Цена и качество ручной работы
Цена и качество ручной работы
09.01.2016 18:58
Ярмаркa Мастеров
Я обожаю ручной труд. Абсолютно всё, что делается кем-то руками — для меня бесценно, удивительно, потому, что я знаю не понаслышке — что такое ручная работа. Сколько на неё тратиться не просто средств и времени, но и личного, морального, душевного вложения.
Всё больше и больше в наше время стал пользоваться популярностью товар ручной работы. Почти каждая 5-ая девушка, женщина шьёт, вышивает, лепит, рисует, клеит, плетёт. Из них каждая 4-ая делает это не только для души, самолюбования, самореализации и проведения времени за приносящим приятные чувства занятием, но делает это, чтобы окупить материалы, время, затраты, заработать на своё творчество, даже принести заработок в семью — одним словом, выходит на коммерческую дорогу, продаёт свои изделия.
И вот тут, лично для меня, встаёт вопрос "цена-качество".
Как строится ценообразование в handmade? если интересно могу написать пост на конкретном примере, хотя их множство и в интернете. Но речь сейчас не о цене, хотя это не маловажная вещь, но чтобы реально назначать цену своему товару, нужно понимать — какого она качества. Всё больше и больше на рынок ручной работы выходит новичков (да простят меня новички за резкость), которые месяц назад начали применять свои руки в hand made русло. И тут же не "став на ноги", не изучив до конца технологии, не набравшись опыта, не почитав литературу, не изучив мастер-классы мастеров начинают продавать. А продавать начинают по очень неадекватной цене, порой по той, которую даже не может себе позволить нет непрофи (у них давно уже всё налажено и всё хорошо), а обычный среднестатистический handmade'р.
Почему меня возмутил этот вопрос? Нет, я особо о себе в данной ситуации не переживаю. У каждого своя ниша, свои навыки, свою изюм. Коллеги, конкуренты, друзья в мире ручной работы наоборот подталкивают к развитию, помогают мозгам шевелиться, выдумывать что-то новое, рукам это воплощать в жизнь, искать новые каналы продаж, эксклюзивные материалы — не стоять на месте. Это круто!
Мне больше не приятно то, что смотрящий, наблюдатель, заказчик, покупатель (не все из них грамотны в ручной работе) вводится в заблуждение. Ему выдают "бабку ёжку" за нечто творческое, высокопрофессиональное, авторское, единственное в своём роде. Это как original adidas покупать на пятничном базаре или купить его в бутике. А ведь именно мы с вами, носители и создатели прекрасного, на нас лежит ответственность научить заказчика, наблюдающего, клиента, человека вне handmade, что означает именно ручная работа и какова её настоящая цена.
Несомненно автор (да простят меня все авторы) прилагал усилия, время, задумку, идею — это дороже всего, и его работа ещё раз повторю — бесценна, она ручная работа. Но у каждой вещи есть понятие качества.
Качество — степень ценности, пригодности, соответствия тому, каким следует быть (о вещах). Вы скажете, а кто установил что мои бусы, кукла, шкатулка должны быть именно такими? Это ручная работа, это единичный экземпляр, это моё видение и только мне решать, каким оно должно быть.
На все 100% верно.
Но простите не за те деньги, что вы выставляете это изделие, даже если на него потрачено столько же, сколько у рядом выставляющего качественного товара.
Хотя бы потому, что в нём отсутствует элементарные знаки качества: прямая строчка, хорошая набивка, симметричные бусины, работающая застёжка, не оставляющий следов лак, краска, не рассыпающееся соцветие, не распушающиеся ленты, верёвочки, швы, вылезающий клей, чувство вкуса, цвета, чувство завершённости предмета и просто банальная аккуратность. Я не говорю уже о хорошем фото и подробном правдивом описании изделия.
На просторах с интернета, на торговых площадках, есть много примеров товаров в одном ценовом диапазоне, но с явной разницей вида изделия, его качества. Что бы вы хотели приобрести? Качественную, хорошо сделанную, доведённую до конца, до ума вещь или товар с явно уступающими характеристиками, но по такой же цене. Извините девочки, некачественные работы, о которых я говорю — это изделие не для продажи, они для набивания руки, для вашего опыта, обучения, подарков, в конце концов.
Мои первые работы, да и нынешние, далеки от идеала, но я не рвалась сразу получить за них неадекватную сумму. Моя 5-ая работа (тильда около 34 см) была продана за 100 рублей. Я до сих пор думаю, что это очень рано :)
Рукодельницы мои дорогие, ни в коем случае я не хочу, чтобы вы прекращали свои труды и никого не призываю снижать цены — нет! Но если вы заявили цену на свою работу в 1000 рублей (к примеру), то будьте добры, постарайтесь, чтобы качество соответствовало, чтобы работа была сделана даже не на 1000, а на 1500. Назначив цену вровень с мастером хорошего качества, вы ставите в неловкое положение всех: себя, его, покупателя.
Написав всё это, мне бы очень хотелось, чтобы вы ещё больше трудились и развивались. Как?
1. Терпение и труд всё перетрут. Творим, шьём, лепим, продолжаем это делать до тех пор, пока у нас не набьётся рука и не получится так хорошо, что это действительно сможет продаться. Не нужно с первой работой нестись сразу в коммерцию. Это на вас не сработает. Потому что вас должны запомнить именно с хорошей стороны, с хорошим изделием, лучшим качеством. Только в этом случае оно сработает на ваше имя. В противном же вы его потеряете, опустятся руки, убежит такая непостоянная штука как вдохновение.
2. Повышение квалификации. Есть прекрасные мастер-классы, выкройки, специальные наборы, книги по которым можно и нужно учиться. Есть мастера, которые немного ушли вперёд от вас — спросите совета, помощи, подсказки. Да есть такие, которые вам не ответят и не помогут (сама с такими сталкивалась), но есть и такие, которые с удовольствием поделятся с вами своим опытом, может быть даже иногда и платно — мастер-классы, но это вложение в себя, в своё дело, если вы действительно хотите им заниматься, и даже зарабатывать при помощи него.
3. Использование качественных материалов. Материалы — боже, какой сейчас выбор. Мы раньше шили действительно — из обрезков старых тканей, из некачественного советского хлопка, подбирали гипюровые, капроновые, разъезжающиеся кружева, украшением служили банальные бусинки и самодельные цветочки. Девочки сами делали из крахмала, красителей себе пластику. Разнообразие в салфетках это свеча, колокольчик и веточка вишенок. И было то это всего 4-5 лет тому назад. За это время так резко всё поменялось и рвануло вперёд. Сейчас есть нереально красивые ткани, салфетки, цвета в FIMO, молды, пенопластовые основы, сизаль, кружева, обувь, миниатюры для куклы — не перечесть.
4. Сотвори себе кумира. Есть обратная поговорка, но я считаю в этом деле — наоборот. Должны быть люди, на которых бы нам хотелось ровняться, за работами, трудами которых нам хотелось бы следить, возможно, в какой-то своей интерпретации, повторять (видим разницу между точно копировать). Стремиться к тем коммерческим, творческим успехам, что есть у них, чтобы их работы были пинком и толчком!
Это всего лишь малая часть, что я бы посоветовала, а точнее — подсказала. Когда появится качество ручной работы, тогда к вам на помощь придёт умение делать красивые фото, продавающие описания, без стыда ставить свой логотип, имя, свой знак 100% качества, и вот тогда продавать и зарабатывать, делая своё любимое дело (все эти пункты подробно описаны в интернете, но если вам интересно, мы можем поговорить и о них).
Примите, пожалуйста, мою критику себе во благо, на здоровье вашему делу, а не в обиду и в упрёк. Здоровая критика, подсказки и советы ещё никому не мешали. Вы можете пройти к моим старым работам, ткунть пальцем и посмеяться, но я до сих пор учусь, как завещал великий Ленин :), поэтому возвращайтесь к прочтению вышеизложенных пунктов и...
Творите! Пусть сбудутся ваши мечты и желания в жизни ручной работы. Не забывайте делать это с любовью и уважением к тому, что выходит у вас из под рук, с уважением к покупателю — они ценители наши, к конкуренту, коллеге, самому себе. Спасибо за понимание!
Согласна со всем, что в ней написано.
Так бывает грустно видеть завышенную цену на «никакую» работу. Просто становится интересно, сама мастерица видит, что она продаёт… А ещё грустнее, когда видишь как не интересно использован качественный хороший материал. Создается ощущение, что мастерица всё это сваяла по принципу «пипл всё схавает»
красоты.Я не выставляю свои «труды» и комментирую теперь только то, что мне действительно нравится, а делать замечания — уже «поучили».