Гильошированная эмаль от Фаберже
Эмаль по гильошированному фону – это ювелирная техника, которая сочетает механическую гравировку и полупрозрачную эмаль для украшения поверхности.
Гильоширование можно выполнить только с помощью специального токарного станка. Первые токарные станки были разработаны в XVI веке для вырезания точных геометрических узоров на таких материалах как слоновая кость или дерево. Токарная обработка стала модным хобби среди европейской элиты. В собрании Эрмитажа хранятся токарные станки из придворной «Токарни» Петра I. Царь собственноручно занимался токарной работой. Паникадило, выточенное Петром I из слоновой кости представлено в эрмитажной Галерее Петра Великого.
Многоярусная люстра-паникадило, изготовленная в «Токарне» при участии Петра I.
В конце 17 века появились специализированные токарные станки, приспособленные для отдельных видов работ. Так была создана машинка для гильоширования для гравировки тонких, линий и точных геометрических форм.
Гильошировальный станок, около 1740 года, Германия, из коллекции Музея науки, Лондон.
Очень скоро ювелиры стали использовать новинку для гравировки поверхностей со сложными узорами: волны, рябь, шахматные линии или солнечные лучи – на одинаковой глубине и с беспрецедентной точностью. Вскоре эти рельефы стали заполнять прозрачными цветными эмалями. И лучшие образца ювелирных изделий в этом стиле были созданы ювелирами Дома Фаберже. Мастера знаменитой фирмы использовали гильоширование для декора практически всех предметов роскоши – от знаменитых императорских яиц до подсвечников, ручек для тростей и портсигаров.
А вот так создается гильошированная эмаль на практике.
Золотой портсигар с рубиновой кнопкой и эмалью по гильошированному фону, длина 8 см, фирма Фаберже, Москва, 1899-1908 гг.
Золотая шкатулка, фирма Фаберже, эмаль по гильошированному фону с имитацией рисунка дендритового агата, Москва, 1899-1908 гг.
Серебряная рамка для фотографий, украшенная синей гильошированной эмалью, диаметр 4,3 см, фирма Фаберже, Москва, около 1895 г.
Таблетница из серебра и золота, украшенная бледно-голубоватой гильошированной эмалью, мастер Хенрик Вигстрём, фирма Фаберже, Москва, Санкт-Петербург, 1903-1904 гг.
Золотой медальон, мастер Август Хольминг, фирма Фаберже, эмаль по гильошированному фону, бриллианты, Санкт-Петербург, 1904-1908 гг.
Пряжка из серебра и золота, мастер Август Хольминг, фирма Фаберже, эмаль по гильошированному фону, жемчуг, бриллианты, Санкт-Петербург, 1899-1908 гг.
Серебряная позолоченная рамка для фотографий, украшенная гильошированной эмалью и драгоценными камнями, мастер Ялмар Армфельдт, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, около 1900 г.
Ручка зонтика из золота и серебра, украшенная гильошированной эмалью, аквамарином и бриллиантом, мастер Михаил Перхин, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1899-1903 гг.
Ручка зонтика из золота и серебра, украшенная клубничной гильошированной эмалью, жемчугом и бриллиантом, мастер Михаил Перхин, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1899-1903 гг.
Ручка зонтика из золота и серебра, украшенная гильошированной эмалью, аметистами и рубином, мастер Михаил Перхин, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, около 1895 г.
Золотой портсигар, украшенный гильошированной эмалью, эмалевыми гирляндами и драгоценными камнями, длина 8,3 см, мастер Михаил Перхин, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1899-1903 гг.
Золотой несессер, украшенный синей гильошированной эмалью и бриллиантами, длина 9 см, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1896-1908 гг.
Записная книжка из золота и серебра со страничками из слоновой кости, украшенная гильошированной эмалью и бриллиантами, фирма Фаберже, Москва, 1899–1908 гг.
Золотой флакон для клея, украшенный гильошированной эмалью, со съемной кисточкой, увенчанной лунным камнем, диаметр 4,5 см, мастер Хенрик Вигстрём, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1896-1908 гг.
Золотая спичечница, украшенная гильошированной эмалью и бриллиантами, диаметр 4,5 см, мастерская Анны Ринге, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1899-1903 гг.
Золотой футляр для карандаша, украшенный гильошированной эмалью, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1898-1908 гг.
Золотой медальон, украшенный гильошированной эмалью и бриллиантами, мастер Август Хольминг, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1908-1917 гг.
Золотая бонбоньерка, украшенная гильошированной эмалью и драгоценными камнями, длина 4,2 см, мастер Михаил Перхин, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1899-1903 гг.
Золотой портсигар, украшенный гильошированной эмалью лавандового цвета, с кнопкой из лунного камня, длина 8,5 см, мастер Андерс Невалайнен, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1899-1908 гг.
Кнопка звонка в виде золотого шара, украшенного гильошированной эмалью, на нефритовой подставке, кнопка из лунного камня, длина 6,6 см, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, около 1900 г.
Золотой кулон, украшенный гильошированной эмалью и бриллиантами, высота 2 см, мастер Август Хольминг, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1899-1903 гг.
Золотые запонки, украшенные гильошированной эмалью и бриллиантами, мастер Август Хольминг, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1899-1908 гг.
Серебряный позолоченный термометр, украшенный гильошированной эмалью, мастер Виктор Аарне, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1899-1908 гг.
Золотая бонбоньерка в форме fauteuil en gondole Французской Империи, украшенная гильошированной эмалью, высота 5,5 см, мастер Михаил Перхин, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1899-1903 гг.
Золотой медальон, украшенный гильошированной эмалью, цитрином и бриллиантами, мастер Август Хольминг, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1899-1903 гг.
Спасибо, Вера! Хочу попробовать сделать имитацию из смолы.
Мне очень нравятся работы со смолой. Мне кажется, что это очень сложно, но я видела ваши работы и они замечательные.
Покажите, пожалуйста, потом что получится. Очень интересно. И желаю удачи!
Спасибо, Вера! покажу, конечно.
Очень интересное видео про создание фона и гильошированной эмали. Как раньше интересно жили люди, когда ручка от зонтика, кнопка для звонка были от Фаберже! Цвета эмали бесподобные и все такое красивое! Верочка, огромное спасибо! Получила истинное удовольствие от увиденного, как-будто побывала в те времена !
А баночка для клея и термометр?)))
Спасибо, Зоя! Да, наверное, сделаю отдельную подборку по кнопкам от звонка. Уже накопилась внушительная коллекция. Нужно только привести в порядок картинки и голову))
Ой! Чудо-то какое! Мало того, что обычные вещички — ручки, кнопки, но добил — золотой футляр для карандаша!):):, добил, в землю закопал и на камне написал.......):): Большое спасибо, Вам, Вера!
Спасибо, Анна! Хотелось показать, как выглядит эта техника в ее максимальном разнообразии. Получилась некая виртуальная «витрина» магазина Фаберже))
Присоединяюсь к девушкам)) — такой отзыв длинный всплеснулся — так интернет завис и схавал
. В общем, про карандашик дело было)) А каким карандашом монарх должен пометки в чертежах нового дворца делать? Без этого и стройку планировать не стоит)) Спасибо, Вера, большое — очень интересная технология. всё замечательно красивое с особой графической стройностью.
Спасибо, Мелена! Люблю ваши комментарии, жаль, что интернет сплоховал
Что касается гильоширования, эта излюбленная техника фирмы Фаберже применялась буквально на всех видах изделий фирмы, так что не стоит удивляться карандашику, ручке зонтика или термометру) А вот про что я забыла, так это печати — их тоже было выпущено великое множество))
Конечно, печати — это тема когда-то повседневная ))
Удивительные вещи! Столько фантазии, умения, вкуса! О все это не сейчас, когда есть лазеры и прочее… Поражает умение мастера при воплощении своей фантазии в предмет. Умом понимаю, что не всем такие предметы были доступны, но это как предметы искусства абсолютно бесценны
Совершенно согласна. А еще цвета эмалей просто бесподобны.