Ковши Павла Овчинникова
Ковш - русский традиционный сосуд для питья со времен средневековья. В те времена ковши были деревянными. С начала 17 века стали появляться серебряные и золотые ковши. Их функции становятся более церемониальными, а сами ковши используются в качестве подарков. В 19 веке в русском обществе возродился интерес к русской старине, старинным традициям. На волне этого интереса серебряные чарки, стопки, стаканы и ковши в русском стиле всевозможных форм и размеров стали общепринятым и желанным подарком.
Фирма Овчинникова была одной из первых, кто возродил традиции эмалирования и начал выпуск такой продукции превосходного качества.
Большой серебряный ковш с позолотой и перегородчатой эмалью (36,2 см), Павел Овчинников, Москва, 1908-1917 гг.
Серебряный ковш с позолотой и перегородчатой эмалью в виде павлина (27 см), Овчинников, Москва, 1908-1917 гг
Необычный серебряный ковш со славянскими геометрическими и растительными мотивами (30,2 см), Овчинников, Москва, 1908-1917 гг.
Серебряный ковш с позолотой и перегородчатой эмалью в виде лебедя (29,3 см), Овчинников, Москва, 1908-1917 гг.
Два серебряных ковша с позолотой и перегородчатой эмалью (длина большего ковша 15 см), Овчинников, Москва, 1908-1917 гг.
Серебряный ковш с позолотой и перегородчатой эмалью в форме птицы с длинным клювом (27 см), Павел Овчинников, Москва, 1908-1917 гг.
Большой серебряный ковш с позолотой и перегородчатой эмалью в форме стилизованной утки (47 см), Овчинников, Москва, 1899-1908 гг.
Серебряный позолоченный ковш традиционной формы, украшенный перегородчатой эмалью (15 см), Овчинников, Москва, 1908-1917 гг.
Серебряный ковш с позолотой и перегородчатой эмалью (14 см), Овчинников, Москва, 1899-1908 гг.
Серебряный ковш с длинной ручкой, украшенный позолотой и перегородчатой эмалью (19,8 см), Павел Овчинников, Москва, 1888 г.
Большой серебряный ковш с позолотой и перегородчатой эмалью (31 см), Овчинников, Москва, 1908-1917 гг.
Серебряный ковш с позолотой и перегородчатой эмалью (27,6 см), Овчинников, Москва, 1895 г.
Серебряный ковш с позолотой и перегородчатой эмалью в форме стилизованной птицы с глазами в виде гранатовых кабошонов (16,5 см), П. Овчинников, Москва, 1908-1917 гг.
Серебряный ковш с позолотой и перегородчатой эмалью традиционной формы, Павел Овчинников, Москва, 1896-1908 гг.
Круглый серебряный ковш с позолотой и перегородчатой эмалью (12,5 см), Овчинников, Москва, 1899-1908 гг.
Серебряный ковш с позолотой и перегородчатой эмалью (15 см), Овчинников, Москва, 1908-1917 гг.
Серебряный ковш с позолотой и перегородчатой эмалью, и украшенный кабошонами полудрагоценных камней, (20,4 см), Овчинников, Москва, около 1910 г.
Серебряный ковш с позолотой и перегородчатой эмалью (12,7 см), Павел Овчинников, Москва, 1908-1917 гг.
Серебряный ковш с перегородчатой эмалью (13,3 см), Павел Овчинников, Москва, около 1890 г.
Серебряный ковш с позолотой и перегородчатой эмалью (12,7 см), П. Овчинников, Москва, около 1890 г.
По материалам журнала "Наука и жизнь".
"Что пили на Руси"
В Древней Руси вплоть до XIV века существовали следующие напитки: живая вода, сытa, березовица , вино, мед, квас, сикера и ол. Грань между алкогольными и безалкогольными напитками была весьма условна. Безалкогольными являлись лишь первые два: вода и сытa (смесь воды и меда), да и последняя могла забродить и превратиться в слабоалкогольный напиток. Уже березовица (березовый сок) могла быть простой и пьяной. То же самое относится и к квасу.
Вино стало известно на Руси с IX века, а после принятия христианства, в конце X века, оно стало обязательным ритуальным напитком. Нужно сказать, что ввозимое из-за границы красное ритуальное вино 8-12° разбавлялось перед употреблением водой в два раза согласно греческой традиции.
Мед как алкогольный напиток был более всего распространен в лесистой части Древней Руси. Расцвет медоварения в XII - XV веках связан с сокращением привоза греческого ритуального (красного церковного типа кагора) вина вследствие начала монголо-татарского нашествия, а затем упадка и крушения Византийской империи. Торговая стоимость одного литра ставленного меда доходила до 4 рублей серебром по ценам того времени. Крепость меда была довольно высокой (около 15-17°), а опьяняющее воздействие - сильным. Однако пили на святой Руси, по свидетельству князя Владимира (Мономаха), не для того, чтобы напиться до положения риз, а лишь для повышения настроения и общего увеселения.
Сикера и ол были хмельными напитками, приготовляемыми по технологии, близкой к медо- и пивоварению. Интересно, что в названии опьяняющего напитка сикеры присутствует одна и та же смысловая нагрузка, что и в названии боевого топора - секиры: "то, что способно отсечь голову от тулова".
Довольно долго в средневековой Руси брагу, пиво и их разновидности: пивной квас, жидкое пиво, твореное пиво, суслану, полпивцо с хмелем или солодом, бравнду, ол и т.д. - называли жидким хлебом.
Что касается водки, то как лекарство, спиртовая настойка, предназначенная для медицинских нужд, она впервые упоминается в новгородской летописи 1533 года. Название "водка" произошло от слова "вода", поскольку в процессе приготовления получаемый в русских монастырях напиток крепостью порядка 14-18°, точно так же, как вино, разбавлялся пополам водой.
Кандидат биологических наук Б. КАЗАЧЕНКО (НИИ и Музей антропологии МГУ).
Вера, очень познавательный пост! Спасибо большое!
Наталья, спасибо! С детства уважала «Науку и жизнь».
Это великолепие можно рассматривать бесконечно… И спасибо за интересную информацию!
Светлана, спасибо! А я сомневалась, включать ли статью)
Вера, я смогла увидеть только последнюю картинку… остальные у меня не открылись
Прошу извинить за неполадки в статье. Некоторые картинки загружены с ошибкой. Смогу перезагрузить картинки только сегодня вечером.
как здорово! Такая красота!
Татьяна, посмотрите, пожалуйста, все ли картинки на месте. Я перезагрузила. Проблема в том, что с мобильного я вижу все картинки. И они в порядке. Если что-то не так, подскажите мне, какого ковшика не хватает)
не открылось только 4 штуки. Но остальные — ШЕДЕВРЫ
Татьяна, выловила эти 4 картинки. Теперь все должно быть ОК)
В русских сказках есть термин, описывающий красоту: ни пером описать, ни в сказке сказать… Так это и есть тот самый случай
Так точно! Эти узоры у меня всегда ассоциируются со сказкой — так были оформлены многие детские книжки сказок моего детства — тонкие, в мягкой обложке, но я их очень любила)
Интересный топик, Верочка, Спасибо! Хорошие были журналы, интересные, познавательные.Сейчас уже все не то… Вроде, и много, но «дурного».И в интернете, к сожалению, таааакое можно увидеть, что диву даешься.
Леночка, привет! Спасибо! Я так обрадовалась, когда увидела этот сайт в интернете, прямо как старому знакомому)
Я вот о чём думаю: в Греции выпускают копии своих древнегреческих чернолаковых и краснолаковых сосудов с мифологическими сюжетами как товары для туристов. Вот такие ковшички можно было бы наладить, естественно не из драгоценных серебра и золота, но похожих на них. Красиво бы смотрелись на тумбочке или каминной полочке и даже подоконничке.
Классная бизнес-идея. Одно Но… Если сравнить скажем подстаканники из сплавов, какие выпускают сейчас, они сильно отличаются от серебряных. Другая технология, другой сплав, другая ковкость + минимум ручной работы. И получается ширпотреб, который покупать не хочется.
Какая красота!!! Можно рассматривать бесконечно, такие разные узоры и такая гармония!!! Потрясающее мастерство!!! Спасибо большое!!! И за статью спасибо, очень интересно!!
Да, я уж думала, что давно исчерпала эту тему. Но нет. Каждый раз нахожу все новые материалы, которые хочется всем показать. И у каждого мастера свой почерк и все они замечательные)
И это вызывает особенное восхищение — вроде бы одна тематика, одни материалы, а столько разных произведений!!! Спасибо, что находите эту красоту!!