Хлебников – витражная эмаль
Ювелирная фирма, основанная Иваном Петровичем Хлебниковым в 1871 году, прославившаяся своими изделиями из серебра с эмалью, просуществовала вплоть до 1917 года.
После национализации фабрика Хлебникова была перепрофилирована, на ее базе начал функционировать платиновый завод, который выпускал продукцию для лабораторий, электрохимической и химической отраслей промышленности. Продолжалось также производство столовых приборов, на которые ставилось клеймо «Платин-прибор».
Продукция фабрики Хлебникова отмечена разнообразием стилей: новорусский, необарокко, неорококо, неоклассицизм, модерн. Искусные мастера фабрики владели всеми известными способами эмалирования – перегородчатой, выемчатой, живописной и витражной, самой сложной из известных техник.
В технике витражной эмали (plique-à-jour, фр.) сначала создается проволочный каркас, похожий на ажурное кружево. Затем промежутки заполняют прозрачной разноцветной эмалью и запекают в муфельной печи. В результате изделие получается похожим на старинный витраж. Как вариант, эмалью могут заполняться сквозные прорезные отверстия в серебряной основе изделия.
Серебряная позолоченная тацца с изогнутым краем в виде ламбрекена, украшенная витражной эмалью plique-à-jour, диаметр 18,7 см, Хлебников, Москва, около 1885 г.
Серебряная позолоченная чаша, украшенная витражной эмалью plique-à-jour, диаметр 9,6 см, Хлебников, Москва, 1908-1917 гг.
Серебряный позолоченный ковш и чаша, украшенные витражной эмалью plique-à-jour, длина ковша 19,5 см, Хлебников, Москва, около 1890 г.
Серебряный позолоченный портсигар, украшенный витражной эмалью plique-à-jour, длина ковша 8,6 см, Хлебников, Москва, около 1890 г.
Серебряная позолоченная чаша для шампанского, украшенная витражной эмалью plique-à-jour, высота 11,5 см, Хлебников, Москва, около 1880 г.
Серебряный позолоченный ковш, украшенный выемчатой, гильошированной и витражной эмалью plique-à-jour, длина ковша 15,5 см, Хлебников, Москва, около 1895 г.
Серебряный позолоченный ковш, украшенный выемчатой, гильошированной и витражной эмалью plique-à-jour, с ложкой из серебра и выемчатой эмали, длина ковша 18,7 см, Хлебников, Москва, около 1899-1908 гг.
Серебряная позолоченная чаша, украшенная витражной эмалью plique-à-jour, диаметр 9,8 см, Хлебников, Москва, 1908-1917 гг.
Серебряная позолоченная чаша, украшенная витражной эмалью plique-à-jour, диаметр 9,5 см, Хлебников, Москва, около 1910 г.
Серебряная позолоченная тарелка, украшенная выемчатой, гильошированной и витражной эмалью plique-à-jour, диаметр 19 см, Хлебников, Москва, 1908-1917 гг.
Серебряная позолоченная чаша, украшенная перегородчатой и витражной эмалью plique-à-jour, диаметр 10,7 см, Хлебников, Москва, 1899 г.
Серебряная позолоченная лампада, украшенная витражной эмалью plique-à-jour, Хлебников, Москва, около 1890 г.
Серебряная позолоченная чаша, украшенная витражной эмалью plique-à-jour, диаметр 9 см, Хлебников, Москва, 1908-1917 гг.
Серебряная позолоченная чаша, украшенная витражной эмалью plique-à-jour, диаметр 10,5 см, Хлебников, Москва, 1896-1908 гг.
Две серебряные чаши для пунша, украшенные витражной эмалью plique-à-jour, высота 18,8 см, Хлебников, Москва, около 1910 г.
Две сребряные позолоченые чайницы в стиле шинуазри, украшенные витражной эмалью plique-à-jour, Хлебников, Москва, 1894-1895 гг.
Маленькая серебряная чаша, украшенная витражной эмалью plique-à-jour, диаметр 8,9 см, Хлебников, Москва, около 1910 г.
Какая красота! Спасибо!
Спасибо! Это, пожалуй, один из самых эффектных видов эмали)
Спасибо, Вера! Действительно эффектные работы — интересное решение с сочетанием разных видов эмали.
На некоторых особо сложных изделиях использовали до трех видов эмали. Очень часто вижу комбинацию выемчатой и перегородчатой эмали. А живописная почти всегда идет с орнаментом в одной из этих техник
Спасибо! Познавательно, интересно и работы все чудесные ))
Спасибо! Дух захватывает от такой красоты.
Это да. Жаль, что этот вид эмали в наши дни практически не используется)
Спасибо, Вера!
Спасибо, Наталья)
Верочка, опять я узнаю новое! В одном изделии несколько видов эмали еще не было! От этого они еще краше, изысканнее. Очень красиво! Спасибо огромное за такую красоту !!!
Зоя, спасибо! В сложных изделиях крупных фабрик часто использовались несколько техник в декоре. А уж живописная эмаль практически всегда заключена в орнамент из перегородчатой или выемчатой эмали)
Вера, спасибо за красоту!
Люба, спасибо за добрые слова!
Красота!!! Витражные эмали всегда такие красивые!!! Хотя конечно эмали все красивые, независимо от технологии)) Чудесная подборка, спасибо!!
Витражную эмаль все-таки нужно смотреть на просвет)
Жалко, что нельзя увидеть как выглядела такая вот чаша, наполненная вином. При хорошем освещении это должно быть красивое зрелище)
Вот и ч так думаю. Остальные вещи можно и в витрине посмотреть. А витражную эмаль — на просвет)
Как всегда,-красиво! Спасибо, Верочка, за труд.
Леночка, спасибо!
Удивительные, красивые вещи! Буйство красок, цвета… А сколько фантазии...
Да, очень хочется такую вещь посмотреть на свету. Это должно быть волшебно