Музейное венецианское стекло XV-XVII веков
История производства стекла в Венеции насчитывает уже более тысячи лет. Хотя до XIII века это было простое стекло для домашнего обихода, которое не отличалось высокими художественными качествами, не было предметом роскоши или украшением интерьера. Все изменилось в эпоху крестовых походов. В 1204 году крестоносцы захватили Константинополь, один из самых больших и высокоразвитых городов средневекового мира. Венецианцы привезли с собой прекрасные византийские изделия из стекла и мастеров, знавших тонкости и древние секреты стекольного производства.
В средние века чрезвычайно пожароопасное стекольное производство было перенесено из Венеции на остров Мурано, который стал своеобразным государством в государстве – со своим управлением, иерархией и цеховой структурой общества. Из поколения в поколение, вплоть до XVII века, жители острова Мурано передавали секреты производства стекла по наследству, тщательно хранили и оберегали их. Это была эра мирового первенства Венеции в области стеклоделия. Помимо стеклянной посуды, Венецианская республика экспортировала другие предметы стекольного производства. Особенно ценились, буквально на вес золота, венецианские зеркала и роскошные дворцовые люстры.
К концу XVII века в Европе возникли другие крупные центры стеклоделия, в моду входило богемское граненое стекло. А производство муранского стекла стало сокращаться и пришло в совершенный упадок в период оккупации Италии войсками Наполеона. Многие мастера покинули страну, многие технологии были утрачены. В своей книге "Камни Венеции" (1853) английский писатель и искусствовед Джон Рёскин пишет об упадке производства в Мурано: "в облаке, которое парит над стеклянными печами Мурано" и в виде "работников стекольных мастерских, просеивающих стеклянную пыль на мостовой", он увидел "последние признаки человеческой деятельности среди разрушенных деревень".
Возрождение стеклянного производства началось только в середине XIX века благодаря энтузиазму одного человека — Антонио Сальвиати. Но это уже другая история.
Блюдо из венецианского стекла середины XVI века с росписью по мотивам фрески в Галерее Дориа Памфили в Риме, диаметр 29,2 см, Венеция (Мурано) и Австрия, музей Метрополитен, Нью-Йорк
Кубок из венецианского стекла с эмалью и позолотой, Венеция (Мурано), около 1530 г., музей Метрополитен, Нью-Йорк
Колокол из венецианского стекла, увенчанный бронзовой позолоченной фигуркой, Венеция (Мурано), высота 26,4 см, конец XVI века, музей Метрополитен, Нью-Йорк
Чаша, диаметр 24,6 см, Венеция (Мурано), конец XV века, музей Метрополитен, Нью-Йорк
Тацца, стекло, эмаль, позолота, Венеция (Мурано), высота 14 см, конец XV века, музей Метрополитен, Нью-Йорк
Чаша, Венеция (Мурано), стекло, эмаль, позолота, диаметр 24,6 см, около 1500-1520 гг., музей Метрополитен, Нью-Йорк
Ситула (старинный сосуд схожий с ведром), Венеция (Мурано), стекло, эмаль, позолота, высота 9,7 см, начало XVI века, музей Метрополитен, Нью-Йорк
Ваза из халцедонового и авантюринового стекла, Венеция (Мурано), высота 17,4 см, около 1700 г., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Кувшин, Венеция (Мурано), высота 28 см, середина XVI века, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Кувшин, Венеция (Мурано), позолота, роспись цветными эмалями, высота 28 см, конец XV века, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Фляга пилигрима, Венеция (Мурано), позолота, эмаль, высота 35,4 см, конец XV-XVI век, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Эту флягу можно увидеть в Выставочном центре Эрмитажа в Выборге в рамках выставки "Стекло, которым любовались. Шедевры XVI – XXI веков из собрания Государственного Эрмитажа" до 24 октября 2021 г.
Изначально флягой пилигрима называли сосуды из выдолбленной тыквы, в которых паломники хранили запас воды. Затем эта форма была перенесена в изделия из керамики и стекла.
Кувшин из выдувного стекла vetro a reticello, Венеция (Мурано), высота 30,5 см, XVI век, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Реликварий, Венеция (Мурано), позолота, эмаль, высота 32 см, конец XV-XVI век, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Вазочка из молочного стекла со сценой из истории Аполлона и Кипариса, Венеция (Мурано), позолота, эмаль, высота 20 см, 1500-1510 гг., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Бокал на "крылатой" ножке, Венеция (Мурано), высота 13,1 см, вторая половина XVII века, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Солонка в технике филигрань (прозрачное стекло, украшенное тонкими цветными нитями), Венеция (Мурано), диаметр 5,8 см, около 1700 г., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Тацца, стекло, эмаль, позолота, Венеция (Мурано), диаметр 23,5 см, первая половина XVI века, музей Метрополитен, Нью-Йорк
Бокал, стекло, эмаль, позолота, высота 23,5 см, Венеция (Мурано), XVI век, музей Метрополитен, Нью-Йорк
Ваза из прозрачного стекла на позолоченной бронзовой ножке в бронзовыми ручками, Венеция (Мурано), высота 25,5 см, XVI-XVII век, музей стекла в Мурано
Ваза из непрозрачного желтого стекла, высота 31 см, Венеция (Мурано), XVI-XVII век, музей стекла в Мурано
Кубок из синего стекла с мужским и женским портретом, высота 15,4 см, около 1450 г., Британский музей, Лондон
Кубок с изображением рыцаря со знаменем, высота 13,4 см, конец XV века., Британский музей, Лондон
Я просто влюбилась в Кувшин из выдувного стекла vetro a reticello. Невероятный. Какой-то кружевной. И желтая ваза из непрозрачного стекла тоже впечатлила. Как будто она выточена из камня.
Представить сложно, что эти вещи сделаны 500 дет назад))
МНЕ ИЗ ВСЕХ ПОНРАВИЛАСЬ ВОТ ЭТА РАБОТА
О да — поразительное совершенство и гармония формы и чистота материала)
Вот тебе и стекло, которому пятьсот лет! А тут внуки в каждый приезд столько стекляной посуды разбивают, только отвернись уже уронили, разбили! В этих музейных экспонатах я не вижу стекла! Можно сказать, что они сделаны из металла или камня. Очень красивые, филигранная работа! Спасибо Верочка !
Спасибо, Зоя! Это как раз тот случай, когда можно порадоваться, что наша посуда стоит дешевле музейной))
Очень красиво и интересно!!! Удивительно, что такие хрупкие вещи сохранились!!! Вообще по большинству вещей даже не скажешь, что это Средневековье, дизайн вполне современный и мастерство изумительное)) Очень интересная подборка, спасибо!!
Спасибо! Вероятно, есть какая-то идеально гармоничная форма каждой вещи, например кувшина или бокала, от которой иногда отходят, чтобы возвращаться к ней снова и снова)) И такие вещи всегда актуальны, во все времена современны))
Вера, большое спасибо за прекрасную экскурсию .
Спасибо! Всегда рада поделиться))
Замечательная музейная среда (во всех смыслах))) Спасибо, Вера! Единодушие в наших рядах сегодня — удивительно современны и гармоничны шедевры (конечно про кувшин прежде всего))) Дай Бог и нашим потомкам через 500 лет иметь возможность восхищаться ТАКОЙ работой.
Про среду — это хорошо) Подписываюсь под всем сказанным. В первую очередь поражает правильность и изящество формы кувшинов. поразительное мастерство.