Уральский нефрит от Фаберже
До начала 20 века поделочные камни играли второстепенную роль в производстве фирмы Фаберже. Предметы из полудрагоценных пород служили для изготовления мелких предметов: табакерок, набалдашников, печатей, рамок, часов, чернильниц и ламп. Почти все камнерезные работы этого периода исполнялись по рисункам и моделям фирмы на заводах Верфеля в Петербурге и Штерна в Оберштайне (Германия). Небольшие камнерезные работы приобретались от екатеринбургских кустарей и отдавались на доработку, улучшение полировки на завод Верфеля (стоимость этих исправлений зачастую превышала закупочную цену). Мастера Петергофской гранильной фабрики также доставляли изделия, изготовленные ими дома в свободное от службы время.
По мере того как увеличивались объемы применения поделочных камней в ювелирных изделиях фирмы, выходила на первый план красота самих самоцветов, их собственная эстетическая ценность, а золото и серебро становилось всего лишь оправой для этой красоты, выполняло технические функции скрепок, шарниров, затворов.
Нефрит был одним из наиболее часто используемых поделочных камней Фаберже. Наибольшее применение благодаря своей красоте, глубокому травяному цвету и превосходному качеству получил нефрит с реки Онот, закупленный заводом К. Верфеля. Одновременно твердый и вязкий, свободный от трещин, так затрудняющих обработку других камней, он дает возможность доводить исполнение работ до пределов законченности. Месторождение нефрита было найдено в гигантских валунах у озера Байкал в Сибири. Валуны можно было перемещать только зимой. По мерзлому грунту их перевозили на запряженных лошадьми санях в Санкт-Петербург.
Круглая подарочная чаша из нефрита Фаберже с накладным серебряным декором на львиных лапах (диаметр 23,4 см), мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, 1896 г.
Эта чаша представляет собой замечательно большой образец высококачественного нефрита - одного из самых крупных образцов, известных в производстве Фаберже. Чаша поражает своей технически совершенной резьбой, токарной обработкой и ручной отделкой стен до толщины всего 4 мм с идеальной однородностью. Задача создания такой чаши усложняется еще и тем, что декором предусмотрена инкрустация серебряных инициалов и памятной даты на камне.
Нефритовая ваза Фаберже с отделкой из позолоченного серебра с тремя ножками в виде рокайльных завитков (высота 15,5 см), мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, около 1895 г.
Нефритовый ковш Фаберже в виде дельфина в оправе из серебра (длина 12 см), мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, около 1900 г.
Нефритовый ковш Фаберже в оправе из серебра в славянском стиле с гранатами и хризопразами (длина 18,7 см), мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, около 1890 г.
Подставка для блокнота из позолоченного серебра и нефрита Фаберже в неоклассическом стиле (длина 13,5 см), мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, около 1895 г.
Пара подсвечников из позолоченного серебра и нефрита Фаберже в неоклассическом стиле (высота 16.2 см), мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, около 1890 г.
Кнопка звонка в виде головы совы из позолоченного серебра и нефрита (4,5 см), Фаберже, мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, 1899-1908 гг.
Настольные часы из нефрита с отделкой двухцветным золотом и жемчугом (высота 10,3 см), Фаберже, мастер Хенрик Вигстрем, Санкт-Петербург, 1904-1908 гг.
Ковш из нефрита с отделкой золотом и эмалью, украшенный рубином и бриллиантом, длина 10,5 см, Фаберже, мастер Хенрик Вигстрем, Санкт-Петербург, 1908-1917 гг.
Императорский российский двор, особенно во время правления Николая II, был известен своими дарами иностранным сановникам. Ответственность за приобретение и распределение этих даров под строгим надзором Императора была возложена на Кабинет Его Императорского Величества, который вел подробные бухгалтерские книги. Настоящий ковш стоимостью 250 рублей был доставлен от Фаберже в Кабинет Его Императорского Величества 21 мая 1909 года. Предполагаемый получатель не был указан. Украшенные драгоценностями нефритовые ковши, такие как этот, были среди предметов, регулярно вручаемых в качестве императорских подарков.
Нефритовая чаша Фаберже, украшенная серебром с эмалью, мастер Василий Соловьев, Санкт-Петербург, 1908-1917 гг.
Нефритовая чаша с отделкой двухцветным золотом, Фаберже, мастер Михаил Перхин, Санкт-Петербург, около 1890 г.
Нефритовая таблетница с отделкой двухцветным золотом и эмалью, украшенная рубином (4,2 см), Фаберже, мастер Хенрик Вигстрем, Санкт-Петербург, 1908-1917 гг.
Нефритовая печать с отделкой двухцветным золотом и эмалью, украшенная бриллиантами (6,6 см), Фаберже, мастер Михаил Перхин, Санкт-Петербург, около 1890 г.
Нефритовый ковш с отделкой двухцветным золотом, украшенный лунным камнем, Фаберже, Санкт-Петербург, около 1899-1903 гг.
Вечный настольный календарь из нефрита с отделкой из позолоченного серебра (20 см), Фаберже, мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, около 1890 г.
Пепельница с лягушкой, вырезанная из одного куска нефрита (14,7 см), Фаберже, Санкт-Петербург, около 1900 г.
Блюдо из нефрита, украшенное серебряной змейкой с рубиновыми глазами (18 см), Фаберже, мастер Карл Армфельт, Санкт-Петербург, 1908-1917 гг.
Портсигар из нефрита, украшенный двухцветным золотом и эмалью (9,2 см), с алмазной кнопкой, Фаберже, мастер Михаил Перхин, Санкт-Петербург, около 1890 г. Первоначально приобретен императрицей Александрой Федоровной (1872-1918) в петербургском филиале Фаберже 7 августа 1898 года за 250 рублей. Считается, что это подарок ее зятю принцу Генриху Прусскому (1862–1929).
Блюдо из нефрита, украшенное золотой змейкой с гранатовым кабошоном (12 см), Фаберже, мастер Александр Тиландер, Санкт-Петербург, около 1890 г.
Двойная рамка для фотографий из нефрита, украшенная гирляндами из разноцветного золота, бриллиантами и рубинами (ширина 14 см), Фаберже, мастер Карл Армфельт, Санкт-Петербург, 1904-1908 гг.
Нефритовый флакон для духов в виде корнишона, украшенный бриллиантами в золотой оправе (6 см), Фаберже, Санкт-Петербург, около 1890 г.
Подставка для ручки из нефрита в золотой оправе (12,2 см), Фаберже, мастер Михаил Перхин, Санкт-Петербург, около 1890 г.
Портсигар из нефрита, украшенный золотом, гильошированной эмалью и бриллиантами (8,5 см), Фаберже, мастер Хенрик Вигстрем, Санкт-Петербург, 1896-1908 гг.
Рамка для фотографий, украшенная золотыми стрелками с лавровыми венками и рубинами (высота 7,6 см), Фаберже, мастер Карл Армфельт, Санкт-Петербург, около 1900 г. На фото - изображение Императора Николая II и царевича Алексея в небольшой лодке.
Нефритовая бонбоньерка в виде яйца, украшенная золотом и бриллиантами (6 см), Фаберже, мастер Хенрик Вигстрем, Санкт-Петербург, 1908-1917 гг.
Ручка для трости из нефрита, украшенная рокайльным орнаментом из золота и эмали (высота 6 см), Фаберже, мастер Михаил Перхин, Санкт-Петербург, около 1890 г.
Нож для бумаги из нефрита, украшенный кабошоном из горного хрусталя и золотым рокайльным орнаментом (16,5 см), Фаберже, Санкт-Петербург, 1899-1904 гг.
Вера, спасибо за подборку! Очень нравятся натуральные камни, нравится чувствовать их прохладу..., а зеленого оттенка камни — моя слабость...
Надежда, спасибо! Рада, что подборка удалась) К камням у меня особое отношение, потому и занимаюсь бижутерией. И насчет прохлады — все так. А еще они хранят тепло, когда снимаешь ожерелье.
Да, Вера, природные камни, не смотря на их прохладу, ДУШУ ГРЕЮТ!
Очень хорошо сказано!
Спасибо! Первая ваза уникальная!!!!
Это да. Она уникальна и для императорского подарка подходит идеально. Но мне больше нравятся те, что ближе к модерну — со змейками, особенно серебряная с рубиновыми глазами)
Красивые изделия.Нефрит очень красивый камень.Мне очень понравилась первая чаша, блюдо с серебряной змейкой, и рамка для фотографий.В камне выражается вся сила, и красота природы.А человек ее подчеркнул)))Верочка, спасибо.Очень понравился топик
Леночка, спасибо! Эта рамочка и меня покорила. Такие чудесные гирлянды из разноцветного золота на зеленом фоне — просто замечательная работа!
Очень приятно смотреть на эти вещи, спасибо Вера!!! Наверное надо было бы оставлять места для комментариев после каждого предмета, их можно долго обсуждать. Мне откуда то помнится, что цена коровы в начале века была около рубля-полтора. Чтобы представить реальную ценность 250 рублей за изделие
Спасибо, Люба!
Все-таки корова стоила подороже. Нашла справку по стоимости :
Лошадь для повозки -100 рублей,
Лошадь ломовая, рабочая – 70 рублей,
Старая кляча на колбасу – 20 рублей,
Хороший конь, на котором и перед людьми показаться не стыдно было – от 150 рублей,
Хорошая дойная корова – от 60 рублей.
Наверное это было в 18 веке, тогда тоже инфляция прoисходила, откуда то цифра прибежала, не помню. Ну все равно приличная стоимость для безделушки, в принципе. И столько кропотливой работы требовалось! A интересно сколько платили самому камнерезу, полировщику? Сейчас тяжелый ручной труд стараются механизировать, это выходит дешевле, чем платить живому человеку.
С другой стороны, повседневная жизнь приходит и уходит, а эти произведения искусства будут удивлять и воодушевлять поколения после нас.
Читала, что рабочие получали от 20 руб. в месяц в начале 20 века, это совсем не много. Но продукты были дешевле. Камнерезы и сейчас есть замечательные. И механизация конкретно в этом случае не помеха. Обычно это очень увлеченные люди. И спрос на камнерезные изделия есть, и за рубежом, и у нас коллекционеры интересуются камнерезными работами. И это замечательно)
Конечно будут коллекционеры, особенно на роскошные вещи, мир полон музеев и миллионеров. Но тут еще и за старину, за известность добавочная стоимость. Вот, допустим сделана копия старинного изделия, современными методами, просто по времени гораздо быстрее, ее цена будет другая, будут копаться в микроскопах и найдут, что подделка и поэтому на порядок ниже оценят. Мир коллекционеров таков
Это так. На камнерезные фигурки Фаберже клейма не ставились, только если они с золотой отделкой. Потому много подделок. Соответственно, фигурки с доказанной историей и надежной атрибуцией стОят на порядок а то и два порядка дороже других аналогичных статуэток)
Красотища! Да еще и нефрит- зелень!!! Спасибо.!
этот зеленый цвет очень ценился во времена Фаберже. Мне тоже очень нравится)
Нефрит!!! какое многообразие цвета! Прозрачные ковши!!! блюда со змейкой!!! они же просвечивают!!! а портсигары! Спасибо Вам, Вера за красоту!!!
Татьяна, спасибо! Значит не одна я прихожу в восторг от нефрита) У него такая обаятельная полупрозрачность)
Очень изысканно и красиво! В каждом камне душа, как его собственная, так и душа Мастера. Это ощущается даже глядя на произведение! Спасибо!
Спасибо! Очень хорошо сказано)
Вечный календарь крутой! Главное не забывать переставлять цифры.
Да, классная штука, кабы не склероз)
Очень красивый камень нефрит! Его можно рассматривать и рассматривать! Очень понравился дельфинчик, змейки, рамка, где Николай Второй с цесаревичем, Во всех изделиях нефрит, то темный, то светлый, то прозрачно зеленый, просто ВОСТОРГ!!! Спасибо, Верочка за возможность полюбоваться, удачи !
Согласна на все сто %
Редкой красоты камень). Китайцы больше ценят белый нефрит. А я предпочитаю зеленый. А оттенков у него бесконечное множество. А еще интенсивность окраски зависит от толщины среза. Волшебный камень)
Такой бархатный камень, теплый
Меня всегда удивлял контраст — до обработки и после обработки. Все-таки нужет хороший мастер, чтобы показать эту красоту)
Очень красивые вещи, особенно с золотом!!! Зеленый нефрит и золото — такое красивое сочетание)) Спасибо!!
Спасибо! Красиво — и с золотом и с серебром. Не знаю, что лучше)
Сложный выбор)