Четыре шкатулки от Фаберже
Императорские пасхальные яйца фирмы Фаберже - это лишь часть художественного наследия знаменитого ювелира. Всю свою жизнь Фаберже находился в непрерывном поиске нового, но при этом не забывал оглядываться в прошлое, находя вдохновение в работах мастеров других эпох и культур. Эксперименты Фаберже иногда приводили к созданию ювелирных шедевров из обычных материалов. Таких, например, как папье-маше. Эта бонбоньерка — пример такого эксперимента, вдохновленного японской лаковой техникой маки-э.
Эта удивительно красивая лакированная бонбоньерка из папье-маше в золотой оправе с драгоценными камнями, созданная одним из самых знаменитых мастеров Фаберже — Михаилом Перхиным, была продана на аукционе Christie's в Лондоне за 47,5 тыс. долларов. Корпус бонбоньерки изготовлен на фабрике Лукутина, Москва, около 1890 г.
Техника такамаки-э, как разновидность техники маки-э, заключается в создании рельефного изображения из золота на лаковом фоне. В этой трудоемкой технике лаковое изделие украшалось при помощи присыпки золотого или серебряного порошка на незасохший лак. Для нанесения порошка использовали бамбуковую трубку макизуцу или кисть кэбо.
В отличие от японской техники, стрекоза на бонбоньерке тонко отчеканена из золота, а затем смонтирована на лакированную шкатулку. Мастера Фаберже часто черпали вдохновение в японском искусстве. Сам Карл Фаберже был заядлым коллекционером и хранил в своей квартире на Большой Морской улице более 500 нэцкэ.


Шкатулка из папье-маше фабрики Лукутина в серебряной оправе от Фаберже, около 1890 г.
Фирма Фаберже нередко заказывала заготовки для своих изделий у других фирм, в частности, у стекольных и фарфоровых мануфактур, для дальнейшей их отделки серебром или золотом. Известно несколько лаковых шкатулок производства мануфактуры Лукутина с ювелирной отделкой Фаберже. Одна из таких редких работ хранится в Художественном музее Кливленда.
Лаковая шкатулка из папье-маше фабрики Лукутина, украшенная золотом и бриллиантами. Фаберже, около 1890 г. Художественный музей Кливленда.
Так что же представляет из себя папье-маше?
Основой для изготовления изделий из папье-маше служил картон, который нарезался на ленты. Ленты промазывались крахмальным клейстером и навивались на болванки в несколько слоев (от 8 и более). Болванки прессовались под давлением в 20 тонн, а затем просушивались при температуре 20 — 30°. Далее следовала пропитка нагретым льняным маслом, смешанным с керосином. Пропитанный материал прессовался, выдерживался при высокой температуре и приобретал характерный темно-коричневый тон и прочность дерева.
Папье-маше фабрики Лукутина можно было пилить, шлифовать, окрашивать и покрывать лаком.
Лаковая шкатулка из папье-маше фабрики Лукутина, украшенная серебряной медалью с изображением памятника Екатерине II в Санкт-Петербурге, отделка предположительно Фаберже, 1882-1896 гг.
Лаковый портсигар из папье-маше фабрики Лукутина, украшенный накладным декором из золота и драгоценных камней (лунный камень, бриллианты). Фаберже, 1898-1908 гг.
Вера, спасибо! Очень интересно! Про такую японскую технику не знала, где бы посмотреть в живую такие работы? Надо попробовать сходить в музей Востока. За счет того, что это порошок приклеивается, вокруг, так мне показалось, есть некая дымка. Хотелось бы рассмотреть. Как же работает мысль человеческая, совсем другая техника получилась у нашего мастера!!! Коснулись ли современные технологии процесса изготовления папье маше? Неужто сейчас тоже керосин и масло? Вон сколько вопросов у меня после Вашего топика, это очень хорошо, спасибо Вам!
Наталия, про масло и керосин не скажу)) но если от прекрасного к насущному, то наверно технология прессовать картон в современном мире сейчас очень популярна. Большинство предметов строй материалов сделаны именно так, межкомнатные двери, наличники, дверные коробки и многое другое.
Тома, спасибо)))))
В Питере на Фонтанке есть частный музей Фаберже. Все никак не соберусь. Надо хоть на их сайт зайти
Вот, если соберусь в Питер, то вместе сходим и на… блошку обязательно!!!!
Замечательно, буду рада)
Наталия, спасибо!
В Российских музеях очень мало вещей в технике маки-э. Есть только одна коллекция, где эта техника представлена в лучших образцах. В 2017 году в Эрмитаже экспонировалась коллекция декоративно-прикладного искусства эпохи Мэйдзи. Ее владелец бизнесмен Захар Смушкин. Выставка называлась «Совершенство в деталях». Я там была и это просто потрясающие вещи. У меня есть подборка работ в технике маки-э. Все собираюсь выложить. Пока руки не доходят.
Насчет современной техники папье-маше ничего сказать не могу. Не изучала вопрос. Понятное дело, что должно присутствовать связующее в виде масла, наверняка минерального, а не льняного, и прессование. А в деталях — не скажу.
Вера, наверное в 2017 году? Да., папье-маше стоит уважать...
разумеется
Буду знать про коллекцию Симушкина, если услышу про такую выставку, то пойду обязательно))) Спасибо!
Да, уж Вера и правда удивили!!! Фаберже и папье маше… удивительно!!! А в Японии всегда было столько разнообразных техник, удивительный народ. Ведь до сих пор мастера берут от туда вдохновение, черпают, упрощают саму технику и творят!!! Спасибо, за публикацию, кто теперь скажет, что папье маше это материал для дилетантов))
спасибо большое за топик! Ну очень интересно! Даже не слышала о такой технике
Людмила, спасибо! Обязательно будет топик по маки-э
Здравствуйте дорогая Вера! Я никогда не слышала, что ЮВЕЛИРНЫЙ ДОМ Фаберже использовал папье- маше в качестве материала для шкатулок! Как креатина и интересно! Спасибо большое!
Инесса, спасибо! Думаю, это были немногочисленные эксперименты)
Наверно, да, но все равно интересно! Я сама неплохо владею техникой папье-маше!
удивительно сочетание: папье-маше и ювелирные камни… Неисчерпаема человеческая фантазия...
Да, казалось бы несочетаемо))
Вот тебе и папье маше… Очень люблю работать с ним, это всегда интересно.Но вот такие вижу впервые! Как красиво, необычно! Несочетаемые вроде материалы, а все к месту.Очень красиво! И вот как-то тепло, хочется потрогать, погладить.Верочка, спасибо Вам!
Леночка, спасибо Вам! Есть действительно интересный теплый эффект, ощущение шелковистости лака на поверхности. Совсем по-другому ощущается, чем эмаль на серебре.
Верочка, удивили! Такое сочетание драгоценных камней, золота и папье маше могло прийти в голову только удивительным японцам. А как красиво! Спасибо !
У японцев есть просто удивительные по красоте вещи в этой технике. Срочно нужно будет стелать такую подборку))
Как интересно! Всегда считала, что папье маше это просто в несколько слоев наклеенная бумага. А это такая сложная технология!.. Но каков результат!
Татьяна, это действительно удивительный материал. Много красивых вещей делали из папье-маше и в Японии, и во Франции, и в России. И везде это было по-своему, оригинально и колоритно)
Ах, так вот что такое Папье-маше фабрики Лукутина!!! Какая красота!!!!
( сын в детстве ходил в изостудию и они делали под началом своего руководителя из папье-маше золотую рыбку. Рыбке уже 22 года, стоит за стеклом, она легкая, но мне кажется легко ломающаяся).
Спасибо Вам, Вера, за расширение моего кругозора!!! Здоровья Вам и Вашим близким!!!
Татьяна, спасибо! Здоровья и Вам и вашим близким!
Никогда бы не подумала что папье-маше использовали ювелиры!!! Очень интересный эксперимент, и результаты очень красивые!!! Карл Фаберже был настоящим мастером, как жаль, что он тоже стал жертвой того времени. Очень интересно было узнать о самом материале, я раньше думала что это просто очень-очень плотный картон))) Спасибо!!


Наверняка эксперимент. У Фаберже есть работы с деревом — рамки, шкатулки. Их тоже немного. Думаю, отсюда ниточка потянулась и до папье-маше...
Очень жаль что все это прекратилось, сложно даже представить что еще смог бы придумать настолько творческий, талантливый, и не стесненный в финансовых средствах человек. Остается любоваться тем, что есть))
Остается только гадать. Первая мировая война и революция уничтожили многие достижения искусства и ремесел. Мы даже не можем представить, какие потери понесла культура, наука, искусство.
Да, и это очень печально. Рукописи все-таки горят, как это ни прискорбно. Хорошо что хоть что-то сохранилось среди всех этих катаклизмов, на радость нам всем.
Будем надеяться, что это не повторится.