Русские ковши в музеях мира
Русские ковши – это уникальная посуда, которую можно считать истинно русским изобретением. Сосуды для питья, сходные по форме с ковшом, есть только в культуре скандинавских народов. Так что наш ковшик в коллекции какого-нибудь заграничного музея будет называться kovsh. Деревянные бытовые ковши к XIXвеку в России уже вышли из обихода городских жителей, оставаясь в ходу только в деревнях. Зато декоративные ковши из серебра, хрусталя или поделочных камней, зачастую украшенные яркой эмалью, скульптурными элементами и гравировкой, заполнили прилавки ювелирных магазинов, став самой популярной сувенирной продукцией. Над дизайном ковшей работали известные и не очень известные художники, орнаменталисты, мастера-серебряники и эмальеры. Теперь эти ковшики можно увидеть в собраниях лучших музеев мира и известных частных коллекциях.
Большой серебряный ковш с позолотой, украшенной эмалью и аметистами, высота 38,3 см, мастер Федор Рюкерт, фирма Фаберже, Москва, 1899-1908 гг., из собрания Халили.
В этой подборке вы еще не раз встретите имя Федора Рюкерта, замечательного московского мастера серебряных дел и одного из самых талантливых эмальеров своего времени. Его ранние работы выполнены в традиционной манере, характерной для московских эмалей того времени. Но к началу ХХ столетия мастер нашел свой собственный неповторимый стиль, который узнается с первого взгляда по его «фирменным» приемам: использование скани виде закрученных спиралей, штриховка узоров серебристыми «капельками» амальгамы, использование приглушенной или откровенно темной цветовой гаммы с крапом. Некоторые ковши Федора Рюкерта украшены живописной эмалью по картинам известных русских художников. Особой популярностью пользовались сюжеты из «боярской» старины с полотен Константина Маковского.
Федор Рюкерт работал с самыми известными ювелирными фирмами России, поставляя серебро с эмалью в русском стиле фирмам Карла Фаберже, Ореста Курлюкова, Николая Немирова-Колодкина, Иосифа Маршака.
Двуручный серебряный ковш с позолотой, украшенной эмалью, гранатами, халцедонами, сердоликами и аметистами, длина 74 см, фирма Овчинникова, Москва, до 1899 г., из собрания Халили.
Ковш из бовенита в оправе из золота, с монетой времен Елизаветы II, украшенной красной эмалью, длина 7,3 см, мастер Хенрик Вигстрём, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, начало ХХ века, из собрания Чикагского художественного института.
Ковш пурпурина в оправе из позолоченного серебра, длина 28,3 см, мастер Юлиус Раппопорт, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, до 1896 г., из Коллекции британских монархов.
Хрустальный ковш в виде ладьи в оправе из серебра с фигурой Вещего Олега, фирма Овчинникова (серебро), Мальцовские заводы (хрусталь), Москва, длина 48 см, 1908-1917 гг., из коллекции Государственного Эрмитажа.
Серебряный ковш «Петух» с позолотой, украшенной эмалью и аметистами, фирма Овчинникова, Москва, 1908-1917 гг., из собрания музея Фаберже (Санкт-Петербург).
Серебряный ковш с позолотой и эмалью, мастер Федор Рюкерт, фирма Фаберже, Москва, 1907 г., из собрания музея Фаберже (Санкт-Петербург).
Серебряный позолоченный ковш, украшенной витражной эмалью, длина 15,2 см, фирма Овчинникова, Москва, 1908-1917 гг., из собрания музея Хиллвуд (Вашингтон).
Серебряный позолоченный ковш, украшенный эмалью, аметистами и цитринами, с изображением Храма Христа Спасителя, вероятно, фирма Овчинникова, Москва, 1889-1908 гг., из собрания Художественного музея Уолтерса (Балтимор).
Серебряный позолоченный ковш с живописной эмалевой миниатюрой «Боярин» по картине К. Маковского, вероятно, мастерская Федора Рюкерта, фирма Фаберже, Москва, 1907 г., из собрания Художественного музея Уолтерса (Балтимор).
Серебряный позолоченный ковш с живописным эмалевым изображением царя Михаила Федоровича в стиле Федора Рюкерта, фирма Фаберже, Москва, около 1913 г., из собрания Художественного музея Уолтерса (Балтимор).
Серебряный позолоченный ковш с живописной эмалевой миниатюрой «В тереме» по картине Клавдия Васильевича Лебедева, мастерская Федора Рюкерта, фирма Фаберже, Москва, 1908-1917 гг., из собрания Художественного музея Уолтерса (Балтимор).
Серебряный ковш с носиком в виде фантастической летучей мыши и скульптурной ручкой в форме головы витязя, украшенный рубинами, сапфирами, изумрудами и лунными камнями, фирма Фаберже, 1899-1908 гг., из собрания Художественного музея Уолтерса (Балтимор).
Нефритовый ковш в золотой оправе в виде лебедя, в ручку вмонтирована пятирублевая монета 1898 года с профилем Николая II, украшенная красной эмалью, мастерская Михаила Перхина, фирма Фаберже, 1898-1903 гг., из собрания Художественного музея Уолтерса (Балтимор).
Серебряный позолоченный ковш в стиле модерн, украшенный эмалью, фирма Ивана Хлебникова, Москва, 1908-1917 гг., из собрания Художественного музея Уолтерса (Балтимор).
Серебряный позолоченный ковш с изображением птицы Сирин, украшенный эмалью, фирма Ивана Хлебникова, Москва, 1908-1917 гг., из собрания Художественного музея Уолтерса (Балтимор).
Серебряный позолоченный ковш с изображением птицы Сирин, украшенный эмалью и полудрагоценными камнями, фирма Ореста Курлюкова, 1908-1917 гг., из собрания Художественного музея Уолтерса (Балтимор).
Серебряный позолоченный ковш, украшенный эмалью с изображением птицы Гамаюн (по картине Виктора Васнецова "Гамаюн, птица вещая"), Федор Рюкерт, Москва, 1899-1908 гг., из собрания Художественного музея Уолтерса (Балтимор).
Серебряный позолоченный ковш, украшенный витражной эмалью, вероятно, фирма Ивана Хлебникова, Москва, 1884 г., из собрания Художественного музея Уолтерса (Балтимор).
Нефритовый ковш в золотой и серебряной оправе, украшенный имперским гербом, Россия, 1899-1903 гг., из собрания Художественного музея Уолтерса (Балтимор).
Серебряный позолоченный ковш с живописной эмалевой миниатюрой боярского застолья, фирма Фаберже, Москва, 1908-1917 гг., из собрания Художественного музея Уолтерса (Балтимор).
Серебряный позолоченный ковш «Кулик», украшенный эмалью и гранатами, длина 25 см, Шестая Московская Артель, 1908-1917 гг., из собрания Художественного музея Уолтерса (Балтимор).
Серебряный позолоченный ковш в форме курочки, украшенной эмалью, фирма Овчинникова, Москва, 1899-1908 гг., из собрания Художественного музея Уолтерса (Балтимор).
Луч света на нашем умирающем форуме
Вдохновение нужно прекрасным подпитывать))
Гордость берёт за Россию. Хочется сказать: «Какие шикарные братины!». На Руси они были круглые и ковши.
Обидно, что эта красота не в наших Российских музеях хранится.
Есть и в наших музеях, но совсем не много по сравнению с тем, что было продано за границу, к сожалению...
И, не только, продано… Армии Наполеона и Гитлера на памяти, не так много, по историческому счету, прошло времени ) СПАСИБО, за экскурс!!!
Согласна.
Незабываемые ковши! Глаз радуется и на душе тепло от такой красоты! Понравились все, но особенно с живописной эмалью, из нефрита и хрусталя. Спасибо, Верочка за показ изумительной красоты !
Спасибо, Зоя! Хотелось бы сказать, что эта красота вечна, но как же много ее погибло в смутные годы ...
Спасибо, Вера! Сказочно-былинная тема сегодня — особенно двуручный ковш 70см )) Удивительно фантазийные по форме и декору, а некоторые даже забавные))
Да, ковши такого размера действительно производят впечатление богатырской посуды)) Видела подобное в музее Фаберже
Фантастическое разнообразие орнаментов. Сочетание рисунков и красок дает такое разнообразие красоты, утонченности. Обидно только что такое количество изящества уплыло за океан
Да, в России из этой красоты мало что осталось...