ДОМ КУПЦА П. БЕЛОГЛАЗОВА
д Тимохово.
В середине Заонежского полуострова, на берегу небольшого озера стоит однодворная деревушка Тимохово. Вся деревня это лишь один дом, но какой!!!
Построенный в 1886 году огромный симметричный пятистенок и сейчас поражает своим невероятно нарядным декоративным убранством, являя собой интересный синтез народного домостроения и вкусов конца 19 века. Этот чудо дом-комплекс сразу же приковывает внимание к себе. Его владелец Пётр Алексеевич Белоглазов имел в Санкт Петербурге лавку и привозил из столицы не только технические новинки, но и идеи для декоративного оформления своего жилища.
Заонежье самый прихотливый на различные архитектурные формы регион Карелии, один из немногих районов, которые входят в понятие "Русский Север"- жили здесь большей частью именно русские люди. Огромная водная гладь, транзитные водные пути, большое количество заселённых островов создали какую то свою собственную миникультуру. Именно тут записаны многие былины и плачи, тут созданы и стояли деревянные дома всех типов- кошель, глаголь, брус. Сейчас от всего этого богатства остались лишь жалкие остатки, но много-много интересных зданий стоят ещё на этой земле! Таких роскошных домов, как дом в Тимохово, можно пересчитать по пальцам одной руки, тем интереснее встреча с ним.
Строенный брусом, двухэтажный дом с декоративным балконом покрыт множеством резных элементов- это пропильные балясины и ветренницы, наличники и причелины. Во времена оные был этот дом щедро украшен краской и росписями, сейчас лишь еле заметные следы подсказывают о цветах, которые давно осыпались, но на подшивке балкона хорошо сохранились нарисованные часы и две розетки. Это удивительно, ведь традиции домовой росписи в Карелии как таковой не было и кроме данных рисунков мною найден лишь ещё один дом с розанами.
Стоит однодворная деревня Тимохово в паре километров от села Шуньга- некогда это был крупнейший торговый центр Карелии, в котором дважды в год проводились ярмарки- Благовещенская и Крещенская. До появления железнодорожных путей вся торговля проводилась на вот таких перевалочных базах- ярмарках. Распределены они были таким образом и устраивались в такое время, что бы удовлетворить нужды торговцев различными видами товаров. В конце 19 века в Архангелогородской губернии проводилось 13 ярмарок, в Вологодской 150, а в Олонецкой 40. Самым крупным торжищем была Маргаритинская ярмарка в Архангельске, и хотя с образованием Санкт-Петербурга её значение сильно упало, тем не менее это был один из крупнейших рынков импорто-экспортных товаров.
В Шуньге масштабы были конечно поменьше- 400 лавок и амбаров для товаров, постоялый двор и 6000 купцов на торжищах ежегодно. Специализировалась она на торговле товарами от лопарей- оленье мясо, шкуры, меха. Из поморских районов везли рыбу, ворвань, с юга шли ткани и хлеб. Была эта ярмарка с нашей точки зрения несколько необычной- большинство товаров на ней купить было нельзя. так как они были проданы (заказаны) на предыдущей год назад. Торговал своими изделиями и местный народ-съезжалось его видимо-невидимо. Обделённым развлечениями людям эти ярмарки были и местом купли продажи, и отдыха и знакомств. Вместо с оптовиками в большом количестве прибывали и коробейники офени- торговля лентами, бижутерией, книгами, лубочными картинками и прочей носимой мелочью лежала именно на них. Строились балаганы, аттракционы. открывались "казёнки" со спиртным. Были такие мероприятия и местом знакомства и сватовства: молодёжь одевала лучшее что накопили из одежды их семьи и напоказ выставляли свою красоту и рукодельную роскошь. Некоторые вещи показались бы нам забавными- так морковь в конце 19 века воспринималась не как банальный овощ, а как кондитерское изделие наподобие сахарных петушков на палочке- и степенные отцы семейств и смешливые девицы ходили по торговым рядам, грызя алые и сладковатые корнеплоды. Массово были распространены подделки пищевых продуктов- масел, чая, кофе, вина, кондитерских изделий ( из результатов исследования конфет рубежа 19-20х веков: " окраска этих изделий почти всегда бывает искусственной, причем нередко краски ядовиты. Таковы, например, зеленые краски из яри-медянки, французской и швейнфуртской зелени, содержащей мышьяк; красные — из киновари и сурика; белые — из свинцовых и цинковых белил; синие — из минеральной и королевской лазури; желтые - из свинцового глёта, аурипигмента, гуммигутта, пикриновой кислоты и т. д."), макароны и консервы. Порой народ буквально умирал от такой продукции.
Весело и ярко проходили эти ярмарки- с драками и пьянками. гармонями и хороводами. Воров как правила забивали толпой насмерть и счастье было для него, если только увечили и отдавали полицейским. Массово применялись позорные наказания для мелких воришек- дёгтем там измазать или к столбу привязать. Это был обязательный развлекательный элемент любого такого торжища: "поймали вора!"
С появление железных дорог, что Архангелогородской, что Мурманской значение ярмарок резко упало и вскоре они превратились в местные рынки для ремесленных товаров да в праздничные гулянья. Надо сказать, что именно появление железок положило начало исхода населения из этих территорий- не являясь производителем уникальной продукции, земли эти богатели за счёт транзитного своего положения. Находясь посередине между сельскохозяйственным югом и промысловым севером, местный народ медленно набирал своё богатство обслуживая нескончаемую череду торговых обозов. Обозы двигались до ужаса медленно, возницам нужен был кров, нужно было питание и поэтому местному крестьянину было кому продавать излишки своей продукции. Но как только промчались первые поезда, купцы быстро смекнул. что прогресс это выгодно!!! И сместились торговые пути и прекратились обозы и никому не стала нужна местная продукция. Более того- всё привозное , в противоречие со здравым смыслом, подорожало- ранее купцу было выгодно продавать на пол пути ту же треску с небольшой наценкой, ибо товар шёл долго, сани были тяжелы.... Но когда товарооборот весь пошёл по ж/д, торгашам стало невыгодно продавать вблизи товар с малой наценкой. ибо через сутки он будет уже в столице. где его можно сбыть в тридорога. Так и получилось, что от железной дороги выиграл бизнес, но проиграли простые люди. И повалили они в крупные города на заработки ибо прокормиться на своей земле стало сложно.
(фотографии и текст Николая Телегина)



