Каждому своё
Случай из жизни, послужившим основой для рассказа и называется он "Каждому своё". Написала я его лет 15 назад, а события произошли 30 лет назад, чтоб было понятно некоторые моменты из нашей совдеповской жизни
Все, что я делала утором, было похоже на автоматическую станцию по запуску на Луну, так хорошо это было отлажено. Разбудила детей и мужа, и пока они умывались, приготовила завтрак. Затем покормила и проводила мужа на работу, сыночка в школу, а дочку без завтрака отправила в садик, и от этого мне как-то не по себе, потому что я ребёнка оставила без еды, но в садике воспитатель строго настрого наказала не кормить дома. Это происходит каждый день, изо дня в день. Придя, домой, позавтракала сама и приступила к раскрою ткани: надо было пошить подруге платье к Новому Году. Тут зазвонил телефон и муж сообщил, что немного задержится, так как после смены зайдет в магазин и купит мне швейную машину новую. Ура-а! Здорово! Настроение чудесное! Крой удачный! Быстренько сметать и быстренько позвать подругу на примерку!
Чтобы что-то купить в нашем магазине, нужно было за полгода записаться на очередь, потому что самые необходимые вещи и продукты завозят, конечно, а такие как мебель пылесосы и швейные машинки небольшими партиями, дабы, видимо, не перегружать «зимник», то есть дорогу, которая существует только зимой. Открытие этой дороги обычно происходит 20-25 октября, к этому времени всё замерзает и реки, и болота, и снега уже достаточно. На открытие всегда устраивают митинг, это праздник! Долой макароны! Да здравствует картошка, капуста! Ура!
Вечером, накормив мужа, мы сели вместе за машинку, вернее он сел читать вслух инструкцию, а я, конечно, срочно заправлять нитки, и потренироваться, так как на электрической машинке я еще ни разу не шила. Да, скорость, конечно, о-го-го! Да, тут надо тренироваться, а то от резкого нажимания на педаль, сразу рвется нитка. Ну, ничего, это дело времени. Заказов у меня не много, освою.
За неделю тренировки, я поняла, что освоила машинку, но в ее работе было что-то не так. Я решила пригласить знакомого, который занимался отладкой швейного оборудования в ателье, а поскольку я там когда-то работала, то он меня, надеюсь, вспомнит и поможет мне.
Василий Иванович очень спокойный и уравновешенный мужичок, хромой и с большим уродливым горбом на спине. Кроме всего прочего у него еще была большая бородавка на носу. И, честно говоря, эстетики в его облике было маловато. Он давно уже работает в ателье, а большего о нем я ничего не знала. Он пришел, посмотрел машинку, удивился, что она вообще шьет и начал настраивать. Не прошло и часа как все было готово.
-Василий Иванович, приглашаю вашу жену пошить у меня что-нибудь, - сказала я, расплатившись с ним.
-Танечка, да я же не женат! Ты разве не знала?
-Ой, извините, я о вас действительно ничего не знаю.
-А ты что, не работаешь? Почему на дому шьешь?
-Ну почему, работаю. Я работаю посменно в геологической экспедиции, дежурю на рации. В свободное время шью, потому что мне это интересно, а еще, потому что там мало платят.
На этом мы с ним попрощались. Вечером за традиционным чаем, я рассказала мужу о Василии Ивановиче. Он его, конечно, знал. В нашем маленьком поселке многие знают друг друга. Это я, как белая ворона, почему-то не запоминаю о людях их личную информацию. Почему-то из меня она тут же улетучивается.
Где-то, через неделю мне позвонила женщина, и попросила пошить несколько платьев к отпуску. Я согласилась. И вот она у меня. Оказалась очень разговорчивой, свойской, как-будто мы с ней были знакомы всю жизнь. Представилась Зиной, хотя по возрасту мы слишком разные, она ближе к возрасту моей мамы. Разговорились.
-Зинаида, а кто вам мой телефон дал?
-Настройщик, Василий. Он у тебя недавно был.
-А, конечно. Я приглашала его жену пошить у меня, а он сказал, что не женат.
-Был неженат, а теперь будет женат. – С уверенностью сказала Зинаида.
-Это кто ж его осчастливит?
-Я!- постановила она.
Я была очень удивлена, если не сказать большего. Она миловидная, фигуристая женщина, очень подвижная, разговорчивая, просто сгусток энергии. Я представила ее рядом с калекой Василием Ивановичем, как-то он сюда не вписывается. Ну, кто их знает, а вдруг у них получится.
-Он никогда не был женат. Представляешь? Конечно, у него в квартире все добротно и аккуратно, но совершенно неуютно. Наверное, трудно поначалу будет, потому что он привык сам. Ну, я надеюсь.
-А вы давно друг друга знаете?
-Мы два года переписывались. Нас общая знакомая по почте свела. Потом он пригласил меня к себе. Я продала свой маленький домик в Ягодном и приехала.
Она рассказывала, а я в это время снимала с нее мерки. Было впечатление, что это просто какой-то рассказ, а не жизнь её.
-Конечно, он так долго был один, как он говорит, что у него вообще женщины не было давно. Ну а я, ты посмотри на меня, мне же не только разговоры нужны, сама понимаешь. А он едва раз в неделю может.
-Ну, может не сразу, постепенно все восстановится, и будет чаще. Наберитесь терпения. Ну, честно говоря, никак не ожидала, что вы решитесь с инвалидом связать свою судьбу.
-Да, знаешь, лишь бы человек был хороший.
Потом мы выбрали фасоны вещей, под те отрезы тканей, что она принесла. Было 10 отрезов, половина хлопчатобумажные. Потом мы договорились о дне примерки и она ушла.
Еще некоторое время я была под впечатлением от ее рассказа и меня не покидало чувство удивления. Всё бросив, приехала в чужой поселок, где у нее не было никого знакомых, кроме Василия Ивановича, и то заочного. Ну, приехала бы посмотреть сначала, так ведь нет же, продала дом и приехала. Потрясающе! Какие интересные люди!
Встретились мы с ней через неделю, я ее пригласила на первую примерку. Фигура у неё была стандартная, всё получилось с первого раза, так что примерка удалась на славу. Да и ей все вещи понравились. Я у неё не стала спрашивать, как у них с Василием Ивановичем обстоят дела, как идет притирка характеров, подумала, что ей и так не легко. Но Зинаида за чаем сама об этом рассказала:
-Ты знаешь, Тань, я не думала, что будет настолько тяжело с ним. Ну, во-первых, он жадный или скупой, ну, я не знаю. Я таких всегда презирала. А тут приходится жить с таким. Я думала сначала, что он просто экономит на отпуск, ну как мы все, чтобы там шикануть. А он не такой. Я теперь понимаю, почему он холостяк. И ты знаешь, такой мелочный, сдачу сто раз пересчитает. Да чтобы я сдачу считала, да никогда! - Она аппетитно отхлебнула чай, вся погруженная в себя и продолжили с надрывом, - Чтобы все у него лежало на своих местах. Ну, подумаешь, я халат не вешаю, а кидаю его на спинку кровати, ну привыкла я так! Он сначала молча вешал на вешалку, а теперь стал высказываться по этому поводу. Меня это бесит! Ну, может быть к этому привыкнуть можно, ну может быть я бы и привыкла, но. Есть одно «но». Я думала, что поскольку он был долго один, то будет жадный на интим, а он не может. А для меня это очень важно. А так просто спать, на кой черт мне вообще муж? К тому же еще и скряга. Нет, Тань, ты посмотри на меня, я ж извелась вся! Я ему и массаж, и белье красивое купила, перед ним задом кручу, а он нулевой. Представляешь? Еще за белье меня отругал, что, мол, дорогое. Я ж не на его деньги купила. Вот ведь вляпалась! Даже не знаю, что и делать.
У нее было написано страдание на лице. И вообще лицо было очень подвижное, как у хорошего актера.
-Послушай, Зина, может на материке есть какое-нибудь средство в аптеках? Есть у тебя там родственники? Может, пришлют?
-Ой, Танюша, я ж ему предлагала! Он на отрез отказался лечиться. Говорит, что уже в возрасте, что это так часто ему не надо. А мне тогда что делать? Любовника искать?
Попив чаю с пирожками с брусникой, как это и принято на Севере, мы договорились, когда прийти за готовыми вещами и она ушла. Про таких, как Зина говорят: «Кровь с молоком» или «Баба ягодка», или «Огонь баба», или что-то в этом роде. В моей жизни я впервые встретила такую. С одной стороны мне жаль её, а с другой стороны, я как-будто осуждала её. Зачем же так кидаться в омут с головой? Но это с моей позиции, по моему характеру, но она же другая. Что её толкнуло на такой поступок? Одиночество? Неудовлетворенность? Страх перед старостью? Стыд перед соседями, за то, что не могла найти в своем поселке мужчину, который бы её удовлетворил. В маленьком поселке добросердечные соседки со свету сживут. Она открыта, вся на виду. Конечно, я не должна осуждать, потому что я не была в её шкуре.
Через неделю мы с ней встретились. Она померила все окончательно пошитые вещи, осталась довольна, расплатилась со мной и ушла. В этот раз она мне ничего не рассказывала, а мне неудобно было спросить об этом. Расспросами, мне казалось, я могу причинить ей боль, ну если не боль, то поднять волну эмоций.
Гуляя летом с детьми по центральной улице нашего поселка, я встретила Зину. Она вся светилась.
-Зина! Привет! Как поживаете? Вы не поехали в отпуск?
-Привет, Танюша! Промывочный сезон кончится и поедем. У меня все отлично! Я ушла от этого импотента. Теперь я с Володей из старательской артели. Теперь-то у меня во всех отношениях все в порядке, - сказала она, немного сбавив громкость и намекая на интим, - Мужик, он мощный, хоть каждый день, правда, он женат. Но они не живут давно, просто не разведены.
-Это он сказал или это действительно так?
-Это мне старатели из его артели сказали, они врать не будут, им это ни к чему. А мне, зачем официально замуж? Мне и так хорошо. Поживем, а там видно будет. Но, знаешь, мы думаем одинаково о многих вещах, одинаково к деньгам относимся и вообще. Я у них в артели поваром работаю. Ребята довольны, с Володей рядом. А сюда я приехала за продуктами. Ну, я побежала, а то машина ждет. Спасибо тебе! И всего доброго!
-Счастья вам! Здоровья! Всего доброго.
Пословица идеальная: «Кто ищет, то найдет». Кто деньги ищет, как заработать, кто – как их спустить, кто – надежного друга, а кто – партнера на ночь. Каждому своё.