Пурпурин в изделиях фирмы Фаберже
Самые известные работы фирмы Фаберже, это, безусловно, императорские пасхальные яйца, камнерезные фигурки, ювелирные цветочные композиции. Однако, это далеко не полный перечень. Трудно представить, какой бы вид ювелирных изделий из золота или серебра, драгоценных или поделочных камней нельзя было найти в магазинах Фаберже. Самые ответственные заказы выполнялись центральным Петербургским отделением, столовое серебро, в основном, выпускало московское отделение фирмы. Экспериментируя с различными материалами, мастера фирмы Фаберже создавали настоящие шедевры ювелирного искусства с использованием необычных для ювелирных изделий материалов: дерева, стекла и даже папье-маше.
Один из таких материалов – пурпурин, редкая форма непрозрачного стекла ярко-красного цвета. Пурпурин может иметь разные оттенки, в зависимости от примесей, но самый красивый, который я бы назвала брусничным, французы называют sang-de-boeuf (бычья кровь). Часто пурпурин по названию путают с пурпуритом, но это совершенно разные вещи, пурпурит – это минерал.
Тацца из пурпурина в оправе из позолоченной бронзы в классическом стиле, фирма Фаберже (оправа), завод Верфеля (гранильные работы), высота 16,2 см.
Эта тацца из ярко-красного пурпурина раньше была собственностью Бруклинского музея и была продана в частную коллекцию для поддержки музея. Тацца была изготовлена заводом Карла Верфеля по заказу фирмы Фаберже. Обе фирмы тесно сотрудничали, завод Верфеля часто выполнял гранильные работы для фирмы Фаберже в конце XIX века.
Тацца изготовлена по образцу аналогичных изделий из пурпурина и нефрита, отправленных на Всемирную выставку в Париже в 1867 году. Парижская выставка была первым документированным использованием пурпурина в декоративных предметах и включала шесть работ Императорского стекольного завода, удостоенных золотой медали. Пурпуриновая тацца, приобретенная Феликсом Слейдом на выставке в 1867 году, ныне хранится в Британском музее.
Золотой браслет с пурпурином и бриллиантами, мастер Михаил Перхин, фирма Фаберже, около 1890 г.
Физические свойства пурпурина: интенсивный цвет, плотность, матовая поверхность; делают его похожим на минерал. Пурпурин изобретали не раз, в разное время и в разных странах. Мастера держали свои изобретения в секрете, состав пурпурина и его свойства были различны. В России пурпурин впервые был произведен на Императорском стекольном заводе мастером Леопольдо Бонафеде (1833-1878), химиком, мозаичником и учеником Микеланджело Барбери, который был нанят в 1851 году вместе со своим старшим братом Джустиниано (1825-1866) для создания новой цветовой гаммы стекла и смальт на Императорском стекольном заводе. Он разработал формулу пурпурина, которая и принесла большой успех русской мануфактуре на международной выставке в Париже 1867 года.
Этот масштабный ковш из пурпурина в виде лодочки в оправе из позолоченного серебра стоит на подставке с позолоченными серебряными опорами в виде набегающих волн, мастер Юлус Раппопорт (до 1896 г.), фирма Фаберже, из Королевской коллекции Великобритании.
Химический анализ пурпурина Фаберже, относящегося к 1880 году, показывает, что это натровое стекло, которое существенно отличается от свинцово-калийного пурпурина, производимого на Императорском стекольном заводе в 1860-х. Было высказано предположение, что пурпурин для Фаберже создавал Сергей Петухов, химик Императорской мануфактуры, который ушел с Императорского стекольного завода в 1878 году.
Вот что писал Генри Бейнбридж, менеджер лондонского филиала Фаберже:
«И есть еще одна субстанция, созданная человеком, а не природой, но от этого не хуже, во всяком случае с точки зрения редкости, потому что ее создатель умер, и ее уже нельзя будет сделать снова, поскольку его секрет умер вместе с ним. Я имею в виду стекловидное тело, называемое пурпурином. Это было изобретение рабочего по имени Петухов с Императорского стекольного завода в Санкт-Петербурге. Этот материал очень похож на обсидиан, имеет тот чудесный красный цвет, который назвали французы sang de boeuf, и очень тяжелый, имеющий в составе золото. (Бейнбридж. «Питер Карл Фаберже: Его жизнь и творчество», Лондон, 1949).
Шкатулка из пурпурина в оправе из золота с белой эмалью, мастер Хенрик Вигстрём, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 4,9х4,9х2,1 см, 1908-1917 гг., из Королевской коллекции Великобритании.
Ручка зонтика из пурпурина в оправе из двухцветного золота, украшенная белой гильошированной эмалью и оранжевыми гранатами, мастер Федор Афанасьев, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1907-1908 гг.
Нож для бумаги в форме ятагана в золотой оправе, украшенный пурпурином, мастер Эрик Коллин, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, около 1895 г.
Ручка зонтика из пурпурина в оправе из двухцветного золота, украшенная белой гильошированной эмалью и бриллиантами, мастер Михаил Перхин, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, около 1895 г.
Архивные записи свидетельствуют о том, что императрица Александра Федоровна приобрела эту красивую ручку от зонтика в ноябре 1896 года, заплатив немалую сумму - 110 рублей.
Футляр для зубочисток из пурпурина в оправе из золота, украшенный бриллиантами, мастер Хенрик Вигстрём, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1908-1917 гг.
Поднос из пурпурина в серебряной оправе, фирма Фаберже, Москва, 1899-1908 гг.
Стопка в виде головного убора офицера Лейб-Гвардии Казачьего полка из серебра и пурпурина, мастер Эрик Коллин, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, конец XIX века.
Водочные стопки в виде головных уборов разных родов войск были популярными сувенирами. Николай II числился командиром 1-й сотни Лейб-Гвардии Казачьего полка с 1906-1917 гг.
Печать с государственным гербом из пурпурина в оправе из двухцветного золота, высота 7,2 см, мастер Михаил Перхин, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, около 1890 г.
Морская печать из пурпурина в оправе из золота, высота 4,7 см, мастер Эрик Коллин, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, 1899-1901 гг. На агатовой матрице печати выгравирован якорь под императорской короной и инициалы «ОК».
Шкатулка из пурпурина в оправе из золота с белой эмалью, застежка с бриллиантом огранки роза, мастер Хенрик Вигстрём, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, длина 6 см, 1903-1904 гг.
Два кулона из пурпурина в оправе из золота, мастер Андрей Адлер, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, длина 6 см, около 1900 г.
Ручка зонтика из пурпурина в оправе из позолоченного серебра, украшенная полупрозрачными полосами яблочно-зеленой эмали, мастер Ялмар Армфельт, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, около 1910 г.
Шкатулка из пурпурина в оправе из двухцветного золота, мастер Хенрик Вигстрём, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, длина 13,4 см, около 1913 г.
Кулон из пурпурина в оправе из золота с бриллиантами, мастер Август Хольминг, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, высота 1,5 см, около 1900 г.
Яйцо-кулон из пурпурина в оправе из золота с бриллиантами, мастер Эрик Коллин, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, около 1895 г.
Яйцо-кулон из пурпурина в оправе из золота с бриллиантами, мастер Эрик Коллин, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, около 1900 г.
Яйцо-кулон из пурпурина в оправе из золота с бриллиантами, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, конец XIX века.
Золотая булавка, украшенная яйцом из пурпурина, обвитым золотой змейкой с бриллиантом, длина 19 см, фирма Фаберже, Москва, 1899-1908 гг.
Кулон в виде лебедя из пурпурина в оправе из золота с бриллиантами, мастер Эрик Коллин, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, высота 2 см, около 1890 г.
Кулон с мальтийским крестом из пурпурина в оправе из золота с эмалью, мастер Эрик Коллин, фирма Фаберже, Санкт-Петербург, см, около 1890 г.
Удивительный материал! Даже не верится, что это не минерал. И все, что здесь представлено обалденно красиво и классно!
Да еще и драгоценный, но основе примесей золота!
Огромное спасибо за знакомство с новым, мне не известным материалом! Очень интересно. А сколько красивых вещей! Да, фирма Фаберже — это высочайший уровень!
Не знала что такой материал есть. Очень интересно
Да, нам сейчас доступно творчество Фаберже как никогда раньше. Я услышала впервые это имя в сериале «Следствие ведут знатоки», эпизод «Подпасок с огурцом». Даже специально пересмотрела его недавно. А за последний год узнала много нового о фирме Фаберже, чем и поделилась с вами))
Очень интересно! присоединяюсь к сообществу — тоже не знала, очень красиво, в восхищении от работ. и материала )) Спасибо, Вера!
Год назад я уже публиковала ковш в виде лодки в подборках по работам Юлиуса Раппопорта. И тогда мне задали вопрос: что же это за материал? На тот момент я ответа не нашла, а недавно появилась первая информация об этом стекле. Новый поиск и привел меня к этой публикации))
В цитируемом описании пурпурин сравнён с обсидианом (природное вулканическое стекло) — был в институте краткий курс геологии, практические занятия прогуляла (четвёртой парой шли), но обсидиан запомнила — плотный, тяжёлый))).
Обсидиан часто используют как поделочный материал. оооочень давно, еще в советские времена, хотела купить серебряные сережки с обсидианом, полчаса над ними стояла, так и не купила, но запомнилось)
Впервые вижу такой материал… Красиво! Ну… Фаберже! Что здесь можно еще сказать.Очень понравился браслет.Шикарный.Верочка, спасибо)))
Стекло непростое, а золотое. А цвет-то каков, ярче рубина! Спасибо, Леночка!
Красный цвет сам притягивает внимание, а тут материал, созданный умом и талантом человека. Очень красивое стекло, не отличишь от минерала. Я просто влюбилась в пурпурин! Фаберже это фабарже! Спасибо, Верочка за изумительную красоту, за исторические справки. Все было очен интересно !
Спасибо, Зоя! Стекло может принимать самые разные формы и сверкать изумительными цветами. У меня еще много удивительных находок по стеклянной теме. Готовьтесь восхищаться