклинками.
Вырез ворота делался в центре перегнутого полотнища. Он был небольшим (округлым или прямоугольным) с неглубоким нагрудным разрезом, с застежкой на пуговицу или с завязками.
В процессе своего бытования глухой сарафан претерпел некоторые изменения в крое. Его перестали шить туникообразным – широкие лямки начали выкраивать вместе с небольшой спинкой из заднего полотнища ткани. При этом переднее полотнище продолжало делаться цельным.
обычно шился из домотканой пестряди - мелкой или средней величины клетки . Основные цветовые сочетания - красный, белый, синий, бежевый. Но использовались и другие оттенки - сиреневый, розовый, голубой, коричневый. Позже сарафан стали шить из покупной фабричной светлой ткани с яркими букетиками цветов. Крой оставался прежним, но иногда добавлялась пышная оборка по подолу, украшенная лентами и кружевом. Сарафан состоит из прямых полотнищ и боковых клиньев. Лямки удлинены. Спереди начинается от линии груди (не над грудью), а по спинке - чуть выше талии. Грудка по отношению к талии приподнята . Сарафан дублируется плотной подкладочной тканью (холст), из-за чего изделию придавалась упругая пышная форма
Круговой сарафан
Круговой сарафан получается выполнением складок по верхнему краю прямых полос ткани. Ширина полосы ткани равна ширине покупаемого материала. Длина – зависит от длины сарафана. От ширины полос зависит их количество. Минимальная окружность сарафана по подолу – 3 метра, но может доходить до 4 – 4,5 метром. Необходимо стремиться, чтобы сзади количество полос было больше, чем спереди. Это придает фигуре женщины величавую осанку.
Мерки для пошива сарафана:
ОГ – окружность груди на вдохе (мерка снимается выше груди)
ДИ – длина изделия (измеряется спереди от линии окружности груди до щиколотки)
ДЛ – длина лямки (измеряется от точки С до точки А или Б).
Ткани, из которых шились круглые сарафаны, могли быть как домотканными («пестрядь»), так и покупными (ситец, сатин, бязь, кашемир). Красный сарафан считался самым нарядным. Однако сарафаны могли быть и голубого, зеленого цветов.
Сейчас в магазинах продаются пестрые клетчатые «костюмные» ткани, наиболее напоминающие домотканые материалы. Ширина такой ткани – 1,5 метра. В этом случае количество ткани, необходимое для сарафана: 1 полоса спереди и 1-2 полосы сзади.
Раскрой кругового сарафана из ситца или сатина:
Перепад между длиной сарафана спереди – min 10 см, но при желании может быть и больше – за счет снижения уровня спинки сарафана.
Внимание: перед раскроем сарафана из ситца или сатина, материал следует вымочить в холодной подсоленной воде (вымачивать надо, чтобы избежать усадки готового изделия, солить воду - чтобы ткань не линяла, соль также пригодится при каждой стирке). Поэтому материал необходимо покупать с запасом 15-20 см. Этот запас также пригодится на подрезку ткани при раскрое.
Итак, сарафан раскроен. Если переднее и заднее полотнища состоят из нескольких полотен ткани, их необходимо сшить. Сшивать переднее и заднее полотнище между собой нужно только после выполнения складок. Складки в основном выполнялись на заднем полотнище, а переднее полотнище собиралось сборкой. Но при желании возможно и спереди заложить складки. В этом случае, высота складок сзади выполняется больше чем спереди. К складкам с изнаночной стороны пришивается дублирующая, закрепляющая ткань.
Переднее и заднее полотнища сшивают между собой снизу. При желании с одного бока шов не дошивают примерно на 10 см. В этом случае изготавливается застежка на пуговицу. Петелька из ниток. С помощью такой застежки можно регулировать ширину – объем сарафана. После этого необходимо изготовить и пришить лямки. Их надо продублировать с изнаночной стороны любой х/б тканью и сшить между собой – изготовить «лягушку».
Перепад между передним и задним полотнищем срезается. Теперь края верха сарафана необходимо обшить косой бейкой. По низу подола с обратной стороны подшивается полоса плотной ткани шириной 10-15 см, называвшаяся «подоплекой». После этого подол обрабатывается косой бейкой.
Отделка у круглых сарафанов выполняется по горизонтали подола. Сарафаны из ситца или сатина расшиваются по подолу атласными лентами, сарафаны из шелковой ткани – золотой бахромой, шелковой тесьмой. У сарафанов из пестряди шелковые ленты в отделке не используются.
Другой вариант отделки по подолу круглого сарафана – широкая оборка – 15-20 см. Нашивается таким образом, чтобы снизу под сборкой осталось видно около 5 см полотнища сарафана. В этом случае, подол самого сарафана обрабатывается как обычно, а сборка подгибается. Такие сарафаны встречались в Ветлужском районе Нижегородской области и назывались «грибовиком».
В данной работе использованы следующие материалы:
Н. Грановская. РУССКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА НИЖЕГОДСКОЙ ОБЛАСТИ. Методическое пособие.
Сарафан состоит из 7-ми полотнищ. Лямки удлиненные. В Безводном такой сарафан называется "москалем". Шили его из дорогих шелков, и был украшен золотым позументом или кружевом. Спереди он начинается над линией груди, а по спинке - чуть выше линии талии. Грудка по отношению к спинке приподнята. Сарафан посажен на подкладку из фабричной х/б ткани. По низу изделия пришита широкая бахрома (10 см.).
Сарафан "московец" прямого кроя сшит из семи прямых полотнищ с лифом . Переднее полотнище собрано в защипы под кумачовую обшивку, а боковые и задние - в частые сборки под лиф. Он представляет собой широкую центральную прямоугольную полосу с верхним фигурным краем и двумя клиновидными вставками с изнанки продублирован серым холстом. Узкие лямки обшиты х/б тканью и крепятся на груди и середине спины. К краям переднего полотнища пришиты длинные, узкие завязки, поддерживающие грудь. По подолу проходят две полосы - нашивки ярко-синего цвета из х/б ткани. Полотнища сарафана сотканы из льняных и покупных х/б нитей в технике полотняного плетения " с перебором ". Ткань сарафана отличается подчеркнутой декоративностью. По оранжевому фону расположены неширокие поперечные полосы, расцвеченные красными, белыми и синими нитями.
На талии обязательно завязывался длинный неширокий вязанный на спицах или тканый пояс с кистями.
Под сарафан было принято надевать по несколько юбок, которые зрительно увеличивали полноту девушки, а также служили ей нижним бельем.
Юбки шили из «портянины» — домотканого гладкоокрашенного полотна или яркой многоцветной пестряди, а также из шерсти домашней работы. Их изготавливали из нескольких прямых полотнищ, собранных под обшивку: спереди — в небольшие защипы, с боков и сзади — в густые сборки. Подолы юбок, видневшиеся из-под сарафанов, завершали праздничный наряд.
Идеи.
Это рисунки и схемы кроя народной одежды
из книги "Поморский традиционный костюм" Т.А Левачёва.
Берём понравившуюся модель за основу, плюс творчество, ткань и расцветка по душе, украсы, и вот мы в народной одежде в нашем современном мире! Себе и миру, к стати на радость.
Полуплатье, крестьянское платье, или сарафан на лифе - вид женской народной одежды, появившейся на селе в конце 19 – начале 20 века. В Нижегородской области оно было распространено повсеместно. Носили его, как правило, девушки и молодые женщины.
Полуплатье представляет собой форму, промежуточную между крестьянским прямым (круговым) сарафаном и городским платьем, хотя конструкция его всё-таки ближе к сарафану: отсутствуют рукава и воротник, полотнища стана прямые, обильно сосборены по линии пришива, передняя часть стана обычно начинается на уровне груди или чуть ниже, задняя – по линии талии. Надевали полуплатье поверх рубахи, верхняя часть которой – «рукава» -выполняла роль блузки.
Обычно полуплатье шили из покупных хлопчатобумажных тканей. Наиболее популярен был ситец с рисунком в виде ярких цветочков, букетиков, розочек по синему, бордовому или темно-красному, коричневому, иногда темно-зеленому или черному фону. Реже использовался сатин, репс и другие «хорошие», т.е. более дорогие, ткани. На севере области полуплатья иногда шились из домотканой пестряди.
Как правило, по подолу полуплатьев не делалось никакой отделки. Иногда все-таки встречается украшение в виде нескольких параллельных защипов или неширокой ленты, которая располагается по линии пришива с изнанки подоплеки, возможно, для того, чтобы скрыть шов.
В отдельных случаях (на севере области) по низу подола, поверх нижней его части, пришивается широкая оборка, захватывающая ока и заднее полотнище юбки. Перед оставался гладким, возможно, для нарядного фартука.
http://www.opentextnn.ru/museum/nn/aetnolog/clothes/?id=1814
Сейчас на даче и в селе я только в сарафанах.
А в топике такие красивые модели, говорю же — голова закружилась!
Спасибо! Однозначно в избранное!