Блаудрук
Доброго времени суток всем любительницам рукоделия!
Особое спасибо всем написавшим комментарии на мой предыдущий топик.
Сегодня я хочу продолжить свой рассказ о Блаудрук.
Тема сегодняшнего топика - война вайды и индиго, котрая длилась в Европе более трех столетий.
Мода на новые оттенки синего в декоративных тканях и одежде получила большое распространение в Европе в конце 17-го и в течении 18-го века во многом благодаря увеличевшемуся экспорту индиго.Этот экзотический пигмент был известен ещё с древности, но власти многих городов и стран запрещали его ввоз и применение, чтобы защитить местных производителей вайды и процветающую торговлю этим красителем, которая обогащала казну. Так было, в частности, во Франции и в некоторых областях Германии, где красильщикам очень долго запрещалось использовать индиго. Однако, постепенно выяснилось, что индиго стоит дешевле, а красит гораздо лучше вайды, и постепенно импортный краситель вытеснил местный, а потом вайда практически вышла из употребления.
Эту краску добывают из листьев индигоноски, растения, которое насчитывает множество видов, но ни одно из них не встречается в Европе. Растёт она в Индии и на Среднем Востоке, - зто кустарник, вырастающий до 2-х метров в высоту. Красящее вещество - (индиготин) получают из верхних молодых листочков.Оно придаёт шёлковым, шерстяным и хлопчатобумажным тканям настолько насыщенный и стойкий синий цвет, что красильщику почти не приходится использовать протраву, чтобы закрепить краску в волокнах ткани: достаточно опустить ткань в чан с индиго, а затем разложить для просушки. Если цвет оказывается слишком бледным, эту операцию повторяют несколько раз.
В регионах, где поизрастает этот кустарник, окрашивание индиго практикуется ещё с неолита; в древности существовала даже мода на одежду в синих тонах (в Судане, на Цейлоне, в Индонезии). Также достаточно быстро индиго стал экспортным продуктом; в частности,его вывозили из Индии на Ближний Восток и в Китай. Библейские народы начали его применять задолго до рождения Христа; однако стоит эта краска дорого и применяется только для высококачественных тканей. А в Европе, напротив, использование этого красителя остаётся ограниченным, и причина не только в дороговизне , но ещё и в том, что синие тона здесь мало популярны. Для римлян синий цвет - цвет варваров, кельтов и германцев, которые, по свидетельствам Цезаря и Тацита, раскрашивают тело синей краской для устрашения врагов. В Риме синие одежды считаются признаком дурного вкуса или признаком траура. Этот цвет часто ассоциируется со смертью и подземным царством.
Однако римлянам, как и до них грекам, знаком азиатский индиго. Они умеют отличать этот действенный краситель от вайды, производимой кельтами и германцами, и знают,что его привозят из Индии: отсюда и его название - indicon по-гречески, indicum по - латыни. Но они не знали о его растительном происхождении и думали, что это минерал, lapis indicus ("индийский камень"). Дело в том, что индиго продавался в Европе в высушенном и спресованном виде, компактными блоками.
Согласно источникам, с конца 13-го века новый краситель начинают продавать в Венеции, а в следующем столетии - в Лондоне, Марселе, Генуе и Брюгге. Первое время торговцам вайдой удаётся отразить натиск конкурентов. Они добиваются от королевских чиновников и городских властей, чтобы красильщикам запретили работать с индиго: иначе, говорят они, производителей вайды ждёт неминуемое разорение.
К счастью для всех, чьё благополучие зависит от вайды, в 15 веке на Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье начинается турецкое нашествие, и это значительно затрудняет поставки товаров из Индии и Азии. Производители и продавцы вайды могут свободно вздохнуть. Но их радость продлится недолго.
Через несколько десятилетий европейцы обнаруживают в тропических регионах Нового Света различные виды индигоноски, которые дают ещё более качественный пигмент, чем виды, произрастающие в Индии. Для выращивания индиго, к тому же, всё чаще и чаще используется рабский труд: в итоге, несмотря на долгий путь через океан, себестоимость краски ниже, чем у европейской вайды.
Это решает дело: несмотря на жёсткую протекционисткую политику властей, несмотря на объявление экзотического продукта "вредным, фальшивым, злокачественным, разъедающим, пагубным зельем", в мастерских красильщиков европейская вайда мало - помалу уступает место американскому индиго. Из европейских стран в этом больше всего заинтересована Испания, потому что экспорт индиго приносит ей несметные богатства. Первой сдаётся Италия. С середины 16 века через Геную начинаются массовые поставки индиго из Вест- Индии, а Венеция возобновляет его импорт из Ост-Индии. К концу столетия наступит очередь Англии. Германия и Франция, основные производители вайды, продержатся дольше, но ценой больших усилий и жертв. Но, несмотря на все ограничительные меры, индиго проникает повсюду, и в 1737 году закон вынужден капитулировать. Портовые города, такие как Бордо, Нант и Марсель богатеют и процветают, а вот Тулузу, столицу вайды, ждёт разорение. В Лангедоке исчезает целый слой общества: это люди, чья профессия прямо или косвенно связана с вышедшей из употребления краской, -производители и обработчики, перевозчики, приёмщики, мелкие торговцы.
То же самое в Германии: Эрфурт и Гота и многие другие города Тюрингии, вместе с ближайшими деревнями, теряют главный источник дохода, когда местные власти окончательно снимают запрет на применение индиго.Это решение прнимается с аналогичным эдиктом короля Франции - в 1737 году .Начиная со следующего года выращивание и обработка вайды в Германии прекращаются, и все красильные мастерские переходят на индиго, устрашающий своей эффективностью экзотический продукт, который ещё в 1654 году сам император Фердинанд III называл Teufelsfarbe, "дьявольской краской".
Когда в конце 19 века появляются искусственные красители,это становится тяжёлым ударом для выращивания красильных растений и торговли ими. Индиго не избежит общей участи. В 1878 году немецкий химик Адольф фон Байер открывает процесс химического синтеза индиготина. Двенадцать лет спустя Хойман усовершенствует этот процесс. И фирма BASF (Badische Anilin und Soda Fabrik) приступает к промышленному производству искусственного индиготина.
Надеюсь, что не очень утомила вас этой статьёй. А, если вы добрались со мной до конца, то хочу сказать, что в её составлении я опиралась на многие источники, но самую большую (ударение на о) её часть я позаимствовала из замечательной книги Мишеля Пастуро "Синий. История Цвета."
Продолжение следует.....
Blaudruck = Кубовая набойка
www.youtube.com/watch?v=3LYpAwWWCo8