Фарфор эпохи рококо
Стиль рококо, зародившийся во Франции XVIII столетия, был утонченным продолжением и завершением пышной эпохи барокко. Название рококо происходит от французского слова rocaille – раковина. Очертания раковин угадываются в прихотливых переплетениях изящных рокайльных орнаментов того времени. Интерьеры, оформленные в стиле рококо, украшенные гирляндами лепных орнаментов, часто дополняли фарфоровыми скульптурами, и композициями, иногда в серебряных или бронзовых оправах, которые размещали на каминных полках, витринах или консолях.
Фарфоровая группа «Колестница» середины XVIII века, высота 30 см, Мейсен.
Большая фигурная фарфоровая группа, Людвигсбург, около 1762 г. Модель Иоганна Христиана Фридриха Вильгельма Бейера, тщательно продуманная как пасторальная сценка: пастух и пастушка, играют на инструментах под разрушенной аркой, она играет на лютне, он - на дудочке, арка увенчана вазой с цветами и крылатым путто, сбоку фонтан в виде из дельфина.
В Ораниенбаумском парке можно увидеть прекрасный образец архитектуры эпохи рококо екатерининских всемен – это «Павильон катальной горки», выстроенный по проекту архитектора Антонио Ринальди. Интерьеры павильона соответствуют всем канонам этого утонченного и прекрасного стиля. Именно здесь вы можете посетить Фарфоровый кабинет - классический интерьер эпохи рококо, украшенный фарфоровой скульптурой.
Фарфоровый кабинет расположен в восточном выступе павильона Катальной горки. Его потолок, стены, пол были расписаны Серафино Бароцци. Стены кабинета украшены лепными консолями, некоторые из которых поддерживаются фигурами обезьян.
В архивных документах 1767 года кабинет этот значился как помещение, «где будет убрано фарфором». Здесь даже пол украсили «живописной работой наподобие фарфора». С 1772 по 1775 год талантливым художником-скульптором Мейсенского завода Иоганном Иоахимом Кендлером и мастером М.-В. Асье было выполнено сорок фарфоровых групп, прославлявших русскую императрицу как «владычицу над морями и победительницу при Чесме».
Фарфоровая конная группа, изображающая императрицу Елизавету I на вздыбленной лошади в сопровождении арапчонка в сиреневой ливрее на овальной основе, украшенной цветами и листвой, высота 24,1 см, модель Иоганна Иоахима Кендлера, Мейсен, около 1750 г. Модель создана по образцу «Портрета царицы Елизаветы Петровны на коне» Георга Кристофа Гроота (1716-1749), который в настоящее время хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Красота, нежность и прозрачность фарфора делала его идеальным дополнением к интерьерам в стиле рококо. В начале XVIII века это был исключительно китайский фарфор. Со временем мануфактуры по производству фарфора возникли в Саксонии, Франции и других странах, сделав фарфор доступным для более широкого круга ценителей. В моду входили целые гарнитуры из фарфора разных производителей, где фигурки разного происхождения, иногда и разных эпох, объединялись в одну композицию с помощью золоченых бронзовых оправ и креплений. Импортный китайский фарфор в таких композициях зачастую соседствовал с произведениями европейских фарфоровых мануфактур.
Композиция в виде ракушки с серой глазурью из китайского фарфора первой половины XVIII века рядом с деревом, украшенным цветами из французского фарфора, в оправе из позолоченной бронзы (около 1740 г.), ширина 20,5 см.
Ваза для попурри с крышкой из китайского фарфора первой половины XVIII века в оправе из позолоченной бронзы середины XVIII века с ручками в виде драконов, высота 28 см.
Пара необычных подсвечников с фигурками смеющихся китайчат в оправе из позолоченной бронзы, китайский фарфор, около 1750 г., оправы, вероятно, французские, XIX век, высота 19 см.
На первых порах европейские фарфоровые производства стремились копировать образцы восточной керамики. Мебельщики подражали японскому и китайскому искусству, создавая лаковую мебель и производя комоды и шкафы с восточными мотивами. Интерес к китайскому искусству породил моду на подражания, которую стали называть китайщиной или стилем шинуазри.
Композиция для попурри, из мейсенского фарфора в стиле Людовика XV, середина XVIII века, украшенная фигурой китайского рыбака, держащего корзину с рыбой, в окружении фарфоровых цветов, на ажурной позолоченной бронзовой основе, высота 24 см.
Канделябр из мейсенского и французского фарфора XVIII века, украшенный фигуркой попугая, сидящего на гнезде с яйцами в корзине, на позолоченной и лакированной бронзовой основе, высота 25,5 см.
Число европейских фабрик неуклонно росло на протяжении столетия. Для создания фарфоровых композиций фабрики приглашали профессиональных скульпторов. Излюбленными сюжетами были пасторальные сценки, персонажи комедии дель-арте, бытовые сценки, фигурки птиц и животных.
Пара канделябров из мейсенского фарфора середины XVIII века, украшенных фигурками плотника и кузнеца, смоделированных И. И. Кендлером и П. Райнике, на ажурной позолоченной бронзовой основе XIX века, высота 39,5 см.
Иоганн Иоахим Кендлер (1706-1775) был главным моделистом Мейсенской мануфактуры, самого первого европейского фарфорового производства, где он в течение сорока двух лет возглавлял модельную мастерскую. Его произведения оказали существенное влияние на развитие европейского художественного фарфора и стиля рококо в целом. Скульптор Петер Райнике (1715–1768) - один из главных помощников Иоганна Иоахима Кендлера.
Скульптурная группа, изображающая султана верхом на слоне, по модели И. И. Кендлера и П. Райнике, высота 26,5 см, модель 1743 года, Мейсен.
Композиция с пасторальной сценкой из мейсенского фарфора, смоделированная Иоганном Иоахимом Кендлером, изображает даму, играющую на мандолине, и джентельмена, преподносящего ей цветы. Статуэтка установлена в беседке из позолоченной бронзы в окружении шестнадцати французских фарфоровых цветов, высота 41 см, середина XVIII века.
Пара статуэток из мейсенского фарфора – музыкант и танцовщица, смоделированных И. И. Кендлером и П. Райнике, высота 19,3 см, 1750 г.
Фигурка из мейсенского фарфора, изображающая сеньора Панталоне, одного из персонажей комедии дель-арте, модель И. И. Кендлера, высота 15,3 см, около 1741 г.
Аллегорическая фигура Азии в виде женщины в восточной одежде, сидящей на верблюде, модель И. И. Кендлера и И. Ф. Эберляйна, около 1760-1860 гг.
Подсвечник в стиле Людовика XV из мейсенского фарфора в позолоченной бронзовой оправе с фигуркой лани (около 1760 г.), смоделированной Иоганном Иоахимом Кендлером, высота 19,7 см.
Французский настольный фарфоровый фонтан (емкость для кипятка, аналог самовара) из селадона, украшенный гнездом с птицами из мейсенского фарфора (около 1750 г.), в позолоченной бронзовой оправе высота 29 см.
Пара фарфоровых попугаев середины XVIII века на позолоченных бронзовых подставках, высота 14,3 см, Мейсен.
Пара канделябров из мейсенского фарфора середины XVIII века, украшенных фигурками детей, одетых как Арлекин и Коломбина (около 1765 г.), в позолоченной бронзовой оправе, высота 22 см.
Композиция в стиле Людовика XV из мейсенского фарфора, украшенная фигуркой турчанки (около 1750 г.), в позолоченной бронзовой оправе.
Чернильница из мейсенского фарфора в позолоченной бронзовой оправе с тремя сосудами для чернил в виде фруктов, длина подставки 35 см, около 1740 г.
Подсвечник из мейсенского фарфора в позолоченной бронзовой оправе с фигуркой курицы с цыплятами (около 1745 г.) в окружении металлических ветвей с фарфоровыми цветами (Франция, 19 век), высота 18 см.
Подсвечник 'LANTERN' в стиле Людовика XV в позолоченной бронзовой оправе с фарфоровыми цветами (около 1740 г.), высота 40 см.
Композиция из мейсенского фарфора в позолоченной бронзовой оправе в стиле Людовика XV(около 1750 г.) высота 27 см.
Пара подсвечников из мейсенского фарфора, украшенных фигурками кошки и собаки (около 1750 г.), в позолоченной бронзовой оправе, высота 14 см.
Пара канделябров из французского и мейсенского фарфора, украшенных фигурками продавцов овощей (около 1755 г.), в более поздней позолоченной бронзовой оправе, высота 27,5 см.
Спасибо, Марина! Мне очень приятно)
Спасибо, Вера! Не была в фарфоровой комнате, а жаль((( Фарфор всегда интересен, а тут работа тонкая, хотя и не самый любимый стиль))))) подсвечники парные интересны необычностью своей.
Спасибо, Наталия! К сожалению, Катальная горка сейчас закрыта на реставрацию, и очень давно. Но зато открыт большой дворец, и там много интересного. Очень рекомендую посетить))
Понятно, а в Питере давно не была(((((
Дв, сейчас я тоже редко выезжаю)
Всегда пожалуйста!
Спасибо большое. Интересно как всегда.
Одно только замечание: не представлен подсвечник с ланью, повторяется фигурка женщины на верблюде.
Да, действительно промахнулась) Сейчас поправлю. Спасибо!
Вера, очень давно Вас не было. Рада возвращению и интересному топику. Надеюсь, у Вас все хорошо?
Нина, спасибо! У меня все хорошо. Просто было недосуг. Подборки отнимают много времени, так что делаю их, когда свободна. Сейчас подготовила 3 публикации по фарфору, а потом — на дачу. Будет дачный перерыв)
Ну и хорошо, что все хорошо)). Желаю плодотворного дачного сезона.
Спасибо, Вера! Удивительные работы — их не только выполнить, но и сохранить сложно)))
Спасибо, Меленв! Меня это тоже всегда поражает — такие хрупкие вещи и в такой сохранности)
Верочка, с возвращением! Полюбовалась с удовольствием на фарфор 18 века! Фарфор -это удивительное изобретение человечества, очень люблю фарфор за красоту, нежность и прозрачность. На эти фигурки в оправах можно любоваться бесконечно! Верочка, спасибо !
Спасибо, Зоя! Вернулась ненадолго) Летний перерыв скоро)
Верочка, как давно Вас не было видно. Очень, очень Вас не хватало .
Спасибо за интересные материалы. Как много добра и света Вы приносите !!!
Спасибо большое! Постараюсь больше не делать таких больших перерывов))
Вера, очень рада видеть Вас снова и как всегда с интересной публикацией! Люблю рассматривать изделия из фарфора, особенно такого великолепного качества! В Мюнхене есть комплекс замков Обершляйсхайм и в нем павильон Люстхайм — прибежище радости. Там собрана чудесная коллекция мейсенского фарфора. Люблю там бывать. И кроме того в Мюнхене работает Нимфенбургская фарфоровая мануфактура и при ней очень интересный музей.А это люстра из дворца Линдерхоф тоже мейсенского фарфора — небольшой подарок Вам в благодарность за Ваши сообщения!
Наталия, спасибо за подарок! Очень люблю фарфор. «Заболела» этим еще в советские времена. В Ораниенбауме в Китайском дворце экспонировалась большая коллекция. Надеюсь, что когда-нибудь доведется и мейсенский фарфор посмотреть))
Бог мой, какое изящество и фантазия!
Не даром французы — законодатели моды!
Вера, СПАСИБО! Как всегда очень интересно! Я скучала без Вас...
Надежда, спасибо! это и лестно, и ответственно))
Столько красоты и изящества!
И очень интересно читать. Вера, Вы делаете большую, полезную работу! Спасибо!
Татьяна, спасибо вам! Всегда приятно получать похвалу и добрые слова в свой адрес) И большое вам спасибо, что не скупитесь))