Уральская горка из самоцветов
В Минералогическом музее ИрГТУ хранится очень интересный экспонат.
“Горка из уральских самоцветов” – конец XIX века, работы художника–камнереза А.К. Денисова-Уральского
Промысел по созданию самоцветных горок зародился в XVIII веке, конечно же, на Урале. Изделия уральских кустарей рассматривались не только как украшение интерьера, но и как особая форма коллекций самоцветов.
В единую композицию в форме скалы или горки соединялись различные минералы: хрусталь, топазы, малахит, агат, гранаты и многие другие, образуя гармоничный «букет» из камней. Такие горки пользовались хорошим спросом у знати и состоятельных купцов, показывались на международных выставках, их продавали за границу.
Однажды екатеринбургский богач Баричев приобрел в Париже каменную горку и привез ее обратно на Урал. Оказывается, в горку, вместо отходов изумруда, были вставлены драгоценные кристаллы. Когда изумруды покрыты породой — изумрудным сланцем — и не огранены, трудно определить, ценны ли они. А Баричев понимал толк в камнях, он и разбогател на скупке уральских самоцветов. В Париже он заплатил за горку 350 франков, вынул из нее изумруды, отделал их, продал за несколько тысяч франков, а горку затем сбыл на Урале за 100 рублей. Как попала та уральская горка в Париж — неизвестно. Выяснено только, что собирала ее в Екатеринбурге сестра известного художника А. К. Денисова-Уральского — Старцева, большая любительница самоцветов.
Самым выдающимся мастером «горок» был Алексей Козьмич Денисов-Уральский, трудившийся во второй половине девятнадцатого — начале двадцатого веков, которого называют уральским Фаберже. Происходил он из екатеринбургской династии мастеровых-ювелиров, и произведения его были любимы не только местным людом, но и самыми видными представителями купечества и дворянства; его «горки» быстро стали знамениты, экспонировались на выставках в Санкт-Петербурге, Вене и Париже. Большая часть изделий осела в частных коллекциях, и сегодня осталось немного старинных «горок», доступных широкому зрителю в российских музеях.
Сегодня этот промысел тоже живет. Есть мастера, которые специализируются именно на нем. Горка из самоцветов – это не просто набор минералов. Человек, создающий ее, должен хорошо чувствовать камень, уметь творить из него красоту, которая привлекает и радует глаз, вызывает истинное наслаждение.
Есть названия камней, про которые вообще первый раз слышу. Спасибо, Вера
Ольга, спасибо! Это не удивительно. Я каждый день узнаю новые названия минералов. А еще каждый самоцвет, помимо общепринятых названий имеет с десяток местных разновидностей со своим названием)
Вера, огромное спасибо, что познакомили с ранее неведомым!
Наталья, спасибо! Рада поделиться красотой)
Очень интересно !
Онуте, спасибо Вам!
Очень интересно, Вера. Спасибо.
Любовь, спасибо, что читаете блог. Это весьма приятно)
Спасибо, Вера за интересную информацию, за красоту .
Галина, спасибо! Рада поделиться. Сама недавно узнала)
Какая красота!!! Просто завораживает!!! Спасибо!!!
Какой малахит красивый! Недаром люди в сказах Бажова с ума сходили.
Да, теперь малахита на Урале мало. А раньше огромные вазы из него вытачивали)
Интересно. Да, имеет смысл, когда у тебя маленького размера самородки. Я люблю самородки и не люблю обработанных камней.
Люблю камни, минералы, самоцветы, драгоценности в любом виде)
Очень гармоничные композиции!
Спасибо, Вера! Очень очень иетересно!
Какая красота! Глаза разбегаются
Да, точно. Каждую картинку нужно внимательно рассматривать. Так много информации)
Как интересно! Спасибо!
Спасибо за интерес к теме)
Ах!!!
Спасибо, очень интересно! С удовольствием все рассматривала и сохранила себе часть фотографий — очень уж есть красивые сочетания цвета и фактуры!
Спасибо! Это мой метод) Сохраняю интересные материалы и вдохновляюсь этой красотой
Очень интересно! Я впервые вижу подобные горки)) Обратила внимание: практически у каждой горки наверху хрусталь или раухтопаз — наверное это канон.
Наверное, такие красивые кристаллы больше всего подходят для вершины горки — как звезда на елке)