Фаберже – портсигары
В середине девятнадцатого века запрет на курение в общественных местах был отменен, о чем газета «Северная почта» известила всех петербуржцев 15 июля 1865 года. К концу девятнадцатого века сигареты получили широкое распространение, а портсигары стали таким же модным аксессуаром, как, например, табакерки в восемнадцатом веке.
Спросом пользовались все виды портсигаров - от самых простых, сделанных из дерева, до самых изысканных золотых и эмалированных версий.
Мастера Фаберже усовершенствовали искусство изготовления портсигаров и довели его до совершенства. Скрытые петли, гладкие края и украшенные драгоценными камнями кнопки, гильошированная эмаль, искусная гравировка и высочайшее качество изготовления, сделали портсигары желанным подарком в те времена и предметом коллекционирования в наше время.
Большое количество портсигаров фирмы Фаберже находится в коллекции британских монархов. Эти исключительные по своей красоте экземпляры открывают подборку.
Портсигар в стиле ар-нуво из красного золота, покрытого темно-синей муаровой гильошированной эмалью, украшенный змеей из бледно-зеленого золота с чешуей, выложенной бриллиантами, кнопка украшена бриллиантом, Фаберже, 1908 г., из коллекции британских монархов.
Этот элегантный портсигар имеет уникальную историю появления в королевской коллекции Фаберже: он покинул коллекцию в 1911 году и был возвращен более двадцати лет спустя. Корпус представляет собой одно из величайших проявлений стиля модерн Фаберже, с его извилистой змеей, украшенной бриллиантами, обвивающей переднюю и заднюю части портсигара. Муаровая синяя гильошированная эмаль - один из самых исключительных цветов Фаберже. А дизайн имеет особый смысл: змея, кусающая свой хвост, является символом непреходящей вечной любви. Этот портсигар был подарен королю Эдуарду VII его возлюбленной, миссис Джордж Кеппел, в 1908 году. Королева Александра вернула его г-же Кеппел на память после смерти короля в 1910 году. Двадцать пять лет спустя, в 1936 году
Портсигар из палисандра с изображением сфинкса, украшенный двухцветным золотом, гильошированной эмалью и лунным камнем, мастер Михаил Перхин, Фаберже, 1896-1903 гг., из коллекции британских монархов.
Мундштук из янтаря с оправе из двухцветного золота с бриллиантами и рубинами, мастер Михаил Перхин, Фаберже, до 1896 г., из коллекции британских монархов.
Портсигар из золота, украшенный бриллиантами и сапфировыми кабошонами, кнопка украшена сапфиром, мастер Эдуард Вильгельм Шрамм, Фаберже, до 1899 г., из коллекции британских монархов.
Портсигар из красного золота с родонитом, покрытый белой гильошированной эмалью, кнопка украшена гранатом, Фаберже, 1912 г., из коллекции британских монархов.
Портсигар из березы с изображением профилей Эдуарда VII и королевы Александры, украшенный трехцветным золотом и кнопкой из лунного камня, Фаберже, 1896-1908 гг., из коллекции британских монархов.
Портсигар из трехцветного золота с монограммой «ЕА» (Эдуард VII и королева Александра), украшенный бриллиантами, кнопка украшена рубином, мастер Иван Лебедкин, Фаберже, 1903 г., из коллекции британских монархов.
Портсигар в стиле Людовика XVI из золота, украшенный синей гильошированной эмалью, кнопка украшена гранатом, мастер Хенрик Вигстрем, Фаберже, 1903-1908 гг., из коллекции британских монархов.
Портсигар из родонита в оправе из золота и серебра с бриллиантами, кнопка украшена бриллиантом, мастер Хенрик Вигстрем, Фаберже, 1911 г., из коллекции британских монархов.
Портсигар из двухцветного золота и серебра, украшенный розовой эмалью и бриллиантами, мастер Хенрик Вигстрем, Фаберже, 1906 г., из коллекции британских монархов.
Портсигар из нефрита в оправе из золота с бриллиантами, кнопка украшена бриллиантом, Фаберже, 1911 г., из коллекции британских монархов.
Золотой портсигар, украшенный гравированным волнистным рисунком, кнопка украшена рубином, Фаберже, 1899-1908 гг.
Золотой портсигар «Самородок», украшенный драгоценными камнями, Фаберже, 1899-1908 гг.
Этот образец выполнен из золота в технике, известной как «самородок». Для получения такой «смятой» поверхности металлическая пластина доводится почти до точки плавления, а затем быстро удаляется из печи, что вызывает быструю усадку и смятый вид.
Портсигар из двухцветного золота с рубиновой кнопкой, Фаберже, 1899-1904 гг.
Золотой портсигар с бриллиантовой кнопкой, украшенный золотыми змейками с драгоценными камнями, Фаберже, около 1890 г.
Золотой портсигар с изумрудной кнопкой, украшенный драгоценными камнями, Фаберже, около 1890 г.
Портсигар из агата с накладным рокайльным декором из золота с бриллиантами и сапфировой кнопкой, Фаберже, около 1890 г.
Серебряный портсигар «Самородок» с редким золотым рублем 1762 года с изображением Петра III и изумрудной кнопкой, украшенный позолотой, мастер Андерс Невалайнен, Фаберже, 1896-1908 гг.
Позолоченный серебряный портсигар, покрытый белой гильошированной эмалью, украшенной бриллиантами, мастер Август Хольминг, Фаберже, 1899-1904 гг.
Золотой портсигар, покрытый зеленой гильошированной эмалью и украшенной бриллиантами, мастер Август Хольминг, Фаберже, 1899-1904 гг.
Позолоченный серебряный портсигар, покрытый голубой гильошированной эмалью, с кнопкой, украшенной бриллиантами, мастер Август Хольминг, Фаберже, 1908-1917 гг.
Портсигар из оружейной стали с сапфировой кнопкой, отделанный золотом и серебром, Фаберже, 1908-1917 гг. Такие портсигары делали на заказ и украшали монограммами или подписями дарителей и символическими изображениями, означающими профессию, иди увлечения хозяина (самолет).
Вроде бы утилитарные вещи… НО ДО ЧЕГО ЖЕ КРАСИВЫЕ!
Необычные техники исполнения, обычные материалы, восхитительная фантазия
Это была одна из тех вещей, которые можно подарить мужчине. И мужчины эти были не простые — сплошь аристократы и даже короли. Так что и портсигары соответствующие))
Один другого краше! Приятно такую коробочку в руки брать! Спасибо!
Спасибо! Да, очень удобная для декора поверхность. И рисунок очень четко и выигрышно смотрится.
Красота!!! Очень элегантно и столько разных вариантов!!! И металл, и камень, и даже дерево)) Чудесная подборка, и самое лучшее как всегда, у британских монархов)) Спасибо!!
Так ведь многое из этого им дарили наши монархи) Знали толк в драгоценностях)
Трудно придумать подарок мужчине, тем более аристократу или монарху лучше чем портсигар, который стоит целое состояние! Опять узнаем нравы и обычаи того времени. А портсигары необычайной красоты! Верочка, спасибо за историю, за узнавание нового!
Зоя, спасибо! Принадлежность вещей известным персонам придает дополнительную значимость всем этим вещам. А уж цена на них на аукционах как минимум удваивается)
Действительно Королевская Коллекция — восторг великим Фаберже и почтение к обладателям таких сокровищ ))). Только они, наверное, могут голыми руками потрогать эту красоту))) Спасибо, Вера! В простоте формы и лаконичности декора шедевра не скрыть)))
Мелена, спасибо! Где-то читала, что когда у Фаберже спросили, почему он не выпускает вещи в модном стиле модерн, он ответил, что так можно ничего не обрести, а себя потерять. Что-то в этом роде...
Похоже, он был прав, когда доверял только собственному вкусу
Однозначно )) Вот как раз тот случай, когда вдохновение к Мастеру приходит «откуда надо» и это придаёт таланту силу убеждённости с собственном вИдении. А монархи-то не «выборный орган», так что чутьё на шедевры «вшито» (должно быть по крайней мере)))
Красота… Не насмотреться.Лаконично, и изысканно.Спасибо, Верочка.
Леночка, спасибо! Когда просмотришь достаточно много изделий одного вида разных производителей, начинаешь понимать, насколько высоким было качество изделий Фаберже.